22 старших аркана Таро - сокровищница архетипов коллективного бессознательного, переданных в виде сюжетных рисунков, наполненных глубоким символизмом.
Таро - это наглядная иллюстрация пути индивидуации личности и раскрытия самости по К.Г. Юнгу. И вечная сказка про путешествие героя. Книга Хайо Банцхафа "Таро и путешествие героя" до сих пор является для меня откровением.
И вот, читая ребенку сказку "Буратино" Алексея Толстого, я была приятно удивлена, обнаружив в ней большую часть этих архетипов.
Уже не единожды на просторах интернета я встречала версию, что Буратино - это Дурак, нулевой аркан Таро, и совершенно с этим согласна. И путешествие героя в мире Таро - это как раз путешествие Дурака. Вот совпадение...
Дурак, как и Буратино, беззаботен, весел и оптимистичен. Отправляется в путешествие с собакой и маленькой котомкой вещей - самых необходимых, что пригодятся ему в пути. Не смотрит под ноги и из-за своей беззаботности частенько находится на краю пропасти, но всегда кто-то помогает ему удержаться. На заднем фоне виднеются горы, которые ему только предстоит покорить. Вся карта залита солнечным светом, но само солнце изображено на карте не полностью т.к. архетип Солнце - раскрытая самость и завершенный путь индивидуации, а Дурак только начинает этот путь. И полным светом солнце засияет только на одноименном 19 аркане Таро, когда герой пройдет все испытания своего дневного и ночного пути.
"Рано поутру Буратино положил азбуку в сумочку и вприпрыжку побежал в школу." - Дурак отправляется в путь с сумочкой и одной единственной вещью. И эта вещь обязательно ему пригодится, чтобы следовать по своему пути - не идти в школу как все дети, а обменять азбуку на билетик в театр.
И на представлении Буратино засиял улыбкой Дурака, почувствовавшего свое предназначение, хоть пока его и не осознавшего.
Кстати, во время приключений Буратино обретает даже собаку Артемона. А в кульминации сказки идет пр так что символическое соответствие аркану Таро полное.
Папа Карло, на мой взгляд, соответствует аркану Маг.
Читая сказку, я старалась не принимать желаемое за действительное и зрить в корень архетипа. А суть Мага - это активное творческое начало и созидание, связь между небом и землей, воплощение на Земле энергии свыше (в Таро Уэйта правая рука Мага держит жезл, указывая на небо, а левая - на землю). И папа Карло, безусловно, творец и волшебник, ведь он создал не просто куклу, а живую куклу, обладающую сознанием и высокими целями.
У папы Карло есть важный атрибут Мага - стол, символизирующий земную реальность. На столе у Мага Таро присутствуют символы четырех стихий - меч, монета, кубок и жезл. У папы Карло был лишь меч-нож, огонь и котелок были нарисованы у него на холсте. Как известно, никаких монет в доме у него не было, но он принес домой полено - вещь, явно относящуюся к земной материальной стихии, с помощью которой он хотел эти монеты заработать. И процесс творения начался.
Из описания папы Карло мы знаем, что он всегда ходил по улице в широкополой шляпе, как и Маг из древней колоды Марсельского таро. Художники обычно рисуют папу Карло в красной верхней одежде, похожей на мантию Мага, но тут я не буду притягивать за уши, т.к. автор цвет одежды не упоминал.
В театре Буратино знакомится со своими будущими друзьями и злодеем Карабасом Барабасом, который, конечно, соответствует аркану Дьявол
При знакомстве с Карабасом Барабасом мы обнаруживаем немало атрибутов дьявола с карты Таро - и огонь, и борода, и связанные жертвы-куклы. И ключевое - Дьявол, это главное зло среди арканов, точка надира и кромешной тьмы, а Карабас Барабас - главный злодей книги.
Ну и сразу после знакомства со злом, театром и будущими друзьями, Буратино отправляется в Страну Дураков, где он будет проходить испытания и познакомится со своими тенями -лисой Алисой и котом Базилио.
Когда я читала про черную, как сажа, ночь в пустынной Стране Дураков, восходящую луну и черный лес с озером, передо мной сразу предстал аркан Луна во всей красе. Ну и главная идея аркана Луна - скрытая опасность, блуждания в мире иллюзий, обманы и тревоги, трудности в нахождении выхода - всего этого Буратино натерпелся в Стране Дураков сполна.
И даже на какое-то время запутался и стал жертвой, совсем как аркан Повешенный.
Но в состоянии жертвы Буратино пребывал не слишком долго, потому что он Дурак и имеет доступ к своей миссии, поэтому сама судьба его ведет и помогает.
И выход из аркана Повешенный - самый страшный для многих аркан Смерть. Но именно этот аркан может дать истинную трансформацию, смерть ложного эго и отживших программ.
На мой взгляд, трансформация Буратино произошла в сцене на болоте, когда власти Страны Дураков решили его утопить. Утонуть он не мог, но до того испугался, что лежал неподвижно в тине и печально раздумывал о своей судьбе. Что он действительно глупый мальчишка и забрел совсем не туда. Именно в этом грязном пруду Буратино понял, кто ему друг, а кто враг; где правда, а где ложь. И только после этого перестал блуждать по Стране Дураков в надежде получить урожай золотых монет. Кстати, карта Смерть также имеет отношение к водной стихии и Скорпиону, ведь за всадником течет река Стикс. Освобождение от иллюзий и катарсис. Назад дороги нет, только вперед!
На катарсисе пока и остановлюсь.