О, индийское кино!.. Джимми-Джимми-Джимми – Ача-Ача-Ача! Бродяга! Танцуй, танцуй! Как три мушкетера!.. Если вам ни о чем не говорят эти слова, то у вас нет сердца (ну, или вы еще слишком маленькие), а вот старшее поколение к киноподаркам из Индии наверняка относится тепло и по сей день. Имена Раджа Капура или Митхуна Чакраборти были известны каждому, кто-то даже актрис различал, но времена были темные, и кроме экранных образов об индийском кино мы не знали ничего. Теперь, казалось бы, интернет в помощь – но об этой части мировой культуры мы, очевидно, стали знать еще меньше. А там, в далекой Индии творятся интересные дела! Садитесь поудобнее, я вам сейчас спою расскажу...
ДАННАЯ СТАТЬЯ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНА И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНА АВТОРОМ, ВЛЮБЛЕННЫМ В КИНО И ОЦЕНИВАЮЩИМ ФИЛЬМЫ, СОДЕРЖАНИЕ, КАДРЫ И СЮЖЕТЫ КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ВЫШЕ И НИЖЕ, ТОЛЬКО В ПРЕВОСХОДНЫХ ТОНАХ, БЕЗ ЖЕЛАНИЯ ЗАДЕТЬ, ОСКОРБИТЬ ИЛИ УНИЗИТЬ ИХ АВТОРОВ ИЛИ ЗРИТЕЛЕЙ
Исторически еще век назад сложилось так, что внимание мира оказалось приковано к Голливуду. Экономический бум, свобода самовыражения для художника, передовые технологии привлекли в Америку в общем и в Лос-Анджелес в частности тысячи и тысячи талантов, которые выстроили подлинную Фабрику Грез, говорящую со зрителями на универсальном языке зрелища, эмоций и чувственности. Но помимо американских картин у большинства стран был, есть и будет собственный кинематограф, отвечающий местным интересам, затрагивающий локальные проблемы, воспевающий подвиги своего народа. В некоторых случаях местное кинопроизводство даже способно обойти Голливуд по популярности – Индия как раз из числа таких стран.
Впрочем, это вы наверняка знали и без меня – что в Индии снимается фильмов столько же, сколько в Америке, или даже больше, секретом быть перестало еще лет тридцать назад. Даже термин такой появился – Болливуд (Бомбейский Голливуд). Однако, известно ли вам, что одним только Болливудом индийское кино не ограничивается – там существует несколько течений, которые весьма бодро конкурируют между собой. И самое известное из них – Толливуд, крупная часть индустрии развлечений Индии, расположенная на юге страны и предлагающая картины, адресованные особой части местного общества. Что лежит в основе этой конкуренции, кто лидирует в гонке за зрительский интерес, и где больше танцуют и поют – узнаем прямо сейчас.
Имеющая столь же долгую историю, как и американский кинематограф, индийская "фабрика грез" долгое время была представлена в мире (да и на родине) только одной структурой – Болливудом. Стилистика и особенности продукции этой машины хорошо известны – это склонность к головокружительным трюкам, масштабные музыкальные номера и ставка на мелодраму с самыми умопомрачительными сюжетными поворотами. Фильмы, снятые в Индии, даже свои часто называют словом "масала" – местная кухня так обозначает набор специй для блюд, пышный, но не слишком притязательный и скорее призванный скрыть недостатки, а не оттенить достоинства. Однако, с недавних пор в Болливуде озаботились вопросом смены восприятия своих картин в мире – сюжеты стали серьезнее, игра актеров ответственнее, а размах постановок эпичнее. А там и конкуренты подтянулись.
Главный соперник Болливуда на внутреннем зрительском рынке – Толливуд. Как и в случае с более известным братом, название это родилось от слияния "Голливуда" с характерной отличительной чертой, на этот раз со словом "Телугу". Телугу – народ, населяющий южную и центральную часть Индии, кроме того, этим же словом обозначается язык, на котором говорят представители этого народ, причем по распространенности язык телугу занимает третье место на индийском полуострове (впереди только хинди и бенгали). Региональная принадлежность играет в Индии большую роль. Это в Голливуде неважно, проходят съемки в Лос-Анджелесе, Нью-Йорке или Новом Орлеане, да и у нас никому не приходило в голову сталкивать лбом картины Ленфильма и Киностудии им. Горького, а для азиатского рынка в территории и языковую принадлежность упирается многое.
Поскольку термин "Болливуд" существенно более известен, хочется предположить, что этот сектор индийской киноиндустрии появился раньше и намного старше своих "братьев". Всё так, но не настолько радикально, чтобы хвататься за голову. Первый индийский фильм "Раджа Харишчандра" был снят в 1913 году, и хотя он был немым, его принято относить к культуре хинди, а значит, с него начался Болливуд. Восемь лет спустя, в 1921 году вышла картина "Бишма Пратигна" – она тоже была немая, но ее продюсером выступил представитель народа телугу, и следовательно, от нее ведет свой отсчет Толливуд. Нужно сказать, что уже к 1930-м в Индии снималось 200 фильмов в год. И хотя фора у Болливуда была не такая большая, кино на хинди вырвалось вперед весьма существенно.
Еще совсем недавно Болливуд, снимающий на хинди, имел гораздо более внушительную аудиторию, а следовательно и существенно большие бюджеты. В Индии дополнительные деньги увидеть легко – в кино появляется больше трюков, музыкальные и танцевальные номера становятся еще ярче, в погонях и экшн-сценах по-настоящему взрываются и переворачиваются машины. С некоторых пор большие деньги пришли и в Толливуд, что немедленно отразилось на качестве новых картин. И вот уже в 2017 году фэнтезийный боевик "Бахубали 2: Рождение легенды" оказался на вершине топа кассовых сборов на внутреннем рынке за всю историю индийского кинематографа. Еще один недавний толливудский хит "RRR" впечатлил не только местную, но и мировую публику.
Как удалось достичь такого успеха? Толливудские продюсеры пошли интересным и неочевидным путем – им на помощь пришла многонациональная индийская общность. Всё дело в том, что Болливуд, как я уже писал выше, снимал и снимает кино исключительно на хинди. С учетом того, что на нем говорит более 40% населения страны, решение кажется разумным. Но фокус в том, что в Индии живет огромное количество народов, использующих собственные языки – только официальных государственных языков в стране 12, а принятых для общения в правительстве вообще 22. Всего же международные институты лингвистики насчитывают на территории Индии носителей свыше четырехсот языков. Здесь-то Толливуд себя и проявил – в производстве фильмов этой индустриальной единицы участвуют представители самых разных народов, а готовые картины переозвучиваются на все основные государственные языки. Да, на хинди говорит полмиллиарда человек, а на телугу "всего" 80 миллионов, но Толливуд сделал свое кино общеиндийским, доступным большинству зрителей, пока Болливуд наслаждался зыбким преимуществом одной нации.
Второй важный аспект, позволивший выскочкам из Телингана, звонко щелкнуть по носу забронзовевшему Болливуду – ориентация на конкретный жанр. Индийское кино традиционно густо замешивает самые разные направления, в них примерно в равных пропорциях содержатся комедийная, мелодраматическая, музыкальная составляющие и, конечно, экшн. Так вот, отходя от этих стандартов, Толливуд взял на себя непростую ношу – дарить зрителям разухабистый экшн. Уже упомянутые "Бахубали" и "RRR", а следом и "Адипуруш" с "Пушпой" сосредоточились на экшене, трюках, погонях, драках и стрельбе. И не на таких, от которых при просмотре "Танцора Диско" зрители смеются до слез. Теперь всё по-взрослому – и народ доволен. Тем более, что песни и танцы никуда не делись – композиция "Naatu Naatu" из "RRR" год назад претендовала на "Оскар"!
Нужно отметить, что Болливуд с 1980-х тоже заметно вырос, в том числе и в плане жанрового разнообразия картин. В число самых кассовых лент, снятых на хинди, входят спортивная драма "Дангал", комедийный боевик "Брат Баджранги", фантастический "ПиКей", активно снимаются мюзиклы, исторические картины, приключения и даже хорроры. Болливуд не стал складывать все свои яйца в одну корзину и умело лавирует между самыми разными категориями публики, предлагая каждой свой жанр. Толливуд же продолжает стоять на тропе боевика и триллера – такое кино приветствуется не только в Индии, но и востребовано в мировом масштабе.
Жанровое соперничество и сражение за аудиторию – это конечно, интересно, но куда более красноречивы цифры самого очевидного соревнования. Давайте посмотрим, кто больше снимает и, главное, кто больше зарабатывает. К 2010 году индийский кинематограф окончательно и бесповоротно обошел всех конкурентов – здесь в год снимается больше художественных лент, чем в США, Китае или Нигерии. Но внутри страны разобраться в том, кто больше выпускает новых картин, неимоверно сложно. Местный институт кинематографии дает следующую оценку – в 2005, 2006, 2008 и 2014 годах было снято больше фильмов на телугу, а вот в 2017-м превалировали хиндиязычные ленты. Чтобы представлять объемы кинопроизводства, достаточно таких цифр: в год в Индии снимается свыше 1000 картин, и на долю Болливуда приходится около четверти. В то же время Толливуду принадлежит рекорд годового выпуска фильмов – в 2014-м этот сектор индустрии "отбомбился" 349 новыми лентами. По картине в день – с ума сойти!
Правда, это достижение несколько меркнет на фоне распределения боксофиса. Болливуд, даже если и уступает в количестве выпускаемых лент, редко отдает пальму первенства в общих кассовых сборах. Причем до сего дня лидировало хиндиязычное кино подавляюще – на него приходилось более половины всех кассовых сборов в стране. Толливуду же даже в лучшие времена приходилось довольствоваться третью, а то и того меньше. И лишь ковид изменил ситуацию – после пандемии южные штаты первыми открыли кинотеатры и предоставили возможность зрителям вернуться к просмотру фильмов. Это позволило Толливуду собрать более 210 миллионов долларов за 2022 год, в то время как Болливуд не дотянул и до двух сотен миллионов. Кажется, соперничество вышло на новый уровень.
Ни та ни другая сторона, как вы понимаете, останавливаться не намерена – индустрия кино в Индии цветет и пахнет, в планах студий сотни проектов. Болливуд по-прежнему надеется перетянуть канат соревнования, взяв под свое крыло наиболее многочисленную диаспору в стране. Соперник идет другим путем, представители народа телугу предпринимают активные действия на маркетинговом фронте – так в штате Андхра-Прадеш, где доминируют телугу, официально работает больше всего кинотеатров в стране, а в Хайдарабаде, столице другого важного для этого народа штата Теланган расположен самый большой в мире IMAX 3D-экран. Индустрия на подъеме, и конкуренция в этой среде только подстегивает стороны.
Конечно, это не настоящая война. Два крупнейших сектора индустрии существуют бок о бок, они свободно обмениваются актерами, профессионалами в самых разных областях и даже целыми съемочными группами. В рамках одной страны Болливуд и Толливуд действуют как две педали велосипеда – вроде бы находясь на разных сторонах и двигаясь в противоположных направлениях, они умудряются двигать культуру вперед. А если вспомнить о существовании Колливуда, Полливуда, Молливуда и Сандалвуда, то получается целый велопарад, который может прокатить зрителя тысячами разных дорог в год. Как таким не восхищаться?!
Я не знаю, какой вывод нужно сделать из этой истории, да и нужен ли вообще какой-то вывод. Пожалуй, очевидно здесь только одно – всё течет и изменяется, нет вечных тем и вечных лидеров, разнообразие украшает планету, а возможность самореализации делает богаче и художника, и зрителя. Можно, конечно, посвятить деятельность государства запретам и цензуре, но не лучше ли дать цвести всем цветам, а после наслаждаться букетом под песни и танцы?
Эк завернул! Это означает только одно – пора заканчивать с графоманией и переключаться на конкретику. Обещаю порадовать вас новыми текстами в самое ближайшее время, и они непременно будут интересными. Заглядывайте на канал Киноведа в штатском регулярно, и вы будете в курсе всего самого необычного в мире кино. А еще лучше – подпишитесь на нашу тележку, там тепло, уютно и уже копится праздничное настроение. Смотрите, читайте, не болейте, берегите себя и близких, танцуйте и пойте, и...
Увидимся в кино!