«Императорский двор» Си Цзиньпина прогнил: пока внимание западного мира сосредоточено на Ближнем Востоке и Украине, сверхсекретная политическая система Китая стала мишенью сталинистской чистки, имеющей глубокие последствия для мировой экономики и даже мира в регионе. Сигналы, поступающие из Пекина, однозначны, сообщают португальские СМИ, несмотря на все усилия китайских служб безопасности «прикрыть» то, что на самом деле происходит в стране
Необъяснимое исчезновение министров иностранных дел и обороны Китая – оба лояльных Си, тщательно подобранных и выдвинутых всего за несколько месяцев до исчезновения в начале этого года – является лишь одним из нескольких примеров. Есть и другие жертвы: генералы, ответственные за китайскую программу создания ядерного оружия, и некоторые из высших чиновников китайского финансового сектора – многие из этих бывших «помощников» Си умрут в заключении.
Зловещим знаком стала преждевременная смерть Ли Кэцяна, недавно вышедшего в отставку премьер-министра Китая и номера 2 в коммунистической иерархии, который умер от сердечного приступа в бассейне в Шанхае в октябре прошлого года. После его смерти Си Цзиньпин приказал строго ограничить публичный траур по своему бывшему сопернику.
Для многих «сердечный приступ в бассейне» — это российский эквивалент «выпадения из окна», распространенной формы смерти для любого, кто осмелится разозлить или оскорбить Владимира Путина. Чистки Си Цзиньпина, проводимые с 2012 года, уже устранили миллионы чиновников – от высших «тигров» Коммунистической партии до простых бюрократических работников. Разница в том, что в настоящее время ответственными за нейтрализацию являются не члены враждебных политических фракций, а сторонники из ближайшего окружения Си Цзиньпина, что поднимает серьезные вопросы о стабильности китайского режима. Из-за внутренних проблем растут опасения, что президент Китая может спровоцировать вооруженный конфликт с соседом или начать широкомасштабное вторжение на Тайвань, чтобы отвлечь внимание от внутренних неурядиц.
Вскоре после вступления на пост президента Коммунистической партии Си Цзиньпин начал чистку своих реальных и предполагаемых врагов в рамках «антикоррупционной» кампании, которая пока не закончилась. Сотни высокопоставленных офицеров Народно-освободительной армии (НОАК), а также тысячи высокопоставленных партийных чиновников были арестованы, исчезли или «покончили жизнь самоубийством». Бенефициарами этой чистки стали провинциальные бюрократы, которые работали с Си Цзиньпином в начале его карьеры и чья главная квалификация — безоговорочная лояльность «вождю народа».
Эти бывшие чиновники из маленьких городков теперь составляют большинство в Постоянном комитете Политбюро, который обладает максимальной властью в Китае. Одной из таких лояльных фигур был Цинь Ган, бывший представитель Министерства иностранных дел Китая, чья карьера приобрела невероятный импульс после того, как он стал главным офицером протокола Китая и курировал большую часть взаимодействий президента Си с иностранными высокопоставленными лицами в период с 2014 по 2018 год.
Он также был заместителем министра иностранных дел, послом в Вашингтоне в июле 2021 года и министром иностранных дел всего 18 месяцев спустя – исключительно быстрый рост. Но через шесть месяцев после того, как стал министром, он исчез. Примерно в то же время, что и Цинь, исчезли и главный командующий ракетными войсками Ли Ючао, его «заместитель» Лю Гуанбинь и бывший заместитель Чжан Чжэньчжун. Ли Шанфу, человек, которого Си назначил министром обороны Китая в марте этого года, также исчез, а в конце октября было объявлено о его официальной отставке.