Известный в России писатель Захар Прилепин однажды посмотрел картины Александра Суханова в частной галерее Николая Перевозчикова (Челябинск) и сказал, что такие полотна должны выставляться в Лувре.
А вот что говорит сам художник из Сатки Челябинской области о своём творчестве: «Изобразительное искусство троично: живопись, графика, скульптура. Царица среди них – живопись. Это пространство, по которому нельзя ходить. Музыка, которую не положить на ноты. Поэзия, которую не выразить словами. В живописи есть духовность, которую можно воспринимать только через духовность».
В 70-е годы минувшего столетия Суханова ругали «за подражание Западу», закрывали художественную мастерскую, лишали работы, запрещали показывать свои произведения на выставках. Но Александр много работал, переживал творческие кризисы и всегда находил в себе силы снова и снова брать в руки кисть. Уральский импрессионист то удивлял своими самобытными произведениями на персональных выставках, то пропадал от поклонников на 25 лет. Около двухсот работ мастера находятся в собрании коллекционера Николая Перевозчикова, который спонсировал последнюю персональную выставку любимого живописца при жизни в феврале 2017 года.
И однажды творчество художника всё же положил на стихи талантливый челябинский поэт, член Союза писателей России Александр Мишутин:
В какой-то Сатке, в каменных местах,
Предав забвенью миг и чувство меры,
Художник, от избытка, на мостах,
Холстах, половиках и на фанере
Рисует не
привычный миру
мир,
А тот, что
движет
этот мир непрочный:
Надежду, что изношена до дыр,
Любовь и веру в круге непорочном.
И что за боль пронзает белый свет,
С орбит срывая судьбы и планеты?!
В Новосибирске конченый поэт
С ума слетает в дым без сигареты;
И ищет слово, вечное, одно,
Как оберег от бед и поруганий…
Глухой Бетховен только лишь звено
В цепи неведомых движений и страданий.
Твори! Страдай! Но волочи судьбу,
Где сволочьё всегда материально.
Хулу превозмогая и табу,
Умри и воскресай исповедально…
Так и было с живописцем из далёкого красивого уголка России – города Сатка – Александром СУХАНОВЫМ: умирал и воскрешался в своём творчестве не раз и не два. Он не мог не писать даже тогда, когда не было денег на холст. Тогда Суханов пытался совместить свои фантазии и свои представления о цвете с домоткаными половиками, с фанерой и клеёнкой, с дверными досками и любой материей, которая попадала на глаза. Его воображение не имело границ, а сюжеты сводились к повседневной жизни, которая его окружала, вдохновляла и дразнила зимой и летом. Он словно пытался каждый день разукрашивать свои серые будни солнечным спектром красок. Он смешивал красоту этих красок с ландшафтами озёр и городских переулков, с закатами на речке и миром домашних животных, с природой Уральских гор и людьми, которые сами себе красивыми не казались…
Александр Суханов утверждал, что не верует в Бога. Но среди многочисленных автопортретов разного периода творчества, мне показалось на миг, что самый удачный автопортрет его души – это портрет живописца с кистью в руке. Он словно благословляет нас на понимание его живописи, прощает нам все грехи за равнодушие к искусству, окропляет всех неверующих в живопись, как в молитву перед Богом нашим. А всего-то Александр наверняка просил у Христа немного красок, немного холста и много-много терпения в этом равнодушном и жестоком к «непонятным» художникам мире…
Мне с первого взгляда очень понравился этот портрет художника с кистью Александра Суханова в галерее Николая Перевозчикова. Я после этого знакомства с «стенописец» не спал всю ночь и думал об этой картине как о завещании многострадального художника из горной Сатки…
Его клеймили за подражание французским импрессионистам. И мне тоже порой казалось, что уход от классической живописи в мир импрессионизма, это побег от традиций. Но со временем я уверовал, что это исследование мира вглубь с помощью красок-символов. В конце концов, подумалось мне однажды, и Бог – это своеобразный символ страдания за наши грехи. Этот иконописец с картины Суханова и есть символ русской души: просить прощения перед Богом за те грехи, который, может быть, сам и не совершал…
Или наш саткинский рисовальщик с картины благословляет нас на те мучения души, благодаря которым искупятся все наши грехи…
Во всяком случае, я подумал об этом сегодня утром, когда нашёл полузабытое стихотворение Натальи Акимовой – ПОЭТАМ (французским символистам с благодарностью)
Людьми распятые поэты.
Огнём объятые стихи.
Терновые венцы.
Кометы духовных схим.
Вам космос мал –
земля просторна
не олицетвореньем дел.
Крестонесенье – ваш удел,
И строки ваши – возглас горный.
Вы – упразднители материй
и вдохновители миров,
Шипы сладчайших ваших терний
струят любовь.
И стих, что присно распинаем,
Возносит вас на вечный Крест
Живых посланников небес,
В лик тех, кто богоизбираем.
14.10.1999 г.
Павел БОЛЬШАКОВ, член Союза российских писателей
P.S. 12 декабря 2023 года в 17 часов по адресу: ул. Свободы, 2, корпус 5, лофт 3.17 открывается выставка «Уральский импрессионист». В этот вечер вы сможете увидеть неизвестные картины живописца из Сатки Александра СУХАНОВА. #ЛюбаПетя #арторанжерея #арт #искусство #челябинск
Павел БОЛЬШАКОВ: Сегодня международный день художника…
9 декабря 20239 дек 2023
1
4 мин