Забавно читать современных летописцев повествующих о "подвигах" немцев на Балканах. Ну, например, иностранная статья про 7-ю горную дивизию CC "Принц Ойген" и ее участие в плане "Вайс" :
Затем началось наступление по обе стороны дороги Бохач - Петровац. Затем она (дивизия) двинулась в южном направлении через Дрвар в сторону Грахово. Из-за большого количества снега Дрвар не смогли занять к 27 февраля 1943 года. За день до этого Тито уехал из города. К 3 марта дивизия была собрана, а затем атаковала Босн. Грахово. 15 марта дивизия достигла Мостара, где и завершила операцию "Вайс". В апреле 1943 года никаких серьезных операций не последовало.
А, где же второй этап операции "Вайс"? ("Weiss II") Напомню, что операцию планировалось провести в три этапа:
Вайс 1 был направлен на уничтожение удерживаемых партизанами районов Лика, Кордун, Баня, Казинская Краина и Грмеч. Оно началось 20 января 1943 года и продолжалось до 25 февраля.
Вайс 2 сосредоточился на партизанах на юго-востоке Республики Бихач: Дрвар, Гламоч, Ливно, Томиславград
Вайс 3 должен был быть казнен в восточной Герцеговине и Черногории, нацелившись в основном на четников-роялистов. Этот этап был отменен в начале февраля 1943 года (потому как четники стали союзниками)
А, дело в том, что текст малость лукавый, он "замазывает" серьезный немецкий просчет. "Принц Ойген" после взятия города Бихач, просто шагал по дороге на Дрвар (где Тито на тот момент даже не появлялся), потом на Босанско Грахово, и далее по плану (жаль карта большая, не поместится). Партизаны же пошли другим путем, и удар "Принца Ойгена" и "хорватской" дивизии Вермахта (369 -й) пришелся в пустоту.
По состоянию на середину февраля 1943 года численный состав югославских партизан в этом районе был следующим: 1-я Пролетарская дивизия — 4075 человек, 2-я Пролетарская дивизия — 4100 человек, 3-я ударная дивизия — 4100 человек, 7-я Банийская дивизия — около 3800 человек, 9-я Далматинская дивизия — 2119 человек (пребывала в состоянии формирования до начала марта 1943 года), гаубичный дивизион — около 120 человек и Охранный батальон ВШ — около 250 человек. Но есть нюанс: более половины, это новые бойцы, которые ушли с партизанами. Еще один нюанс: 3 тысячи раненых, почти тысяча больных тифом, много небоеспособных. 15 процентов бойцов - женщины. Партизаны шли по дорогам, проходившим севернее.
Современные почитатели Вермахта бурно трубят про инициативность немецких командиров, про грамотные и нестандартные действия их полководцев...
Вот... далеко не всегда и не везде. Чаще всего, они четко выполняли то, что приказано. Так было и на сей раз. Две дивизии двигались по дороге "не туда" до тех пор, пока партизаны не взяли Прозор и Раму и Ябланицу, создав угрозу бокситным рудникам. 22 февраля Гитлер издал приказ об обеспечении безопасности бокситодобывающего района Мостара силами немецких войск (хотя зона оккупации была не немецкой). Только после этого "Ойгена" и хорватов развернули на Мостар, перекрывая партизанам дорогу на юг. Появился новый план "Вейс Мостар"
Одна дорога закрылась.
Беда в том, что на фоне тактических побед двух колонн в Прозоре и Ябланице, третья колонна: 1-я Пролетарская дивизия с задачей не справилась. Принято красиво писать:
До 20 февраля части трёх дивизий ОГД вышли к Неретве на фронте около 80 км и атаками сходу овладели всеми узлами сопротивления противника, за исключением Коница. В боях с ОГД дивизия «Мурдже» потерпела тяжёлое поражение. Её потери убитыми и пленными составили около 2300 человек. В числе трофеев партизанам достались 10 танков, из которых была сформирована танковая рота верховного штаба. В результате успешного продвижения в указанный период были созданы благоприятные условия для дальнейшего наступления из каньона Неретвы на восток. 20 февраля подразделения 2-й Пролетарской дивизии форсировали Неретву у Ябланицы и захватили плацдарм на левом берегу. Теперь задачей ВШ являлось скорейшее овладение излучиной Неретвы
Все это прекрасно, но (!) у 1-й Пролетарской была ключевая задача, (самая главная). Смотрим на карту от Ябланицы всего два пути на юг на Мостар, но этот путь закрыли или на восток через Конич. Других путей нет. Конич держал "железку" на Сараево и дорогу по долине Неретвы. А Конич не взят.
Пишут о том, что Конич не удалось взять, потому, как появилась некая боевая группа «Аннаккер». Не совсем так. На момент атаки 1-й Пролетарской никакой группы там не было . Из Сараево по "железке" выскакивал бронепоезд, но итальянско-усташский гарнизон имел хорошие. укрепления, а штурм велся недостаточными силами. Самое интересное, что здесь столкнулись два "испанца" (воевавшие с разных сторон) командиром 1-й Пролетарской был Коча Попович, сражавшийся в Испании, обороняющимся итальянским батальоном командовал итальянский полковник, тоже воевавший в Испании
Угроза району добычи бокситов вынудила немецкую сторону внести изменения в план операции «Вайс-2». Отведя часть войск из операционной зоны 718-й дивизии между Яйцем, Дони-Вакуфом и селом Янь, командование сформировало две боевые полковые группы (БГ) для наступления в рамках операции «Мостар» (нем. Unternehmen «Mostar») из районов Бугойна (БГ «Фогель») и Сараева (БГ «Аннаккер») на Ябланицу и Кониц.
21 февраля началось выдвижение в направлении Ябланицы и Коница боевой группы «Фогель» в составе 738-го пехотного полка (без одного батальона) и 5-й горнопехотной усташской бригады, усиленных артиллерией и танками 202-го танкового батальона, а также боевой группы «Аннаккер» в составе 750-го пехотного полка (без одного батальона), двух батальонов 7-го домобранского полка, одного батальона усташей и двух артиллерийских батарей.
23 февраля генерал Лютерс обратился к главнокомандующему на Юго-Востоке генералу Лёру с просьбой отменить операцию «Вайс-2», так как перемещение войск ОГД на юго-восток к тому времени сделало невозможным предусмотренный планом фланговый охват партизанской группировки. Ходатайство было отклонено, а в план операции были внесены изменения. Теперь она должна была проводиться параллельно с операцией «Мостар». С учётом корректировки, направление наступления 7-й дивизии СС и 369-й пехотной дивизии осталось тем же, но от прочёсывания территории было решено отказаться. 717-я дивизия должна была достичь Горни-Вакуфа и затем повернуть на восток для соединения с правым флангом БГ «Фогель».
Партизаны оказались заперты в долине реки. Дальше начинаются не совсем понятные действия Тито. 28 марта он отвёл свои подразделения с левого берега Неретвы и отдал приказ взорвать 5 мостов между Ябланицей и Коницем, объяснив это решение военной хитростью с целью убедить противника в том, что партизаны намерены прорываться на другом направлении.
Было решено пробиваться назад. Верховный штаб НОАЮ сосредоточил у Прозора для нанесения контрудара на направлении Горни-Вакуфа девять из двенадцати бригад из состава 1-й, 2-й и 7-й дивизий. Оборону на направлениях Мостар — Кониц и Кониц — Ябланица остались удерживать три бригады 3-й ударной дивизии. Новосформированная 9-я Далматинская дивизия действовала в направлении Широки-Бриега. В 3 часа ночи 3 марта Тито отдал приказ о наступлении. Атака у Горни-Вакуфа поддерживалась двумя батареями 100-мм гаубиц, отбитыми у итальянцев в Прозоре, и танковой ротой. Снарядов приказано было не жалеть, так как транспортировать орудия в дальнейшем через труднопроходимую местность каньона Неретвы всё равно не было возможности. В тяжёлых трёхдневных боях в период с 3 по 5 марта на северо-западе от Прозора изнурённые голодом и предыдущей борьбой партизаны сбили с позиций сначала боевую группу «Фогель», а затем и 717-ю пехотную дивизию. 5 марта немцы оставили Горни-Вакуф и отступили на север к Бугойну, а в город вошли части 2-й Пролетарской дивизии.
Но Главный вопрос это наступление не решило. Несмотря на локальное отступление, кольцо окружения прорвать не удалось.
В ночь с 6 на 7 марта подразделения 2-й Далматинской бригады перешли по ими же взорванному железнодорожному мосту около Ябланицы на левый берег Неретвы и внезапной атакой захватили плацдарм. В течение ночи на левый берег переправились по три батальона 2-й Далматинской и 2-й Пролетарской бригад, которые подавили сопротивление четников и к ночи расширили плацдарм на глубину до 8 км. 7 марта сапёрная рота ВШ рядом с разрушенным мостом навела временную пешеходную переправу. 8 марта 2-я Пролетарская дивизия очистила от четников излучину Неретвы и расширила плацдарм.
8 марта на левый берег переправилась 7-я Банийская дивизия, задержавшаяся некоторое время в боях у Глогошницы. Затем дивизия продолжила наступление на правом фланге ОГД. 9-я Далматинская дивизия вышла в район Ябланицы и двумя бригадами (3-й и 4-й) держала оборону плацдарма на горе Плаш с юга и запада. Её 5-я бригада осталась около Врат прикрывать направление озеро Блане — Дуго-Поле — село Доляни. После перехода Неретвы дивизии была поручена переноска раненых и больных.
Переправившись на левый берег Неретвы, партизаны по прежнему находились в слодном положении, перепраава ничего не решала. Партизаны держали плацдарм 30х10 км. Нащупав слабое место, партизаны ударили по тому сектору обороны, где были четники. 14—15 марта 2-я Пролетарская дивизия прорвала оборону четников у Чичева, и обходя Конич и вышла к Главатичеву. 22 марта на Калиновикское плоскогорье и 23 марта овладела городом Калиновик. Отрядам Тито удалось ускользнуть. Но опять же, ускользнуть в тупик.
Дальше начинается то, что (наверное) не могло произойти между нашими партизанами и немцами. Начинаются переговоры. Через курьера немецкой стороне было доставлено письмо захваченного 4 марта 1943 года в плен майора 718-й пехотной дивизии Артура Штреккера, содержавшее предложение партизанского командования о переговорах. 11 марта делегация ВШ в составе Владимира Велебита, Милована Джиласа и Кочи Поповича прибыла на командный пункт 717-й пехотной дивизии в городе Горни-Вакуф, встретилась с её командиром генерал-майором Бенигнусом Диппольдом и передала предложения Тито. Переговоры длились до апреля 1943 года и сопровождались обменом военнопленными и неофициальным прекращением огня. Однако в итоге они были прерваны по указанию из Берлина. Начиналась новая операция (но это тема отдельной статьи).