Случай крайнего или радикального национализма – шовинизм. Еще один пример превосходства одной группы людей над другими. В отличие от национализма шовинизм в своей непримиримости по отношению к другим, не ограничивается национальным или государственным признаком.
Это идеология превосходства, ставящая целью обоснование права на ущемление прав, эксплуатацию и угнетение других народов мира. От этого неприятия чужаков, шовинизм разросся до более широкой области влияния. В шовинизме принципиальна принадлежность ко всем иным формам бытия – от вероисповедания, политических взглядов, до социального, гендерного или любого другого статуса. Т.е. будучи изначально примером неприятия других этносов, шовинизм расширился до более общего варианта ксенофобии, т.е. негативного отношения вообще ко всему «чужому».
Термин шовинизм, как и национализм, родом из все того же рубежа XVIII-XIXвв во Франции. Согласно преданию, в разгар бонапартизма служил преданный Наполеону солдат по имени Николя Шовен.
Его приверженность далеко не популярному тогда Бонапарту, ярая, почти фанатичная преданность свергнутому императору сложили образ приверженца-максималиста. Того, кто не просто поклоняется объекту своего восхищения, но и яростно отвергает все, что никак не относится к нему. в истории существует много примеров, когда национализм приобретал шовинистический характер. Например, сторонники украинского интегрального национализма заявляли, что еврейский и польский народы мешали строить украинскую государственность. Что ж, про танцора вспоминать не будем, а вот слова Сократа, пожалуй, стоит: «Кто хочет делать — ищет способ, кто не хочет — ищет причину».
Яркими примерами более раннего шовинистического национализма также можно назвать нацистскую Германию и фашистскую Италию.
Философ Николай Бердяев сказал: «Национализм порождает шовинизм и ксенофобию, и его нужно решительно отличать от патриотизма!.Он же апеллировал к опасности шовинизма, определяя его как «бахвальство снаружи и рабье смиренье внутри.». Вот это ощущение ложной сверхсилы, торжества над представителями других народов, стран, групп, всегда грозит совершенно обратным. О противоречивости самой идеи ярого национализма говорил и критик Николай Добролюбов: «Человек, ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный.»
Писатель Салтыков-Щедрин дал этому ясное определение: «Там, где эти свойства отсутствуют, где чувство собственного достоинства заменяется оскорбительным и, в сущности довольно глупым самомнением, где шовинизм является обнаженным, без всякой примеси энтузиазма, где не горят сердца ни любовью, ни ненавистью, а воспламеняются только подозрительностью к соседу, где нет ни истинной приветливости, ни искренней веселости, а есть только желание похвастаться и расчет на тринкгельд, [чаевые] — там, говорю я, не может быть и большого хода свободе.»
Замыкает наш список – расизм. Концепция и построенная на её основе идеология о разделении человечества на неравноценные по умственным и духовным способностям расы. Впервые термин был употреблен врачом и путешественником Франсуа Бернье. По одной из версий слово произошло от латинского generatio (что значит «рождение, способность к размножению») или ratio (т.е. «род», «порода», «разновидность»), итальянского «razza», т.е. племя. По другой – от арабского ra’s («голова», «происхождение», «начало»). Бернье много путешествовал, вел наблюдения как врач и в итоге ввел в 1684г. понятие «раса» для обозначения и описания фенотипических различий между разными людьми. Барнье отметил, что единый биологический вид человека разумного распадается на локальные группы с определенной географической распространенностью, получившие название рас.
Первые попытки научного обоснования расизма и первые расовые теории появились в 18 в., что было связано с колонизацией земель Африки, Америки, а также некоторых частей Азии. Белый человек отправился на поиски и завоевание других земель. Встретившись с представителями совершенно других культур, условий и особенностей быта, сопоставив их со своими, европеец сравнил их, конечно, в свою пользу. Несмотря на то, что за плечами туземцев могла быть долгая и богатая история целых цивилизаций, в мире ценностей и быта белого человека представители других рас терялись и проигрывали. Их знания, опыт, умения носили чисто эмпирический характер, не свойственный европейцу, не считавшему этот опыт достоинством и благом. С точки зрения белого человека все остальные значительно уступали ему практически во всем. С ростом промышленного производства, изобретений, достижений, подобное мировоззрение только крепло и утверждалось в сознании типичного среднестатистического европейца.
Примерно тогда же сформулированная Чарльзом Дарвином, теория эволюции, где, как по закону джунглей, более слабый обречён на смерть, внесла свою лепту в процесс развития расизма. С промышленными революциями белый человек так возгордился своими достижениями, укрепляясь в идеях расизма, что не заметил, как погрузился в древний, первобытный инстинктивный ужас перед всем иным. Несмотря на технологические высоты он вернулся к узости своего мирка, где все, что вне его, вызывало ненависть и отторжение.
В 1853 г. граф Жозеф Артюр де Гобино издал книгу «Опыт неравенства человеческих рас».
В своём труде Гобино указывает на то, что сосредоточением наиболее «ценных» качеств белой расы является её верхняя, германская ветвь, возвышающаяся над расовой пирамидой. Его поддержали зоолог, биолог, врач Геккель и антрополог, кузен Дарвина, Гальтон. Ученые пытались научно обосновать идею неравенства рас.
В своих трудах англичанин Хаустон Стюарт Чемберлен, зять немецкого композитора Вагнера, как и Гобино, также обосновал превосходство германской расы над другими народами. Но он пошел еще дальше, выступив, как резкий сторонник борьбы за поддержание «чистоты» расы и сохранения её от всевозможных влияний извне. Чемберлен был первым в Германии, кто заложил основы «евгеники» — «науке» о расовой чистоте и своеобразных методах «селекции» людей. Позже говорил учёный Дарре так говорил об этом оригинальном решении: «Как мы возродили ганноверскую лошадь, отбирая породистых жеребцов и кобыл, так мы возродим чистый тип северного германца путём обязательного скрещивания в течение ряда поколений».
При этом, такая идея «разведения людей» была выдвинута жившим ещё в VI веке до нашей эры древнегреческим поэтом Феогнисом (Феогнидом Мегарским), обеспокоившимся «мельчанием породы аристократов».
Защитником этой идеи выступил древнегреческий философ Платон. Он предлагал из вновь родившихся систематически отбирать лучших производителей и по достижении ими половой зрелости сводить с такими же породистыми представительницами.
Говоря о расизме, невозможно пройти мимо трудов Фридриха Вильгельма Ницше, воспевшего «белокурую бестию», т.е. «арийца», носителя высших качеств человеческой личности«.Суть его концепции такова: все расы на земле делятся на две – расу господ и расу рабов. При этом под расой господ подразумевается так называемая белая, арийская раса, все остальные считаются «недочеловеками», или людьми второго сорта.
Продолжение следует.
Юлия Милович-Шералиева