Автор статьи Август Котляр
Ожидается юбилейное собрание Межрелигиозного совета России, где религиозные лидеры будут обмениваться дежурными любезностями и убеждать друг друга, что за 25 лет существования Совета сделано немало. Но, как показывают совсем недавние события, недостаточно - я имею в виду не только бесчинства в Махачкале, но и недавнее жестокое избиение подростков в Самаре, а потом оскорбительные выпады со стороны нападавших мигрантов в адрес самарского губернатора. Мы наблюдаем, что в странах Европы, насильственно насаждавших населению политкорректность и мультикультурализм, священникам отрезают головы, а в Америке политика плавильного котла не сработала, появляются инциденты, когда режут раввинов прямо на улицах, политика позитивной дискриминации и разрушение гендерной идентичности приводит к появлению таких экстремистских движений как #BLM и #MeToo.
Религиозное чувство очень тесно связано с национальным, и если кто-то, недруги России, хотят вызвать раскол и смуту в обществе, они будут расшатывать именно религиозно-национальные скрепы. До недавних пор эту стихию в России удавалось сдерживать, но та турбулентность, которую переживает Россия и весь мир уже четыре года, с начала пандемии зимой 2020 года, делает состояние межрелигиозного и межнационального мира крайне неустойчивым.
Россия уже давно находится в состоянии войны - я говорю не об СВО, я говорю о ментально-когнитивной войне, когда через либеральные СМИ, через соцсети и массовую культуру в умах и душах сеется смута. Враг действует с тем же коварством, что действовал змей в Эдемском саду: подлинно ли сказал Господь? Враг посеял сомнение в Божьем слове, а человечество пожало грехопадение. И сейчас в умах враг сеет сомнение - а правда ли, что Бог есть? А правда ли, что всего два пола? А правда ли, что семья - это союз мужчины и женщины? А правда ли, что убийство, воровство, прелюбодеяние - это грех? А правда ли, что за всё придётся отвечать, когда Бог приведёт человека на суд? Из семян сомнений вырастают сорняки бунта против порядка и властей, богоотступничества и богоборчества. Как заметил классик: если Бога нет, то всё позволено.
Другая сторона проблемы - дикое невежество населения в вопросах веры. Знание и понимание основ своей религии подменено суевериями, внешним соблюдением обрядов и ритуалов. Андропов ещё в 1983 году заметил - мы не знаем страны, в которой живём. Что изменилось за 40 лет? Мы знаем её теперь лучше? Что наши сограждане знают об иных конфессиях и иных народах, с которыми живут бок о бок сотни лет. Мало что. Им никто не рассказывает, не возжигает интерес к иной культуре, к иным традициям. А кто из граждан может похвастаться, что читал и Тору, и Евангелия, и Коран, и знает, чем Хинаяна отличается от Махаяны? Единицы. Отсюда невежество, из невежества предрассудки и скрытая враждебность, могущая перерасти в ненависть и братоубийство, если этим займутся опытные манипуляторы массовым сознанием. А они занимаются этим. И со времени, когда критик Белинский сказал, что русский человек не религиозен, а суеверен, прошло 150 лет, а ничего не поменялось, потому что никто этим не занимался.
Массовое сознание, если им не занимается государство и религиозно-общественные институты, перепрошивается полностью за одно поколение, как мы это наблюдали на Украине. Результат - геноцид русского населения на своих коренных землях в Новороссии, раскол Русской православной церкви с отторжением украинских епархий Московского патриархата, Специальная военная операция, развал украинской государственности, огромные человеческие жертвы. Более того, мы наблюдаем совершенно чудовищные вещи - некоторая часть верующего еврейства братается с теми, кто исповедует идеологию, приведшую к попытке тотального истребления евреев как этноконфессиональной сущности, к Холокосту.
И, обратите внимание, враг, сеющий смуту и сомнения, становится неуловим. Вот, Верховный суд России запретил движения АУЕ и ЛГБТ, признав их экстремистскими. Но, по сути, это как запретить стихию - у этих движений нет никаких и прописанных чётких целей, нет организационной структуры, нет лидеров, нет никаких мест, в которые силы правопорядка могли бы нанести удар. Потому что эти движения - суть смущённые умы и заблудшие души, в коих враг посеял сомнения в правильности мироустройства, созданного Творцом, в них враг взрастил бунт против Бога. В случае АУЕ - что надо быть тунеядцем, что жить надо воровством и разбоем, а проблемы решать насилием. В случае ЛГБТ - что распутство, прелюбодеяние, содомия - это не грех, а норма жизни. Вообще-то, это упущение религиозных лидеров, потому что за тридцать лет, что отменена безбожная идеология, религиозные институции не смогли воспитать поколение с твёрдым пониманием, что есть добро и что есть зло.
Как-то не шибко энергично в церквях, мечетях, синагогах, дацанах проповедуют прихожанам понятия добродетели и греха, как-то неясно объясняют принципы Божественного устройства мира, нечётко доводят до них мысль, что власть - это от Бога, и бунтовать против властей и порядка, обижать людей, нарушать законы - это навлекать на себя гнев Всевышнего, и подставлять себя не только под наказание земное, вычёркивающее годы созидательной жизни, но и обрекать себя на вечные страдания. Именно этому должны учить и именно на этом служители культа должны настаивать, ибо кроме совести и богобоязненности других средств, эффективно сдерживающих греховную природу человека, нет.
Президент Путин регулярно встречается со священниками, со служителями и деятелями различных религий и конфессий, государство ставит определённые задачи, общество возлагает на них надежды, часто последние, а Господь налагает на них ответственность за состояние умов и душ как верующих, так и тех, кто может и должен прийти к вере.
Но что государство и общество делает для конфессий? Из некрепких умов сограждан ещё не выдернуты гвозди атеизма или языческих суеверий, и прежде всего главный костыль, что религия - это опиум для народа. После того, как безбожники отделили религиозные культы от государства, и провозгласили богоотрицание и богоборчество государственной политикой в области нравственного воспитания, российские конфессии оказались в положении поносимых, гонимых и без вины наказуемых. Мало кто знает и помнит, сколько было замучено православных священников, сколько натерпелись пятидесятники, уже никто не помнит, как евангельским пасторам давали по 15 лет тюрьмы за хранение и распространение Божьего слова, а из благочестивых семей насильно изымали детей и передавали их в сиротские приюты к атеистам. Сколько мук натерпелись иудеи? За изучение иврита людей сажали в тюрьму. Идиотская, богомерзкая борьба с сионизмом привела к самому махровому, животному антисемитизму. Мой дед Михаил Гаркави ходил к председателю Моссовета товарищу Промыслову прописывать в Москве Иосифа Кобзона. После долгих препирательств, после обещания, что вся Москва будет знать, что нашу домработницу Груню в Москве прописали, а выдающегося певца нет, Промыслов подмахнул бумаги и сказал моему деду: чтоб жиды тут были в последний раз! Евреи помнят, сколько натерпелись гонений, преследований и экзекуций в стране победившего пролетарского интернационализма.
Ожидания государства и общества от религий - снова стать основным социальным институтом, который сеет в головах семена страха Божьего, который есть основа и нравственности, и мудрости, и цельной добродетельной жизни, и правильной семейной жизни, и послушания законам и начальствам. Но при этом религиозным институтам предлагается всё это делать за собственный счёт. Но какой у них счёт? Это пожертвования, когда люди, в массе обездоленные и отчаявшиеся, несут почти что последнее, надеясь таким образом умилостивить Небесные власти, уповая на взаимность со стороны высших сил. Не будучи наученными и не понимая смысла пожертвования как воздаяния Богу божьей доли от своих прибытков, люди пытаются подкупить Господа, и ввергают себя в грех, в неправильные взаимоотношения с Творцом: я Тебе рубль, Ты мне взамен милость, благословение, здоровье и достаток.
О десятине стесняются говорить, хотя это библейская истина, и законы сеяния и жатвы никто не в состоянии отменить. От церквей, молельных домов, мечетей и синагог требуется множество вещей, помимо молитв и исполнения ритуалов. От них требуют заботы о немощных, утешения скорбящих, попечения о несмышлёных, от них требуют слов мудрости и предвидения, туда идут за советом, и к ним идут за всеми видами помощи, потому что больше некуда пойти униженным и оскорблённым, нуждающимся и отчаявшимся. Они - и первое прибежище, куда приносят младенца для обретения Завета с Богом в начале жизненного пути, и последнее прибежище, из которого человек отправляется в последний путь к Господу, давать отчёт о проделанной на земле работе и нести ответственность за свои земные художества...
Где брать ресурсы на религиозное служение общественному благу? Благословенной и правильной будет такая государственная политика, при которой налогооблагаемая база должна уменьшаться на сумму пожертвований, сделанных религиозным конфессиям. В Америке, где народная нравственность всё ещё пытается сопротивляться насаждаемой бесовщине, предприятия и организации могут жертвовать существенную часть своих доходов на религиозные нужды, и это не облагается налогом. В Германии человек может зарегистрироваться в паспортном столе как член конфессии и тогда с него будет удерживаться церковный налог, это несколько процентов от дохода. Таким образом, немецкие приходы получают около 20 миллиардов евро в год, у них есть средства служить обществу, заботиться о больных и немощных.
Но кто в России будет инициировать такие поправки в законы? Сенатор Андрей Клишас мог бы, он который большой дока в области Конституционного законодательства и вопросов государственного строительства. Патриарх мог бы поставить такой вопрос, у него широкие возможности. Это могли бы сделать и Верховный муфтий, и Главный раввин, которых у нас два, потому что два еврея - это уже три мнения. Мог бы выйти с такой инициативой Сергей Ряховский, глава движения пятидесятников. В России из-за невежества многие протестантские евангельские церкви считаются тоталитарными сектами, и странные люди, вроде крещёного еврея Дворкина, вернувшегося из США в Россию, вносят смуту и сеют недоверие между христианами разных конфессий. Вместе религиозные лидеры могли бы найти правильные слова, могли бы достучаться до сердец чиновников, до разума народных депутатов и сенаторов, найти нужные слова и аргументы для общества, почему именно религиозным организациям нужны налоговые льготы. Но смогут ли хотя бы члены Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации дружно сесть и выработать предложения по совершенствованию законодательства в области расходования средств на благотворительные цели? Смогут ли выступить единым фронтом с другими коллегами, или пока только благословенный Президент России - это единственный, кто подаёт пример братской любви, веротерпимости, гуманности и милосердия?