Сердцевину христианства составляет учение о спасении, которое невозможно понять без изучения истории грехопадения. Грехопадение людей достаточно подробно и даже очень психологично изложено в начале библейской книги Бытия. Об ангелах в этом рассказе нет ни слова, а потому вопрос об источнике зла во вселенной остается открытым.
Христианские авторы с самых первых веков христианства однозначно утверждали, что инициатором падения первых людей стал падший ангел, «сатана» (собственно, это не его личное имя, а скорее прозвище, поскольку характеризует его отношение к Богу – «противник»). Между тем в самом рассказе в книге Бытия упомянут только змей, что тем самым как бы снимает вопрос о личности искусителя, его прошлом и, самое главное, причинах, побудивших его вступить на путь зла. А фактически – создать само зло.
Поэтому здесь мы вступаем на путь догадок. Восточнохристианские авторы в основном считали, что падший ангел ходил, мягко говоря, не в самых высоких чинах небесной иерархии. Афинагор Афинский называет его «князем вещества и видов его» («Апология», гл. 24), который вместе со своими помощниками был поставлен Богом надзирать за материальным миром. Ириней Лионский говорит еще более конкретно – это один из ангелов, господствовавших над воздухом («Против ересей», 5.24.4.). Иоанн Дамаскин, написавший самый первый и самый авторитетный катехизис христианского мира, который подвел итог столетий развития богословской мысли, утверждает, что он «стоял во главе Ангелов, которым была вверена охрана Земли» («Точное изложение православной веры» II iv).
Эти и другие христианские авторы той эпохи представляли положение вещей примерно таким образом. Бог создал материальный мир (или Землю) и поставил во главе его человека, но поскольку первые люди, Адам и Ева, фактически были еще детьми, попечение о них и о «поднебесном» мире было поручено ангелам во главе с будущим отступником. Другими словами, он был чем-то вроде попечителя, опекуна до совершеннолетия или регента при наследнике престола. Но, позавидовав людям, он решил узурпировать власть над миром и заодно поработить человека. Собственно, грехопадение будущего сатаны, с этой точки зрения, состоялось именно в момент соблазнения первых людей в эдемском саду.
В западной богословской традиции «князь мира сего» воспринимался уже как мятежник вселенского масштаба, ибо его представляли одним из самых приближенных к Богу ангелом, иногда и первым сотворенным ангелом, и момент грехопадения обозначался ранее. Так, блаженный Августин относил эту дату к первому дню творения, видя в словах «и отделил Бог свет от тьмы» (Быт. 1:4) разделение в ангельском воинстве («О граде Божием», книга XI). Таким образом, первый мятеж против Бога состоялся еще до творения материального мира, в мире духовном. Поэтому подробности этого события неизвестны, Августин называет только мотив - первый ангел восстал против Бога из гордости. В подкрепление этой точки зрения обычно используются стихи пророков Исайи (гл. 14) и Иезекииля (гл. 28), в которых падший Херувим предстает первым и самым совершенным творением Бога. Соответственно его отступничество происходит задолго до появления человека.
Доникейские авторы, а вслед за ними западные средневековые схоласты, буквально толкуя места, посвященные истории гибели допотопного человечества, считали, что остальные ангелы последовали за первым гораздо позднее, прельстившись дочерями человеческими (Быт. 6:2). От противоестественного сожительства ангелов и женщин появились демоны. Именно это стало главной причиной всемирного потопа. В восточном христианстве возобладала точка зрения, что остальные падшие ангелы последовали за своим вождем сразу же, а под «сынами Божиими» стали понимать людей, потомков праведного сына Адама Сифа.
Очевидно, что нам остается только догадываться, как все случилось на самом деле. Возможно, что загадочные слова апостола Павла, что христианам предстоит «судить ангелов» (1 Кор.6:3) наводят на мысль, что в будущем веке станут известны все обстоятельства этого события. Но кое о чем уместно порассуждать, думаю, и сейчас.
Если предположить, что ангел высказывал искушаемым тайные пожелания своего сердца, то в принципе, этих ясных свидетельств Писания хватает, чтобы сделать вывод: на мятеж против Бога сатану толкнуло желание самому стать Богом. Самостоятельно править материальным миром и людьми со всеми их царствами, самому решать, что такое добро, а что зло, иметь свою ангельскую армию. Сатана не устоял перед искушением власти. Не случайно, что все христианские авторы древности выносили однозначный вердикт: боги язычников – это не что иное как падшие ангелы и демоны, которые установили культ почитания себя среди падших людей. Они сами хотели быть богами – и стали ими, пусть и богами ложными.
Теоретически, будь он таким же всемогущим как Бог, сатана мог бы создать себе отдельную вселенную и быть ее Богом (сразу невольно вспоминается старый фильм «Газонокосильщик», где главный герой поступил именно таким образом). Но практически, не имея такой способности (создать свой мир), он решил пойти по пути образования антимира, чтобы в этом антимире быть анти-богом.
Древние христианские авторы приводили в пример мятеж наместника против своего царя. Еще пример: когда человек ослепляет себя, тем самым созидая в себе (и для себя) мир тьмы. Мне кажется, можно привести и такой пример, очень близким реалиям нашей жизни: организованная преступность, мафия. Когда преступники, противопоставившие себя обществу и государству, создают свое незаконное сообщество. Во главе его стоит «крестный отец» или, по-нашему «вор в законе», «авторитет». Преступники творят зло, живут за счет насилия и обмана, и даже в местах заключения (читай – преисподняя) воспроизводят свою организацию. Анти-общество, Анти-государство во главе с «авторитетным» Анти-правителем. По такому пути пошел и падший ангел. Раз не могу быть Творцом, стану его темным двойником, его тенью. В последние времена Анти-Бог воплотится в виде Антихриста, чтобы в отчаянной попытке попытаться установить свое царство на земле – пусть и всего на 3,5 года.
Осталось отметить только то, что в отличие от падения людей падение ангелов необратимо:
«Чем именно служит для людей смерть, этим для Ангелов служит падение. Ибо после падения для них невозможно покаяние, подобно тому как и для людей оно невозможно после смерти». Иоанн Дамаскин, Точное изложение православной веры, II iv.
С моральной точки зрения, ангелы были инициаторами греха, первые люди, будучи фактически детьми, а точнее - подростками (как мы помним, обручение состоялось в раю, но супружеская жизнь у первых людей началась уже после изгнания из рая), поддались греху как дети – по дурному примеру. С точки зрения природы, грех ангелов необратим из-за вечности их жизни: тысячи тысяч лет пребывая во тьме, они настолько привыкли ко злу, что уже не способны даже захотеть прийти к свету. Именно поэтому Спаситель говорит: «огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф 25:41). Природа же людей переменчива, и в данном случае это благо: переменившись ко злу, они также могут перемениться и к добру. А потому не для них приготовлен огонь.
Человек рожден для вечной жизни с Богом – и земная жизнь - только начало, в которой мы, по образному выражению Иринея, мало-помалу приучаемся принимать и носить в себе Бога («Против ересей», 5.8.1).
Хотите узнать больше об ангелах и демонах? Читайте роман "Врата Лилит" на литературной страничке проекта.