Картинка из счастливого детства: в дом с мороза входит молодая стройная мама, разрумянившаяся, наполненная ароматом воздуха, в расстегнутой шубке и струящемся пушистом платке. Этот платок купили в Оренбурге, где мастерицы вяжут знаменитые на всю Россию пуховые платки. И мамина паутинка, связанная по правилам, выработанным за 250 лет существования промысла, легкая и такая тоненькая, что при размере полтора на полтора метра с легкостью проскальзывала через обручальное кольцо, вступая в противоречие с поговоркой «где тонко, там и рвется», не рвалась, а сохраняла первозданный узор и согревала не одно поколение женщин нашей семьи.
Говорят, что оренбургский платок родился у матушки Степи и батюшки Солнца. Лёгкий и тёплый, он струится по женским плечам, подчёркивая красоту своей хозяйки и придавая ей изысканное изящество.
Промысел этот зародился здесь в середине XVIII века. После царского указа 1755 года об учреждении Оренбургского Казачьего Войска в окрестностях Оренбургской крепости — восточного форпоста России — по берегам Урала и Сакмары стали селиться казаки. Лютая зима с пронизывающим ветром заставила сесть казацких жён за вязанье. Они стали вычёсывать лохматых местных коз, что паслись в степях и весной, в преддверии жаркого лета сбрасывали подшёрсток — лёгкий летящий пух. Причёсывая местных коз, казачки стали получать ценное сырьё, из которого научились прясть ниточку, такую тонкую, какую не дают ни лён, ни конопля.
Такой породы коз, как в Оренбуржье, — кашмирской — в мире больше нет. Пробовали разводить в других местах — не приживаются. Поэтому и узоры, которые создавали здесь, совершенно неповторимы. В 1862 году на выставке в Лондонском хрустальном дворце шесть платков оренбургской казачки Марии Усковой произвели такое впечатление на взыскательную публику, что шустрые западные предприниматели стали выпускать нечто похожее с пометкой «имитация под Оренбург». Но эти изделия так и остались имитацией. Куда им до платков, связанных южно-уральскими мастерицами!
Пуховые платки в этих краях вяжут до сих пор. В одних сёлах — ажурные паутинки, в других — на тёплые и плотные шали.
— Работа эта непростая, — рассказывает директор музея «Гильдии пуховниц» Галия Абсалямова. — Сначала надо специальным гребнем вычесать пух. Потом — постирать и посушить, после чего свернуть в кудельку, чтобы прясть нить.
Галия Кимовна знает, о чём говорит. Она вяжет с шести лет. Учил её отец, который сам вязал пуховые носки. Девочка помогала маме и бабушке вязать шали.
— Я выросла на тёплых платках, — рассказывает Галия Кимовна, — но умею вязать и паутинку. Нитки пуховые прясть научили меня с раннего детства. Нить для настоящего платка должна быть правильной.
Пушистая основа закручивается вправо, а шёлковая, вискозная или хлопчатобумажная нитка, которая пойдёт сверху, — влево. Благодаря этой хитрости пряжа получается прочной, а пух не вылезает из платка.
Платок пушится постепенно, во время носки. Попала под лёгкий снежок, дома встряхнула, повесила, первые ворсинки распушились, появился первый пушок. Он остаётся в платке, а не на одежде. Нерадивые мастерицы, чтобы связать платок побыстрее да с рук сбыть, сразу на нить напрядают пуховую мякоть. Вот и «лезет» платок, пачкая одежду. На создание одного настоящего пухового платка уходит 270 часов— от двух недель до месяца тяжёлой, но такой радостной работы. Местные женщины детства к ней приучены. Испокон веку искусство прядения здесь познают с детства. Даже в наш компьютерный век есть семьи, где вместе с игрушками детям дают веретено и спицы. Каждая оренбурженка знакома с расчёской-чёской. Иголочки острые, как иголки, и пух, расчёсаный ею, становится ровным, без уплотнений. Тогда можно брать веретено и начинать прясть. Пуховая нитка получится чистая, ровная. Чем круче затянешь — темь тоньше будет.
Многие оренбурженки — горожанки, селянки — вечера проводят за вязаньем. В клубок прячут погремушки с пшеном, к спицам крепят бусины, как делали их бабушки. Всё это шуршит, постукивает, позвякивает, заснуть за работой не даёт. К концу нитки привязывают «куриный божок» — камешек с дырочкой, чтобы тот оттягивал ажурное вязание. Смотреть на платок опытной мастерице не обязательно: руки сами выводят замысловатые узоры: мышкин след, кошачья лапка, корольки, ландыши, солнышки, смородина.
В настоящем оренбургском платке — три части: середина, решётка и кайма. Середину обычно вывязывают в виде большого ромба или пяти поменьше. Затем вяжут воздушную решётку и, как картину рамой, обрамляют узорчатой каймой, которую вяжут отдельно и пришивают. Бывали на оренбургских шалях и кисти, но теперь они стали редкостью. И ещё одна примета: изнанки у оренбургского платка нет, все петельки в узоре одинаковые, ценится абсолютная симметрия. Достаточно разложить шаль на чёрной или белой ткани — станут видны все изъяны.
У каждой семьи оренбургских вязальщиц свои секреты мастерства, которые передаются из поколения в поколение. Многих мастериц объединяет «Гильдия пуховниц», при которой открыт музей пухового платка. Здесь можно купить шаль или палантин, не сомневаясь, что это не подделка, а истинное произведение искусства — оренбургский платок.