Найти тему
Культура оружия

Советские противотанковые ружья: неудачное или непобедимое оружие? (Часть 2)

Предлагаем вашему вниманию продолжение истории советского ручного противотанкового оружия, рассказанной американским военным историком Томом Лемлейном. Материал был опубликован на сайте thearmorylife.com.

Испытания в конце войны показали, что фальшброня совершенно неэффективна против «базуки» и PIAT. Помимо этого, Йенц и Дойл отметили в своей статье, что генерал Гудериан описал истинную цель такой брони в открыто распространяемой во время войны газете о немецкой бронетехнике. У разведки союзников, конечно же, не было недостатка в доступной информации о «юбочной» броне. Тот факт, что они неверно истолковали это (или решили проигнорировать этот факт), с тех пор является корнем путаницы. Более поздние испытания показали, что боковые фальшборты действительно не снижали проникающую способность американской «базуки». Когда кумулятивная боеголовка «базуки» ударяла в боковую броню, у взрывчатого вещества было достаточно времени и пространства, чтобы сформировать мощную «огненную струю» и сильно прожечь корпус танка.

Эта информация заставила меня внимательно присмотреться к советским противотанковым ружьям Второй мировой войны. Советский Союз вел войну совершенно другого типа. В отличие от своих западных союзников, его готовность нести тяжелые потери личного состава стала важным фактором в пользу продолжения использования противотанковых ружей даже после того, как британцы и американцы отказались от них. Необходимость также была важным фактором, из-за которого 14,5-мм ружья так долго оставались на вооружении у Красной армии. Но русские были совсем не глупы и ничуть не похожи на самоубийц, и, в конце концов, именно характеристики их противотанковых ружей позволили им успешно противостоять немецкой бронетехнике вплоть до самой победы.

Советская пехотная группа с противотанковым ружьем ПТРД-41 в бою, 1943 г.

Противотанковые ружья не наносят танкам такого ущерба, но от этого они не менее смертоносны при правильном использовании. Поскольку броня немецких танков совершенствовалась, советские стрелки из противотанковых ружей сосредотачивали свой огонь на конкретных участках корпуса для нанесения наибольшего урона. Советские противотанковые стрелковых расчеты редко стреляли по лобовой броне даже легких немецких танков, так как существовало большое количество уязвимых мест, и 14,5-мм винтовки были более чем точными (и достаточно многочисленными), чтобы поразить их. Хотя противотанковые винтовки не могли пробить толстую броню спереди и сбоку, но даже массивным танкам «Тигр» приходилось осторожничать.

В книге «Тигры в грязи» (Fedorowicz Publishing Inc., 1992) командир «Тигра» Отто Кариус так описывает советские противотанковые винтовки:

«У русского противотанкового ружья образца 1942 года была проникающая способность до 17 мм: измерение было произведено на переднем скате, где сидит водитель. Эта винтовка встречалась довольно часто, и ее можно было узнать по заметной вспышке от выстрела. Однажды произошло косое попадание в переднюю смотровую щель командирского колпака бронебашни. Его угол откололся и отрикошетил, смотровой блок был разбит. Прямое попадание (по блоку) крайне опасно. Снаряды противотанкового ружья обычно попадают в область смотровой щели».

Даже против могучего «Тигра» советские стрелки с противотанковыми винтовками боролись довольно успешно. Кариус также комментировал: «Каждый командир танка должен был быть осторожен, выглядывая из люка, особенно во время позиционной войны. Тем более, что за башенными люками танков на передовой постоянно следили снайперы противника. Даже кратковременное открытие люка могло оказаться фатальным для командира танка».

Простые, но эффективные советские противотанковые ружья хорошо зарекомендовали себя на поле боя. Существовало два основных типа: ПТРД 1941 (Дегтярев) и ПТРС 1941 (Симонов). Это оружие так же было известно, как ПТРД-41 и ПТРС-41 соответственно. У боеприпасов калибра 14,5×114 мм была скорость 3320 футов в секунду (975,3 м/с).

ПТРД Дегтярева 1941 года представлял собой однозарядную винтовку калибра 14,5 мм с продольно-скользящим затвором, ствол и ствольная коробка были встроены в подпружиненную трубчатую раму. Прицельные приспособления были смещены влево. Вес ПТРД составлял 38,5 фунтов (17,4 кг), а длина — 78 ¾ дюйма (200 см). ПТРС Симонова 1941 представлял собой массивную полуавтоматическую винтовку калибра 14,5 мм с магазином на пять патронов. Для транспортировки орудие можно было легко разобрать на две части. Вес ПТРС составлял 46 фунтов (20,8 кг), а длина 84¼ дюйма (213 см).

-2

Длина ПТРС-41 с магазинным питанием составляла 84,5 дюйма, зачастую рост стрелка был даже меньше ружья

Поскольку танковая броня становилась все толще, а противотанковые пушки увеличивались в размерах и их начальная скорость увеличивалась, как могло противотанковое ружье калибром менее 20 мм представлять опасность для боевых танков примерно в 1943 году или позднее?

Ответ кроется в возможностях российского 14,5-мм противотанкового ружья и изучении тактики советской противотанковой стрельбы. Русские, не имея достаточно развитых технологий в области кумулятивных зарядов, использовали то, что у них было, и, по-видимому, удавалась им это хорошо. Их тактика «глубокоэшелонированной противотанковой обороны» отлично справилась с задачей объединения имеющейся огневой мощи. Значительное количество тяжелых противотанковых орудий велo огонь по передней части немецкой бронетехники, сдерживая их атаки, в то время как легкие противотанковые орудия и противотанковые ружья вели огонь по уязвимым боковым и задней частям бронемашин и танков. Немцы потеряли огромное количество техники на русском фронте, и многие из этих потерь напрямую связаны с эффективностью советских противотанковых средств защиты.

-3

Агитационно-обучающий плакат Советского Союза с изображением противотанкового ружья ПТРД-41

На близких дистанциях ПТ-ружья были весьма эффективны против бортовой и кормовой брони немецкой техники. Снаряды калибра 14,5 мм (обычно с вольфрамовым сердечником) оказались на удивление эффективными против 30-мм броневой бортовой защиты Panzer III и Panzer IV. Более поздние испытания показали, что российские противотанковые ружья также могут пробивать нижние борта корпуса Mark V Panther.

Немецкие полугусеничные вездеходы, штурмовые орудия и самоходно-артиллерийские установки также были уязвимы для советских противотанковых ружей. Из ПТРД и ПТРС можно было стрелять по гусеничной технике и опорным каткам, стволам пулеметных орудий, смотровым щелям, люкам, моторным отсекам и членам экипажа. Советским группам «охотников за танками» было легко атаковать выведенную из строя немецкую технику, оставшуюся без прикрытия пехоты.

-4

Советские солдаты учатся пользоваться однозарядным противотанковым ружьем ПТРД-41

Хотя ружья ПТРС и ПТРД довольно длинные и громоздкие, из них можно безопасно стрелять из бункеров и зданий (в отличие от гранатометов типа «базуки»). Их демаскирующие признаки стрельбы также была значительно меньше, чем у противотанкового гранатомета или тяжелой противотанковой пушки. Во время согласованных наступлений советские противотанковые винтовки могли вывести из строя огромное количество немецких бронетранспортеров, делая их уязвимыми для более крупных противотанковых средств или атак с близкого расстояния с помощью ранцевых подрывных зарядов или магнитных мин. С другой стороны, ПТРД и ПТРС были неудобными для стрельбы. Отдача у них была ужасная, а дульный выхлоп словно кувалдой бил стрелка. Несмотря на это, советские 14,5-мм винтовки считаются самым недооцененным противотанковым оружием Второй мировой войны. Их эффективность на поле боя заставила немцев внести существенные изменения в конструкцию броневой защиты, навсегда изменив внешний вид боевых бронированных машин.

-5

ПТРС-41 было одним из двух основных противотанковых ружей на вооружении советской пехоты на Восточном фронте

Во время Корейской войны американские войска захватили несколько советских противотанковых ружей. Эти трофейные винтовки получили название «винтовки Буффало» и использовались в качестве экспериментальной платформы, на которой впоследствии появилось несколько поколений американских снайперских винтовок 50-го калибра.

Я стрелял из некоторых современных винтовок 50-го калибра, и, даже несмотря на их усовершенствованные системы поглощения отдачи и дульные тормоза, они не показались мне приятным в обращении огнестрельным оружием. Я могу только представить, насколько сильная отдача и дульный выхлоп были у старых противотанковых ружей времен Второй мировой войны, у которых не было никаких специальных стрелковых аксессуаров.

Источник фото: firearmsnews.com