Найти тему
Киновед в штатском

Голливуд на буквы "Б" и "Т": Эпическая битва индийского кино, о которой вы скорее всего даже не слышали

О, индийское кино!.. Джимми-Джимми-Джимми – Ача-Ача-Ача! Бродяга! Танцуй, танцуй! Как три мушкетера!.. Если вам ни о чем не говорят эти слова, то у вас нет сердца (ну, или вы еще слишком маленькие), а вот старшее поколение к киноподаркам из Индии наверняка относится тепло и по сей день. Имена Раджа Капура или Митхуна Чакраборти были известны каждому, кто-то даже актрис различал, но времена были темные, и кроме экранных образов об индийском кино мы не знали ничего. Теперь, казалось бы, интернет в помощь – но об этой части мировой культуры мы, очевидно, стали знать еще меньше. А там, в далекой Индии творятся интересные дела! Садитесь поудобнее, я вам сейчас спою расскажу...

-2
ДАННАЯ СТАТЬЯ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНА И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНА АВТОРОМ, ВЛЮБЛЕННЫМ В КИНО И ОЦЕНИВАЮЩИМ ФИЛЬМЫ, СОДЕРЖАНИЕ, КАДРЫ И СЮЖЕТЫ КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ВЫШЕ И НИЖЕ, ТОЛЬКО В ПРЕВОСХОДНЫХ ТОНАХ, БЕЗ ЖЕЛАНИЯ ЗАДЕТЬ, ОСКОРБИТЬ ИЛИ УНИЗИТЬ ИХ АВТОРОВ ИЛИ ЗРИТЕЛЕЙ

Исторически еще век назад сложилось так, что внимание мира оказалось приковано к Голливуду. Экономический бум, свобода самовыражения для художника, передовые технологии привлекли в Америку в общем и в Лос-Анджелес в частности тысячи и тысячи талантов, которые выстроили подлинную Фабрику Грез, говорящую со зрителями на универсальном языке зрелища, эмоций и чувственности. Но помимо американских картин у большинства стран был, есть и будет собственный кинематограф, отвечающий местным интересам, затрагивающий локальные проблемы, воспевающий подвиги своего народа. В некоторых случаях местное кинопроизводство даже способно обойти Голливуд по популярности – Индия как раз из числа таких стран.

-3

Впрочем, это вы наверняка знали и без меня – что в Индии снимается фильмов столько же, сколько в Америке, или даже больше, секретом быть перестало еще лет тридцать назад. Даже термин такой появился – Болливуд (Бомбейский Голливуд). Однако, известно ли вам, что одним только Болливудом индийское кино не ограничивается – там существует несколько течений, которые весьма бодро конкурируют между собой. И самое известное из них – Толливуд, крупная часть индустрии развлечений Индии, расположенная на юге страны и предлагающая картины, адресованные особой части местного общества. Что лежит в основе этой конкуренции, кто лидирует в гонке за зрительский интерес, и где больше танцуют и поют – узнаем прямо сейчас.

-4

Имеющая столь же долгую историю, как и американский кинематограф, индийская "фабрика грез" долгое время была представлена в мире (да и на родине) только одной структурой – Болливудом. Стилистика и особенности продукции этой машины хорошо известны – это склонность к головокружительным трюкам, масштабные музыкальные номера и ставка на мелодраму с самыми умопомрачительными сюжетными поворотами. Фильмы, снятые в Индии, даже свои часто называют словом "масала" – местная кухня так обозначает набор специй для блюд, пышный, но не слишком притязательный и скорее призванный скрыть недостатки, а не оттенить достоинства. Однако, с недавних пор в Болливуде озаботились вопросом смены восприятия своих картин в мире – сюжеты стали серьезнее, игра актеров ответственнее, а размах постановок эпичнее. А там и конкуренты подтянулись.

-5

Главный соперник Болливуда на внутреннем зрительском рынке – Толливуд. Как и в случае с более известным братом, название это родилось от слияния "Голливуда" с характерной отличительной чертой, на этот раз со словом "Телугу". Телугу – народ, населяющий южную и центральную часть Индии, кроме того, этим же словом обозначается язык, на котором говорят представители этого народ, причем по распространенности язык телугу занимает третье место на индийском полуострове (впереди только хинди и бенгали). Региональная принадлежность играет в Индии большую роль. Это в Голливуде неважно, проходят съемки в Лос-Анджелесе, Нью-Йорке или Новом Орлеане, да и у нас никому не приходило в голову сталкивать лбом картины Ленфильма и Киностудии им. Горького, а для азиатского рынка в территории и языковую принадлежность упирается многое.

-6

Поскольку термин "Болливуд" существенно более известен, хочется предположить, что этот сектор индийской киноиндустрии появился раньше и намного старше своих "братьев". Всё так, но не настолько радикально, чтобы хвататься за голову. Первый индийский фильм "Раджа Харишчандра" был снят в 1913 году, и хотя он был немым, его принято относить к культуре хинди, а значит, с него начался Болливуд. Восемь лет спустя, в 1921 году вышла картина "Бишма Пратигна" – она тоже была немая, но ее продюсером выступил представитель народа телугу, и следовательно, от нее ведет свой отсчет Толливуд. Нужно сказать, что уже к 1930-м в Индии снималось 200 фильмов в год. И хотя фора у Болливуда была не такая большая, кино на хинди вырвалось вперед весьма существенно.

-7

Еще совсем недавно Болливуд, снимающий на хинди, имел гораздо более внушительную аудиторию, а следовательно и существенно большие бюджеты. В Индии дополнительные деньги увидеть легко – в кино появляется больше трюков, музыкальные и танцевальные номера становятся еще ярче, в погонях и экшн-сценах по-настоящему взрываются и переворачиваются машины. С некоторых пор большие деньги пришли и в Толливуд, что немедленно отразилось на качестве новых картин. И вот уже в 2017 году фэнтезийный боевик "Бахубали 2: Рождение легенды" оказался на вершине топа кассовых сборов на внутреннем рынке за всю историю индийского кинематографа. Еще один недавний толливудский хит "RRR" впечатлил не только местную, но и мировую публику.

-8

Как удалось достичь такого успеха? Толливудские продюсеры пошли интересным и неочевидным путем – им на помощь пришла многонациональная индийская общность. Всё дело в том, что Болливуд, как я уже писал выше, снимал и снимает кино исключительно на хинди. С учетом того, что на нем говорит более 40% населения страны, решение кажется разумным. Но фокус в том, что в Индии живет огромное количество народов, использующих собственные языки – только официальных государственных языков в стране 12, а принятых для общения в правительстве вообще 22. Всего же международные институты лингвистики насчитывают на территории Индии носителей свыше четырехсот языков. Здесь-то Толливуд себя и проявил – в производстве фильмов этой индустриальной единицы участвуют представители самых разных народов, а готовые картины переозвучиваются на все основные государственные языки. Да, на хинди говорит полмиллиарда человек, а на телугу "всего" 80 миллионов, но Толливуд сделал свое кино общеиндийским, доступным большинству зрителей, пока Болливуд наслаждался зыбким преимуществом одной нации.

-9

Второй важный аспект, позволивший выскочкам из Телингана, звонко щелкнуть по носу забронзовевшему Болливуду – ориентация на конкретный жанр. Индийское кино традиционно густо замешивает самые разные направления, в них примерно в равных пропорциях содержатся комедийная, мелодраматическая, музыкальная составляющие и, конечно, экшн. Так вот, отходя от этих стандартов, Толливуд взял на себя непростую ношу – дарить зрителям разухабистый экшн. Уже упомянутые "Бахубали" и "RRR", а следом и "Адипуруш" с "Пушпой" сосредоточились на экшене, трюках, погонях, драках и стрельбе. И не на таких, от которых при просмотре "Танцора Диско" зрители смеются до слез. Теперь всё по-взрослому – и народ доволен. Тем более, что песни и танцы никуда не делись – композиция "Naatu Naatu" из "RRR" год назад претендовала на "Оскар"!

-10

Нужно отметить, что Болливуд с 1980-х тоже заметно вырос, в том числе и в плане жанрового разнообразия картин. В число самых кассовых лент, снятых на хинди, входят спортивная драма "Дангал", комедийный боевик "Брат Баджранги", фантастический "ПиКей", активно снимаются мюзиклы, исторические картины, приключения и даже хорроры. Болливуд не стал складывать все свои яйца в одну корзину и умело лавирует между самыми разными категориями публики, предлагая каждой свой жанр. Толливуд же продолжает стоять на тропе боевика и триллера – такое кино приветствуется не только в Индии, но и востребовано в мировом масштабе.

-11

Жанровое соперничество и сражение за аудиторию – это конечно, интересно, но куда более красноречивы цифры самого очевидного соревнования. Давайте посмотрим, кто больше снимает и, главное, кто больше зарабатывает. К 2010 году индийский кинематограф окончательно и бесповоротно обошел всех конкурентов – здесь в год снимается больше художественных лент, чем в США, Китае или Нигерии. Но внутри страны разобраться в том, кто больше выпускает новых картин, неимоверно сложно. Местный институт кинематографии дает следующую оценку – в 2005, 2006, 2008 и 2014 годах было снято больше фильмов на телугу, а вот в 2017-м превалировали хиндиязычные ленты. Чтобы представлять объемы кинопроизводства, достаточно таких цифр: в год в Индии снимается свыше 1000 картин, и на долю Болливуда приходится около четверти. В то же время Толливуду принадлежит рекорд годового выпуска фильмов – в 2014-м этот сектор индустрии "отбомбился" 349 новыми лентами. По картине в день – с ума сойти!

-12

Правда, это достижение несколько меркнет на фоне распределения боксофиса. Болливуд, даже если и уступает в количестве выпускаемых лент, редко отдает пальму первенства в общих кассовых сборах. Причем до сего дня лидировало хиндиязычное кино подавляюще – на него приходилось более половины всех кассовых сборов в стране. Толливуду же даже в лучшие времена приходилось довольствоваться третью, а то и того меньше. И лишь ковид изменил ситуацию – после пандемии южные штаты первыми открыли кинотеатры и предоставили возможность зрителям вернуться к просмотру фильмов. Это позволило Толливуду собрать более 210 миллионов долларов за 2022 год, в то время как Болливуд не дотянул и до двух сотен миллионов. Кажется, соперничество вышло на новый уровень.

-13

Ни та ни другая сторона, как вы понимаете, останавливаться не намерена – индустрия кино в Индии цветет и пахнет, в планах студий сотни проектов. Болливуд по-прежнему надеется перетянуть канат соревнования, взяв под свое крыло наиболее многочисленную диаспору в стране. Соперник идет другим путем, представители народа телугу предпринимают активные действия на маркетинговом фронте – так в штате Андхра-Прадеш, где доминируют телугу, официально работает больше всего кинотеатров в стране, а в Хайдарабаде, столице другого важного для этого народа штата Теланган расположен самый большой в мире IMAX 3D-экран. Индустрия на подъеме, и конкуренция в этой среде только подстегивает стороны.

-14

Конечно, это не настоящая война. Два крупнейших сектора индустрии существуют бок о бок, они свободно обмениваются актерами, профессионалами в самых разных областях и даже целыми съемочными группами. В рамках одной страны Болливуд и Толливуд действуют как две педали велосипеда – вроде бы находясь на разных сторонах и двигаясь в противоположных направлениях, они умудряются двигать культуру вперед. А если вспомнить о существовании Колливуда, Полливуда, Молливуда и Сандалвуда, то получается целый велопарад, который может прокатить зрителя тысячами разных дорог в год. Как таким не восхищаться?!

-15

Я не знаю, какой вывод нужно сделать из этой истории, да и нужен ли вообще какой-то вывод. Пожалуй, очевидно здесь только одно – всё течет и изменяется, нет вечных тем и вечных лидеров, разнообразие украшает планету, а возможность самореализации делает богаче и художника, и зрителя. Можно, конечно, посвятить деятельность государства запретам и цензуре, но не лучше ли дать цвести всем цветам, а после наслаждаться букетом под песни и танцы?

-16

Эк завернул! Это означает только одно – пора заканчивать с графоманией и переключаться на конкретику. Обещаю порадовать вас новыми текстами в самое ближайшее время, и они непременно будут интересными. Заглядывайте на канал Киноведа в штатском регулярно, и вы будете в курсе всего самого необычного в мире кино. А еще лучше – подпишитесь на нашу тележку, там тепло, уютно и уже копится праздничное настроение. Смотрите, читайте, не болейте, берегите себя и близких, танцуйте и пойте, и...

-17

Увидимся в кино!