Найти тему
Непознанное

В Дзене о Дзен

Чань-буддизм: путь к свободе и пробуждению.

Слова “дхиана”, “чань” и “дзен” связаны между собой как термины, обозначающие состояние медитации и практики осознанности в различных культурных контекстах.

  1. Дхиана (ध्याना): Это слово восходит к индийской традиции и используется в индуизме и буддизме. “Дхиана” обозначает состояние глубокой сосредоточенности и медитации, направленной на слияние ума с объектом созерцания. Этот термин активно используется в буддийской традиции, где он обозначает один из этапов восьмеричного пути.
  2. Чань (禅): Это китайское произношение слова “дхьяна”. По сути, чань - это китайская форма буддийской медитации, которая развивалась в Китае в буддизме Махаяны. В Японии эта традиция стала известной как “дзен”. Чань и дзен акцентируют внимание на прямом переживании реальности и достижении просветления через прямую интуитивную осознанную деятельность, отличную от традиционных методов рассуждения.
  3. Дзен (禅): Это японское произношение китайского слова “чань”. Дзен - это форма буддизма, которая подчеркивает непосредственный опыт и интуитивное просветление. Практика дзен-медитации направлена на осознанность и освобождение от ума, что схоже с практиками дхианы и чань.

Таким образом, все три термина связаны с практикой медитации, внимательности и поиска просветления, но применяются в различных культурных и языковых контекстах: дхиана - в индийской традиции, чань - в китайской, и дзен - в японской.

-2

Дзэн/чань* — это сущность буддизма, а свобода — сущность чань. И на простейшем, и на самом глубоком уровне для чань важно только одно — освобождение того потенциала, что сокрыт в человеческом сознании. Китайский чаньский наставник Ин-ань говорил: «Чаньский образ жизни — это самый прямой и короткий путь к обретению пробуждения и овладению чань в том самом месте, где находишься, путь, совершенно не требующий усилий».

Свобода, которую предлагает чань-буддизм, отнюдь не запредельна, она находится здесь, в этом мире. Она не требует ничего постороннего и может быть воплощена на практике среди повседневных занятий и дел. Она применима сиюминутно и развивается естественно. Да-хуэй, другой великий китайский наставник, говорил: «Чтобы обрести пробуждение, вовсе не обязательно отказываться от семьи, бросать службу, есть только овощи, быть аскетом или бежать в тихое спокойное место».

Но при этом чаньская свобода, осуществляясь в мире, в сущности, не принадлежит этому миру; она отнюдь не равнозначна той свободе, которая может быть гарантирована или дарована социальной или политической системой. Согласно чаньскому учению, свобода, зависящая от вещей мира, может быть ограничена, а свобода, дарованная, может быть отнята. Желая обрести свободу, которую нельзя ограничить и нельзя отнять, чаньское освобождение исходит из внутреннего. По самой своей природе она не может войти в индивидуальное сознание извне.

Чаньское освобождение, по существу, достигается посредством особого знания и восприятия, проникающих в истоки существования. Такое знание и восприятие освобождает сознание от произвольных ограничений, наложенных на него причинно-следственной зависимостью, открывая тем самым потенциальные возможности сознания. Да-хуэй пояснял: «Царство пробужденных — это не внешнее царство с четкими и ясными признаками; природа Будды — это царство священного знания в тебе самом. Чтобы обрести ее, не требуется никаких особых качеств, практик или понимания. Все, что нужно, — это избавиться от психических привязанностей к внешнему миру, которые накапливались в сознании с безначального времени».

Чань очищает сознание для внутреннего понимания собственной сущностной природы; и тогда внутреннее понимание сущностной пустоты сознания позволяет человеку естественным образом сохранять равновесие и оставаться свободным в любом положении; в таком случае человек может идти дальше и прояснять повседневный опыт. Японский наставник Бунан говорил: «Люди полагают, что узреть подлинную человеческую природу невероятно трудно, но на самом деле это не трудно и не легко. К этой сущностной природе вообще ничего не может относиться. Следует отзываться на правильное и неправильное, оставаясь вне правильного и неправильного; жить среди страстей, устранившись при этом от страстей; видеть, не видя; слышать, не слыша; действовать, не действуя; искать, не находясь в поиске».

Просветленная чаньская свобода, находящаяся в мире и одновременно не принадлежащая миру, сравнивается в традиции с цветком лотоса, корни которого покоятся в грязи, но сам он расцветает над водой. Она представляет собой не отрицающую отчужденность, но гармонию независимости и открытости. Вот почему она реализуется не формальным усилием, но непосредственным опытом и раскрытием сущности человеческого сознания.

-3

Парадоксальность чаньской свободы заключается в том, что она есть и она доступна, но при этом так или иначе становится недоступной, когда ее домогаются намеренно. Откликается она на то, что Бунан называл «искать, не находясь в поиске». А Ин-ань так говорил об этом: «В чань нет ничего, что можно было бы ухватить.Если люди, изучающие чань, не видят его, то только потому, что они слишком нетерпеливо приближаются к нему. Поэтому классические чаньские сочинения — это не систематические изложения чань-буддизма, представляющие собой наставления в учении или перечень ритуалов, которым необходимо следовать, призванные, как можно было бы предположить, вести шаг за шагом всех и каждого во внутреннюю святую святых. Они написаны затем, чтобы пробуждать спящие пласты сознания, а не для того, чтобы прививать идеи или верования.

Со времени исчезновения первых чаньских школ было разработано бесчисленное множество систем, ставивших перед собой цель приблизиться к чань-буддизму, но ни одна из них не является полной или окончательной, и ни одна не оказалась последней. Все дело в природе чань-буддизма, обращающегося к личному опыту каждого человека и каждой эпохи. Это справедливо для всех школ буддизма, о чем свидетельствуют их сутры. Наставник Да-хуэй говорил: «Если вы полагаете, что существуют какие-то облеченные в слова принципы — особые волшебные секреты, которые надлежит передавать, то это — не истинный чань».

Чань-буддизм привносит в сознание дополнительное измерение, как в рациональном, так и в интуитивном аспектах. Он делает это, углубляя и оттачивая мысль, и пестуя особый тип постижения или знания, более высокий, чем сама мысль. Поскольку является аксиомой то, что подобный вид духовного развития в конечном счете не может быть дарован и не может быть взят, чаньское обучение требует собственного неповторимого подхода.

Сущность такого подхода, сформулированная китайским наставником Юань-у, обманчиво проста: «Отбрось все лозунги, которые выучил, и все взгляды, приставшие к твоему телу». Чань — это новейшая сущность сознания, всегда исчезающая к тому времени, как она становится идеей. Отсюда и тот глубинный смысл, который чань вкладывает в свои тексты наставлений, — дать толчок, импульс, а не идеологию.

Вследствие самой природы чань-буддизма сущность его — не восточная и не западная. Чаньские наставники классической эпохи говорили, что сущность не принадлежит никакой конкретной культуре или философии, не говоря уже о каком-то социальном слое или группе. Чаньский поэт восклицал: «На чью дверь не бросает свой отблеск луна?» Сущность чань сокрыта в истоке идей, а не является продуктом идей; вот что отличает ее от любой производной философии, религии, искусства и науки.

-4

Существует множество путей вступления в чань, а возможности, даваемые чань-буддизмом, еще богаче. Они — не религия и не философия, но практическая психология освобождения. Путь требует только одного — осознанности, и не зависит от наличия за плечами опыта какой-то особой школы в виде чань-буддизма или любого другого направления азиатской культуры. Он обращается непосредственно к взаимоотношению между сознанием и самой культурой, каковой бы последняя ни была. Поэтому он напрямую соотносится с образом постижения мира и проживания жизни, где бы человек ни находился. В этом и состоит универсальность чань-буддизма.

Что вы думаете о прочитанном?

В следующей статье мы рассмотрим другую интересную тему.

Подпишитесь на наш канал https://dzen.ru/id/654a15d41da49e5cd4b9274f?share_to=link, чтобы первыми узнавать о новых публикациях и получать эксклюзивный контент!

➡️ Делитесь своими мнениями в комментариях!

🔮Вместе мы познаем непознанное!