Найти тему
68,7K подписчиков

Я жил в те времена в Казани когда подростки делили асфальт. О сериале"Слово пацана" глазами очевидца тех событий

4,5K прочитали
Сага Жоры Крыжовникова о молодежных казанских группировках наделала много шума еще задолго до премьеры. Чиновники требовали запретить «Слово пацана» в Татарстане и пиарились на ажиотаже вокруг картины.

Сага Жоры Крыжовникова о молодежных казанских группировках наделала много шума еще задолго до премьеры. Чиновники требовали запретить «Слово пацана» в Татарстане и пиарились на ажиотаже вокруг картины. Тем временем обычные люди ждали интерпретацию «Казанского феномена» как билет в ностальгическое путешествие - а ностальгию-то мы любим.

Крыжовников замахнулся на бандитскую романтику и попытался осмыслить «Казанский феномен» - время, когда в столице Татарстана процветали группировки.

Сага Жоры Крыжовникова о молодежных казанских группировках наделала много шума еще задолго до премьеры. Чиновники требовали запретить «Слово пацана» в Татарстане и пиарились на ажиотаже вокруг картины.-2

«Слово пацана. Кровь на асфальте» создан по мотивам практически одноименной книги Роберта Гараева, где собраны истории из жизни знаменитых казанских авторитетов и силовиков, боровшихся с ними. «Перваки», «Хади Такташ», «Курчатовские», «Советские», «Аделька», «Квартала», «Телестудия», «Чайники», «Низы», «Грязь», «Кинопленка», «Жилка»... - практически речитативом перечисляет название банд один из героев. Мне сейчас 43 года, сам родом из Казани - я знаю эти названия. Они фактически символизируют мое детство.

Сага Жоры Крыжовникова о молодежных казанских группировках наделала много шума еще задолго до премьеры. Чиновники требовали запретить «Слово пацана» в Татарстане и пиарились на ажиотаже вокруг картины.-3

Сериал снимался в Ярославле, который удивительно похож на Казань 80–90-х. Дворы с цветными двухэтажками, турнички, гаражи, хоккейные коробки и толпы тех, кто «в теме», - не всегда же Татарстан был процветающим регионом, когда-то он был и таким обшарпанным. Атмосфера действительно передана максимально качественно: чего только стоит безупречная работа режиссера-постановщика, операторов, цветокорректоров, монтажеров и команды костюмеров.

Сага Жоры Крыжовникова о молодежных казанских группировках наделала много шума еще задолго до премьеры. Чиновники требовали запретить «Слово пацана» в Татарстане и пиарились на ажиотаже вокруг картины.-4

В центре сюжета школьник, которому надоело быть "чушпаном" и он решился пришиться к группировщикам. Как в той же «Бригаде», романтика этих бандитских времен развенчивается через истории простых пацанов, которые оказались заложниками времени. Но, к сожалению, в данном случае актеры от этой романтики настолько далеки, что при всем своем мастерстве просто физически не могут передать заложенный смысл. Иван Янковский (Вова Адидас) с его интеллигентной физиономией органичен в условиях бандитской Казани.

Сага Жоры Крыжовникова о молодежных казанских группировках наделала много шума еще задолго до премьеры. Чиновники требовали запретить «Слово пацана» в Татарстане и пиарились на ажиотаже вокруг картины.-5

«Скорлупа» или «пиндюки» - возраст в банде, в котором находятся главные герои. Кстати именно они, ранее неизвестные актеры и вытаскивают этот сериал. Авторитет своего возраста Янковский после войны в Афганистане первым делом идет играть со скорлупой в футбол: такого просто не могло бы произойти.

Крыжовников, конечно, сильно романтизирует всю эту пацанскую философию, но лишь для того, чтобы максимизировать контраст перед ее полным уничтожением. В шестой серии это стало понятно, когда в середине фильма появились титры на героях, что многие из них погибнут от пуль в 90-х. Да, у мальчишек в его сериале практически не было выбора. Да, у них была своя честь и свои даже где-то благородные принципы. Да, они крали, но чтобы выжить или подарить бабушке утюг, о котором она мечтала всю свою голодную жизнь. Только какова цена всего этого? Для некоторых - жизнь.

Сага Жоры Крыжовникова о молодежных казанских группировках наделала много шума еще задолго до премьеры. Чиновники требовали запретить «Слово пацана» в Татарстане и пиарились на ажиотаже вокруг картины.-6

«Нету у нас никаких группировок», - говорит персонаж пожилой советской учительницы. И эта концепция отрицания всего, что не нравится, - повторяется и сейчас. «Слово пацана» яро требовали запретить к показу в республике. Особенно настойчиво эту идею пропагандировала детский омбудсмен Татарстана Ирина Волынец, требующая запрета абортов (а что с ними еще делать? Не создавать же людям комфортные условия для жизни, глупости какие). В скором времени ожидаем запрета быть плохими. И хорошими тоже. Чтобы не расслаблялись.

Удивительно было наблюдать всё это странное мракобесие вокруг сериала "Слово пацана. Кровь на асфальте". То он пропагандирует насилие и молодежную преступность, то рассказывает о том, чего не было.

Нужно очень постараться найти какую-то пропаганду или романтизацию "пацанских движей" в фильме, где нет ни одного хоть немного позитивного героя. Уголовник-деградант? Пацаны, чья жизнь это хтонь и насилие? Милиционер, который избивает подростка валенком с кирпичом внутри? Пацаны отняли деньги у прохожих, и один низ них купил фирменный бабушке утюг, о котором она мечтала. Он у бабушки растет один. А потом его убивает шпана из другой группировки. По мнению строчащих доносы на фильм морализаторов, вот это примеры, за которым помчится молодежь?

Сага Жоры Крыжовникова о молодежных казанских группировках наделала много шума еще задолго до премьеры. Чиновники требовали запретить «Слово пацана» в Татарстане и пиарились на ажиотаже вокруг картины.-7

Этот фильм - прививка. Рассказ о том, как не надо. О том, какими мы были. И насколько мы изменились. Насколько общество стало гуманнее. Драки район на район — это все далекое прошлое. Которое фильм просто фиксирует. Не романтизирует и не героизирует. Было ведь и толпа на толпу, и один на один. Ни одна дискотека не обходилась без драки. Нунчаки в рукаве телогрейки. Заточки и арматурины. Все было. Но с другой стороны, улица — это свод неписанных правил. Это привычка отвечать за свои слова. Школа жизни. Только слишком злая и уроки жестокие. Очень хорошо, что наши дети с ней не сталкиваются.

Сага Жоры Крыжовникова о молодежных казанских группировках наделала много шума еще задолго до премьеры. Чиновники требовали запретить «Слово пацана» в Татарстане и пиарились на ажиотаже вокруг картины.-8

Нам есть что рассказать своим детям и научить как делать не нужно. Наши дети однозначно уже и лучше и умнее, и добрее нас, нашего поколения сорокалетних, или чуть больше. И судя по отзывам подростков, посмотревших сериал, он заставляет их думать не о том, как кого поколотить, а узнать, как жила страна совсем недавно. Как в той стране, где зарплату платили шинами и люстрами жили выживали их родители.

Казанские группировки не были каким-то уникальным явлением. Хотя и ярким. Дрались друг с другом по всему Союзу. Почему сериал так популярен на Украине? Да все потому же. В Харькове были знаменитые "харьки". В Кривбассе, на родине Зеленского, местные хулиганы назывались "бегуны", и тоже все было жёстко.

Сага Жоры Крыжовникова о молодежных казанских группировках наделала много шума еще задолго до премьеры. Чиновники требовали запретить «Слово пацана» в Татарстане и пиарились на ажиотаже вокруг картины.-9

У "бегунов" был свой свод понятий и система координат. Как и у пацанов в Алма-Ате. Или Магнитогорске. И в моем родном районе Казани, который назывался "11 двор". Сериал на Украине стал таким популярным, что там людям понятно - он и про них тоже. Одна страна же была. Разваливалась одинаково болезненно. Российский сериал про уличных хулиганов стал вдруг нашей мягкой силой. Не потому, что он рекламирует что-то. А потому что беда с молодёжью и бандами была похожая.

Вот укропатриотов и корежит. Фильм на русском языке вся Украина смотрит. Поэтому ИПСО и делает вбросы, вроде того, что якобы в Иркутске подростки убили парня "с другого района", посмотрев сериал.
Смешно сказать, но казанские пацаны из прошлого вдруг стали угрозой всем идеологическим украинским нарративам про особый путь, особый народ, вечную вражду и прочее. Его на Украине потому и хотят запретить? А у наших-то чего руки чешутся? Главное, никто не пытается какую-то полемику вести, сразу донос силовикам. "Кино портит нашу молодёжь".

Сага Жоры Крыжовникова о молодежных казанских группировках наделала много шума еще задолго до премьеры. Чиновники требовали запретить «Слово пацана» в Татарстане и пиарились на ажиотаже вокруг картины.-10

Вообще, сериал ещё важное предупреждение всем нам вот почему. Активизация молодёжных группировок в позднем СССР, во многом была связана с полным крахом советской идеологии. Не верили в неё. И молодёжь создавала что-то своё. У "люберов", например, была идеология весьма чёткая. Рассказы о светлом будущем не внушали доверия, а американские фильмы по видаку, создавали для молодёжи иллюзию, что можно жить хорошо прямо вот сейчас, "как в Америке". И боевые награды деда шли менять на джинсы с жвачкой. Это не фигура речи. Так было на самом деле.
Так что сериал, это напоминание всем нам, взрослым. Если мы не хотим снова потерять нашу молодёжь сегодня, то стоит понимать, что ответственность за умы нашей молодёжи, лежит буквально на каждом из нас. Начиная с семьи и заканчивая высшим руководством страны.

Сага Жоры Крыжовникова о молодежных казанских группировках наделала много шума еще задолго до премьеры. Чиновники требовали запретить «Слово пацана» в Татарстане и пиарились на ажиотаже вокруг картины.-11

Мы даём молодёжи цели и ориентиры. А не кино. Даже если кому-то страшно хочется снять с себя ответственность за молодёжь и переложить её на хорошо и правдиво сделанный сериал.

Считаю, что смотреть сериал Крыжовникова нужно. И анализировать его нужно, каким бы он ни был. Потому что история не должна повторяться. При всей нежности, окутывающей уличную риторику, режиссер сдирает с бандитской Казани романтику, как скальп, - уже во второй серии. Здесь нет плохих и хороших. Здесь боль и насилие со всех сторон. Но люди, пытающиеся запретить «Слово пацана», видимо, сериал не смотрели. Анализировать историю, особенно кровавую, принимать ее, делать выводы - сложно и больно. Не у всех есть на это силы.

Источники: Вечерняя Казань

Андрей Медведев