Даня Рудой — молодой музыкант из Екатеринбурга, который уже несколько лет публикует видео на YouTube. В интервью он рассказал, как справиться с выгоранием, что сложного в творчестве и почему для блогерства нужен талант.
— Расскажи, как ты начал играть на гитаре?
— Начал я в девятом классе. После перелома руки и на почве любви к тяжелой музыке, фантазий, что я рок-звезда. Тогда я закорешился с соседом, у которого музыкальная семья – папа гитарист, старший брат и он тоже гитаристы. Я попросил научить меня играть, мечтая о том, что мы создадим группу и будем выступать на местных концертах. Тот сосед показал мне «Кузнечника» и Nirvana — «Come as you are», помог установить программу «GuitarPro». И я сел изучать всё это. Это был, наверное, 2007 год. Тогда, соответственно, не было ютуба, а к репетитору я бы не пошел, потому что хотел учить рок. Пришлось самому разбирать соляки, аккорды. С родителями был такой уговор — как только я смогу что-то сыграть, мне купят электро-гитару. На это ушло месяца три игры на ужасной «ленинградке», а потом началась более серьезная жизнь. Через год я уже начал писать свои мелодии.
— Почему ты решил создать канал?
— Лучше рассказать, почему я не сделал этого раньше. У меня не музыкальная семья, и мое увлечение никто не рассматривал, как что-то, чем я буду зарабатывать. Родители пытались предопределить мою судьбу — пойдешь в нас местный и институт, будешь что-нибудь там делать, короче, станешь физиком. Но с этим не задалось. Душа всегда просила музыки, но я всё равно шел по проторенной дороге. Иногда выступал в каких-то заведениях, что-то делал для себя, но серьёзных планов не было. Параллельно пробовал и социальные сети вести, потому что хотелось всем делиться, нравилось внимание.
В 2018 году мы с товарищем начали заниматься своим делом, но оно тоже не пошло. Тогда я понял, что пора жить за счёт своего таланта.
Не обязательно выступать, можно просто творить в социальных сетях и хорошг жить. Тем более, мне уже было нормальное количество лет, просто так хобби уже не позанимаешься, нужно ещё и зарабатывать. Поэтому я решил, что не пропаду, и сделал осознанный выбор. Открыл канал, получал десять тысяч упреков от родственников, таксовал, чтобы выжить, ломал машину, брал деньги в долг.
Летом 2019 я снова почти сдался, устроился работать на склад. Поработал два дня и понял, что лучше тратить время на музыку. Как раз тогда на канале стало десять тысяч подписчиков, я стал проводить стримы, и всё остальное стало само подтягиваться.
— Как ты продвигал канал?
— Канал я толком не продвигал. Если мы говорим именно про продвижение — это реклама, бюджет, то такого не было. Люди сами меня находили, сами приходили и всё было хорошо. А рекламы, которые были — это «респекты» от других ребят. Ну, ты сама знаешь, Ярик Бро когда-то кидал респект. С другими каналами тоже зрители пересекаются и они находят меня по моим песням. А ещё я просил знакомых ставить лайки, делать репосты.
— Что ты думаешь о формате вертикальных видео?
— Вообще, я отношусь к нему положительно, потому что эта штука работает для привлечения аудитории. В любом случае, нужно использовать всё, что есть. Если площадка позволяет делать это, это и это, то нужно делать то, то и то. Тогда алгоритмы сразу тебя хорошо толкают. Для кого-то формат вертикальных видео становится даже основным. В общем, вырезать короткий фрагмент и выложить его отдельно — лишним никогда не будет.
— А что по поводу прямых трансляций? Как ты начал их вести и почему продолжаешь?
— Стримы — огонь. Это всегда что-то живое, что-то веселое. Бывает и не весело, конечно, но это всё равно опыт. Более того, когда я начал их вести, прокачался и уровень моих живых выступлений. Ну и, естественно, финансовая составляющая играет важную роль. Это приятно, когда ты живешь за счёт музыки. Ты радуешь людей, а они благодарят тебя донатами — денежными переводами. Плюс, в отличии от видео, стримы всегда смотрит только твоя аудитория. Ты будто проводишь время с друзьями: они тебя знают, ты их знаешь. Сидите и вместе кайфуете. Тем более, ко мне приходит не так много человек - 25-40, поэтому на трансляциях всегда тепло и уютно.
— Ты, как многие гитаристы, снимал видео про чат-рулетку. Почему на твоем канале формат не прижился?
— Я ненавижу чат-рулетку. Мне никогда не нравилось там сидеть, это очень много времени занимает. Хотя свои видео достаточно быстро снимал, и когда Ярик Бро сказал, что снимает по восемь часов, я очень удивился. Подумал: "Господи...". А в итоге ты смотришь такие видео и видишь одни и те же песни от ролика в ролик. Это просто скучно. Ещё и реакцию нужно провоцировать — я терпеть этого не могу.
Я ненавижу искусственность, ненавижу придумывать что-то, делать сценарии, выбивать из людей эмоции.
А ещё хуже, когда блогеры сговариваются с кем-то, нанимают актера и снимают постанову изначально. Поэтому формат на моем канале и не прижился.
Самое ужасное, что я сделал в тот год, когда снимал чат-рулетку — шел на поводу у зрителей. Когда всё это начало хайповать, я решил, что тоже нужно этим заняться, хотя на самом деле не хотел. Да, видео залетели, я сам повеселился, было классно. Но в долгосрочной перспективе это ужасно и мне не нравится. Мне нравится на гитаре играть, развиваться, учить теорию, получать новые навыки. А люди, которые снимают ролики про чат-рулетку, занимаются только роликами про чат-рулетку. Я хочу строить контент на творческой эмоции, а не быть анекдотом и развлекателем.
— Какое место в твоей жизни сейчас занимает блогерство?
— Я, в первую очередь, гитарист, а потом уже блогер. Весь свой день я трачу на гитару, а не на блог. Возможно, это неправильно.
Бывали и такие периоды, когда я тратил время на создание контента, но неизбежно деградировал в гитаре. Казалось, что занимаюсь не тем, что лучше прокачивать навык: быть более музыкальным, лучше петь, покреативить и песенку сделать. Но нужно держать баланс, потому что в итоге-то я за всё переживаю. Приоритеты расставить тяжело, ведь всё взаимосвязано — что-то не сделал, в другом просел. Вокал не потренил, на стриме плохо спел. На гитаре не потренил, а потом видео долго не мог записать. В общем, всё важно: блогерство, гитара, преподавание. Всё, что связано с музыкой.
— Раз ты упомянул преподавание, расскажи, как проходят уроки?
— Урок проходит онлайн — мы созваниваемся в Telegram и общаемся примерно час. Естественно, с домашним заданием. Потому что часа в неделю мало, нужно заниматься гораздо дольше. А программа обучения авторская и основана на моём опыте. Иногда, например, так складывается, что к моменту взятия гитары в руки человек лучше управляет пальцами, а кто-то другой совсем так не чувствует, и у них разные уровни. Поэтому есть план решения проблем, но у всех он разный. В этом и заключается квест преподавания — нужно подстраиваться под разные запросы, по-разному объяснять одни и те же вещи.
— Какие люди у тебя занимаются?
Самому младшему ученику было 14 лет, а самому старшему около пятидесяти. И опыт у всех разный: у кого-то меньше месяца, а кто-то играет уже пятнадцать лет. Только один раз пришел парень, который не был самоучкой и занимался на классической гитаре. У него всё было хорошо, но он не умел играть песни, потому что в музыкальной школе не учили аккордам. Все остальные были самоучками.
У них запрос чаще всего запрос самый простой — брынчать и получать удовольствие. Бывают и более конкретные проблемы. Кто-то умеет играет, но не умеет петь, или наоборот. И потом раскрывается много проблем: пластичность рук, ритм, вокал. Стараюсь помогать развивать всё вместе, чтобы игра в любом случае увереннее.
— Почему тебе нравится преподавать?
— Думаю, и так слышно, что я очень люблю говорить о гитаре. Мне это интересно, я сам постоянно что-то изучаю.
И помогать другим людям с их проблемами — это как решать головоломку.
Но заниматься чисто преподаванием абсолютно не интересно. Нужно самому учить и практиковаться, а потом уже делиться этим. Может через пятнадцать лет всё поменяется, но сейчас, да, мне хочется больше преподавать, но мой гитарный путь ещё долго нужно продолжать. И скучно станет, если заниматься чем-то одним.
— Как думаешь, гитарные курсы могут быть эффективными?
— Я не буду оценивать курсы Акстара, Ромы Конограя или Раиля, потому что не проходил их, но, конечно, они могут быть эффективными. Разница только в том, сколько времени времени ты потратишь на изучение гитары. Плюс занятия с преподом в том, что ты очень быстро получаешь ответ на вопрос. Не факт, что один ты сможешь разобраться так же быстро. Тем более, в видео нельзя предугадать проблемы, которые могут возникнуть у ученика. Поэтому стоимость такого обучения ниже - оно не даст ответы на все-все-все вопросы. Ко мне тоже приходят ребята после определенных курсов, и всегда приходится исправлять недочеты, о которых раньше не говорилось.
— Как ты справляешься с творческим выгоранием?
— Когда такое приходит, я это терпеть не могу. Я ещё и легко заводимый человек, сразу начинаю ругать себя за что-то, быть не в настроении. Но выгорание же оно как возникает: ты во что-то сильно вкладываешься, а оно получается не так хорошо, как должно. Поэтому нужно вносить в жизнь разнообразие. Например, если я долго не тренируюсь, физкультурой не занимаюсь, то начинаю гаснуть моментально. Или, если говорить про музыку, то на моих стримах иногда звучат песни, которые я никогда не слышал. Это тоже разнообразие. Могу песню один раз послушать и сразу идеально сыграть, а могу психовать из-за того, что ничего не получается. Но это в любом случае встряска, после которой выгорания не будет. Да и песен у меня много, какие-то я редко играю и потом с удовольствием вспоминаю. В творчестве это важно. Если стало скучно, учить что-то новое, пробовать, ставить цели, будить мозг.
— А внутренний критик больше помогает или мешает?
— Больше мешает. Когда начинаешь переживать за что-то, то пытаешься сделать лучше, чем хорошо. Например, я занимаюссь видео уже недели полторы и написал к нему три сценария. Каждый раз гонюсь за перфекционизмом. И иногда правда нужно очень хорошо что-то сделать, но важно не потерять живость.
— Ты уже несколько лет выпускаешь свои песни. Расскажи, о чем они и как создаются?
— Бывает, что переживания захватывают, и их нужно изложить. Это и любовные переживания, и более глобальные. И происходит всё в виде какой-то волны: сидишь, играешь, перебираешь аккорды. Потом в голову приходит мотив, мелодия. К ним начинают цепляться слова, а они превращаются в текст. То есть, я просто занимаюсь творческим процессом, и тогда наружу вырывается то, что сидит внутри.
Бывает и такое, я еду в машине, а красивая строчка просто появляется в голове. Начинаю её обдумывать, рассуждать, и как в сказку добавлять деталей. Например, песня "Асфальт" так и появилась: я придумал фразу, а потом появилось всё остальное. Я вообще-то никогда ничего на асфальте не писал, это просто стандартный пацанский опыт.
Так всё и создается — ловишь мысль, волну, и стараешься на ней прокатиться.
— Каким было твое первое живое выступление?
— Сейчас уже не могу вспомнить, но по-любому это был трепет, кураж, страх и косяки. Вообще, когда первый раз показываешь, что что-то умеешь, это волнительно. Помню, в школе с девчонкой встречался и пел ей песни по телефону. Тогда ещё были домашние, стационарные. Клал рядом трубку и по громкой связи ей показывал, какие песни учу. А потом я встречался с другой девчонкой, и она попросила сыграть что-нибудь при ней. Повернулся спиной, стал петь, а она сидела сзади и слушала.
— Что сейчас ты чувствуешь во время концертов?
— Всегда волнение. Я вот ребятам, которые у меня занимаются, всегда говорю: ты либо поддаешься волнению и направляешь его в страх, начинаешь тупить и всё такое, либо ты этот трепет направляешь в кайф. Улыбаешься, представляешь себя рок-звездой и наслаждаешься.
— Почему для тебя важно не просто блогером, а музыкантом?
— Потому что блогерство — это другой талант, который мне не особо интересен. Я не хочу слепо следовать трендам. На днях, кстати, вспомнил про ребят, через которых когда-то продвигал социальные сети. Они давно занимаются другими вещами. Того, что было тогда, уже нет, а те люди хотели быть не популярными музыкантами, а просто популярными. Возможно, подстраиваться под формат - это тоже талант, но мне интересно быть именно хорошим гитаристом, певцом и наставником. Не просто картинкой. И в моем понимании блогер — это тот, кто делает что угодно, лишь бы оставаться в тренде. Это странно и непонятно. Вкладывать время в навыки для меня важнее, чем вкладывать его в контент.
— Что самое сложное в том, чтобы зарабатывать творчеством?
— Это само по себе сложно. Но самое сложно, наверное, просто что-то делать. Когда ты идешь на работу, есть четкий график и все, что после шести вечера — это время на себя. А когда начинаешь работать не на дядю, весь день становится временем для себя. Приходится самому нести ответственность за то, как он пройдет. Сразу появляется много задач, на которые нужно умудриться найти время. Например, сегодня я хотел смотреть стрим и сделать отрывки для вертикальных видео. По итогу, поработал минут двадцать, потому что постоянно появлялись другие дела — то семье помоги, то ещё что. Под конец дня ничего не успеваешь. А когда ты занимаешься творчеством, никто вместо тебя ничего не сделает. Приходится писать план на целую неделю, чтобы всё успевать.
— Что ещё, кроме гитары, ты любишь?
— В моей жизни есть гитара и вокал, а есть всё остальное. И в этом остальном самые обычные вещи: настольные игры, фильмы, сериалы, компьютерные игры, прогулки, проводить время с семьёй. Но любовь к гитаре — она безгранична.