Традиционная архитектура - понятие, за которым скрывается совокупность методов строительства с использованием местных, то есть, доступных ресурсов, а также традиций, характерных для данного этноса и местности проживания. Для традиционной архитектуры свойственны, с одной стороны, некоторый консерватизм, следование определенным традициям и устоям (что ясно из самого термина), но с другой стороны, постоянное развитие, обусловленное разными факторами. В целом, несмотря на существенные различия, связанные с особенностями климата, культурно-исторической ситуации и этнических характеристик разных стран и народов, все же можно выделить основные черты, свойственные практически всем без исключения изводам традиционной архитектуры мира.
Попробуем выделить их и остановиться на каждом несколько подробнее. Во-первых, как мы уже говорили, для такой архитектуры весьма характерно развитие в русле традиций, определенный консерватизм. Наверное, можно назвать этот признак в числе оснований для классификации, скажем так, системообразующий признак. Однако следование традициям не является здесь таким уж неукоснительным и жестким.
Национальная архитектура, как и все прочие области человеческой деятельности, имеют тенденцию к изменениям во времени. Технологии развиваются, так же, как не стоит на месте и осмысление подходов к архитектуре в целом. Иными словами, меняется то, что сейчас именуется дискурсом. А дискурс этот, в свою очередь, переживает изменения в связи с происходящими переменами в климатических условиях, наличном состоянии природных ресурсов, культурной, научной, технологической, социально-политической ситуацией, имеющей место быть в определенное время для того или иного этноса, проживающего на территории, где развивается – всегда по-своему – традиционная архитектура.
Знания о том, как строить, передаются из поколения в поколения. При этом они тоже, естественным образом, переживают изменения. Многие и многие поколения, поначалу наощупь, методом проб и ошибок, вырабатывают основные принципы домостроения. В этом также заключается одно из отличий традиционной архитектуры от профессиональной, когда весь корпус научных знаний и точных расчетов, самой передовой техники своего времени, находится в руках архитекторов. Разумеется, и самые современные профессионалы зачастую не пренебрегают национальными основами зодчества.
Остановимся еще на моменте отношений между понятиями «национальной» и «традиционной» архитектуры. Дело в том, что термины эти, хотя и имеют немало точек пересечения, все же не тождественны.
Национальная архитектура всегда предполагает функциональность как доминирующий принцип, это, пользуясь сегодняшним словарем, ее основной дискурс. А вот традиционная архитектура вполне может включать в себя различные элементы «украшательства», уходя от чистой функциональности в сторону повышения эстетической нагрузки строений. Нетрудно понять, чем вызваны эти отличия.
Народное зодчество всегда преследует вполне практические цели. Человеку, занятому трудом на земле, попросту некогда вносить в строительство еще и элементы красивого дизайна. Но нельзя не сказать и о том, что сама по себе сугубая прагматичность и вытекающая из нее экономичность и простота национальной архитектуры уже несет серьезное эстетическое содержание. И чем самобытнее оно, чем «ненадуманнее», тем больше это содержание ощущается. Так мы подошли к очередному важному признаку традиционной архитектуры – ее простоте и нацеленности на практические функции.
Разумеется, тут можно возразить, - а как же, допустим, дворец или храмовое сооружение? Ведь они тоже относятся к традиционной архитектуре (в том контексте, в котором мы ведем разговор) – и при этом никак не скажешь об их простоте, а тем более, голой прагматичности. Здесь, видимо, следует взять за основу соответствие формы и содержания. Иначе говоря, ответить себе на вопрос, насколько то или иное здание соответствует задачам, для выполнения которых оно предназначено. Тогда возражение, представленное выше, отпадает само собой.
И раз уж речь зашла о храмах, то отметим, что это неотъемлемый элемент любого традиционного культурного ландшафта. Будь то немецкая кирка, православная деревянная часовня, буддийский дацан или языческий храм центральной Африки – суть не меняется. Культовое сооружение всегда будет центром поселения, если не территориально, то эстетически и философски. Важнейшим признаком традиционной архитектуры является использование тех материалов, которые наиболее распространены, а значит, доступны в той или иной местности.
Для большей части европейских стран таким материалом служит дерево. А значит, и многовековые традиции и наработки в сфере деревянного зодчества служат основой для традиционной архитектуры народов Европы, Северной Америки, России. Да и для народов Африки (особенно экваториальной) и Азии (восточной и юго-восточной) древесина и ее производные испокон веков служит главным строительным материалом. Соответственно, и все технологии в строительстве, пришедшие к нам из далекого прошлого, связаны преимущественно с деревом.
Архитектурно-природная среда различных стран и народов мира уникальна и неповторима. Традиции, прошедшие столетия опыта и развития, сегодня вновь востребованы как никогда. Только теперь их союзник – высокие технологии современного производства и знания профессиональных архитекторов.