Найти тему
=Turbor Corp= (Star Citizen)

(Star Citizen. Guide) О сканерах, заметности и маскировки корабле.

Оглавление

Статья расскажет о работе радаров и маскировке техники в игре Star Citizen (версия Альфа 3.22.0, декабрь 2023 года). Большое спасибо за помощь в проведении тестов dr.Toxxxic и GrettirSw, а также вычитке текста dr.Toxxxic и Massara.

ВВЕДЕНИЕ

Игровая механика обнаружения лежит в основе работы радаров и является одна из базовых механик игры. Она применяется при прицеливания оружия (ракет и пушек), обнаружение и сканировании кораблей и трюмов, в поиске минералов и обломков для последующей добычи.

Работы механика обнаружения основывается на сигнатурах (signature) или профилях обнаружения, где для каждого объекта назначен свой набор сигнатур и свои правила их формирования.

Всего в игре используется шесть различных видов сигнатур
IR Signature - инфракрасная или тепловая сигнатура, связанная с кораблями и персонажами. Создается нагретым оборудованием.
EM Signature - радиосигнатура, связанная с кораблями или персонажами. Формируется энергией, затрачиваемой при работе оборудования.
CS Signature - эффективная площадь радарного рассеяния кораблей и наземных машин. Определяется размерами и формой техники.
DB Signature - шумовая сигнатура, связанная с персонажами. Создается шумом и вибрацией.
RS Signature - ресурсная сигнатура, связанная камнями для добычи или обломки корпусов для утилизации. Определяется размерами ресурсных депозитов.
ID Signature - идентифицирующая сигнатура, связанная с квестовыми объектами. Создается информационными маяками-маркерами.

Для всех сигнатур действует единое правило: сигнатура может быть зарегистрирована радаром корабля на расстоянии не большем ее значению. Если у какого-то рудного астероид RS Signature равна 5 000 ед., то точную отметку на визоре игра появиться не далее 5 км от астероида. Обычно это расстояние меньше, но о факторах уменьшающих расстояние расскажем позже.

Радиус наблюдение определяется значением сигнатуры
Радиус наблюдение определяется значением сигнатуры

EM-СИГНАТУРА КОРАБЛЯ

EM Signature это электромагнитное излучение в радиодиапазоне. Значение EM-излучения можно посмотреть на панелях статуса цели и своего корабля, а также на многофункциональном дисплее (детали здесь). ЕМ-сигнатура обладает одинаковым значением для всех направлений.

Величина ЕМ-сигнатуры определяется суммой ЕМ-излучения всех компонент корабля, и для каждой компоненты ее можно рассчитывается по формуле:
EM = P * PEM, где
EM - значение излучения,
P - мощность компоненты,
PEM (или Power To EM) - коэффициент пересчета мощности, обычно в диапазоне от 0,1 до 10.

EM-сигнатура корабля это сумма излучений всех компонент корабля.
EM-сигнатура корабля это сумма излучений всех компонент корабля.

Все компоненты (реакторы, кулеры, генераторы щита, оружие, радары и т.д) работает в двух режимах - "ожидание" и "работа”. В рабочем режиме потребляемая мощность выше, а значит и ЕМ-сигнатура выше.

Например в истребителе Arrow установлен один генератор щита AllStop, для которого состояние удержания щита является режимом “ожидания”. ЕМ-сигнатура генератора в этом режиме - 600 EM, но и реактор корабля излучает 127 ЕМ производя 200 ед. энергию для работы генератора. Перезарядка щита это “рабочий” режим с увеличенной мощностью и излучением. ЕМ-сигнатура во время перезарядки увеличивается и от щита, и от реактора примерно на 180 EM.

IR-СИГНАТУРА КОРАБЛЯ

IR Signature это тепловое излучение корабля, вызванное нагревом оборудования. Значение излучения и температуры можно увидеть на МФД, на панели статуса цели и своего корабля. IR-излучение одинаково распространяется во все стороны и не зависит от ракурса под которым вы смотрите на технику.

Величина IR-сигнатуры определяется суммой IR-излучений всех компонентов установленных на технике, а вклад каждой можно рассчитать по формуле:
IR = (T - mTIR) * TIR, где
IR - значение излучения,
Т - температура компоненты,
mTIR - минимальное значение температуры излучения, значение от 14 до 280,
TIR (или Temperature To IR) - коэффициент пересчета температуры, значение от 0,02 до 13,2.

Следует понимать, что нагреть оборудование гораздо легче, чем охладить, а значить усилить излучение проще, чем ослабить. Охлаждение оборудования в корабле не происходит само по себе и отключенный корабль не будет остывать. Для это используются специальные компоненты типа Cooler, пока на них подано питание, все остальное оборудование будет сбрасывать тепло через них.

Отключение питания не уменьшает IR-сигнатуру, а замораживает ее значение.
Отключение питания не уменьшает IR-сигнатуру, а замораживает ее значение.

Для примера, реактор Regulus установленный на Arrow, в стационарном режиме нагрет примерно на 300 град., излучая около 500 IR. Каждые следующие 100 град. нагрева добавляют дополнительные 175 IR эмиссии.

CS-СИГНАТУРА КОРАБЛЯ

CS Signature - эффективная площадь рассеяния (ЭПР) техники и этот параметр связан с геометрией машины. Как и реальное ЭПР, CS-сигнатура зависит от ракурса, под которым наблюдается техника. В текущей версии игры этот механизм реализован с помощью трех предзаданных разработчиками значений для основных осей - продольной (от хвоста к носу), поперечной (с одного борта к другому) и вертикальной (снизу вверх).

Ракурсные CS-сигнатуры делают корабль заметным на разных расстояниях.
Ракурсные CS-сигнатуры делают корабль заметным на разных расстояниях.

Если рассматривать все тот же истребитель Arrow, то значение CS-сигнатуры для осей следующие: продольная - 1 900 CS, поперечная - 5 600 CS, вертикальная - 7 400 CS. При взгляде с любого другого ракурса значение ЭПР будет определяться пропорцией между углами к каждой из основных осей. Если удаленный наблюдатель будет находиться в 6 км от истребителя, вращающегося вокруг своей оси, то метка корабля для него будет регулярно появляться и исчезать.

МОДИФИКАЦИЯ СИГНАТУР КОРАБЛЯ

Броня некоторых кораблей обладает свойствами модифицировать значение сигнатур, изменяя их на определенную величину. Каждая из трех рассмотренные выше сигнатур изменяются своим модификатором и это происходит для следующих наземных машин и кораблей.

-6

Кроме того, у любого корабля есть функция Suppress IR в меню head system на МФД, позволяющая уменьшить на 20% IR-сигнатуру. При этом эффективность охлаждения систем падает на те же 20%. Задействовав подавление, есть риск перегреть некоторые компоненты, что может привести к их отключению и ускоренному износу.

Для покоящейся в космосе Arrow подавлением IR-излучения можно срезать порядка 1100 IR из 5 300 IR, однако генератор щита AllStop будет перегреваться и периодически отключаться. Если задействовать функцию подавления для для трех из четырех систем (двигательная, защитная, питания, вооружения), то IR-сигнатура уменьшится примерно на 900 IR.

ФОНОВОЕ ИЗЛУЧЕНИЕ

В различных локациях вселенной присутствует фоновое излучение всех типов, мешающее обнаружению сигнатур кораблей. Дальность обнаружения в таких зонах падает на величину фонового излучения, что можно выразит формулой:

rIR = IR - bIR или rEM = EM - bEM, где
IR и EM - значение сигнатур корабля, видимое со стороны,
rIR и rEM - регистрируемое значение сигнатур корабля,
bIR и bEM - фоновые сигнатуры в локации.

Фоновое излучение скрывает сигнатуры корабля и уменьшает дальность обнаружения.
Фоновое излучение скрывает сигнатуры корабля и уменьшает дальность обнаружения.

Для того, чтобы увидеть численное значение фона, нужно выставить Yes в игровой настройке Emissions HUD - Display Signature Values (четвертый снизу пункт). После настройки искомые значение будет выводиться после символа "/". На рисунке ниже показан пример таких сигнатур - 22 IR и 5597 EM. EM-сигнатура корабля в этом примере полностью теряется в фоновом излучении и обнаружить по этой сигнатуре корабль нельзя.

-8

Астероидные кластеры, в зависимости от типа, наполнены фоном от 500 до 2 500 единиц ко всем типам сигнатур, космические облака фонят радиошумом от 9 до 44 тысяч единиц, а планеты и луны забивают сенсоры тепловым излучением. Вот примеры фоновых сигнатур для некоторых локаций.

-9

На этом эффекте действуют шумовые (noise) контрмеры кораблей, создавая область с фоном в 30 000 IR и 30 000 EM, что на несколько секунд забивает все сигнатуры кораблей.

КОРАБЕЛЬНЫЕ РАДАРЫ

Радары - корабельные компоненты, размещенные в стандартные слоты, но в текущей версии игры не сменяемые. Эти устройства засекают окружающие объекты по их сигнатурам. Основным параметром радаров является их эффективность улавливания разных видов излучения, которая задается коэффициентом чувствительности.

В текущей версии эффективность радаров зависит только от размера. Параметры чувствительности приведены в таблице ниже.

-10

При работе по наземным объектам эффективность корабельных радаров одинакова и равна 25%. Коэффициент эффективности радара используется для пересчета предельной дальности обнаружения объекта по его сигнатуре, что можно записать формулой:

D = max(rEM, rIR, rCS) * Eff, где
D - дальность обнаружения,
max - функция определяющее максимальное значение,
rEM, rIR, rCS - регистрируемое значение сигнатур корабля,
Eff - коэффициент эффективность радара.

Размер радара связан с чувствительностью и определяет дальность обнаружения цели.
Размер радара связан с чувствительностью и определяет дальность обнаружения цели.

ОБЩАЯ ФОРМУЛА МЕХАНИКИ ОБНАРУЖЕНИЯ

Подведем итог всей выше показанной математики. Расстояние на котором корабль-наблюдатель засекает корабль-цель определяется формулой:

D = max(EM*aEM - bEM, IR*aIR - bIR, CS*aCS - bCS) * Eff, где
D - дальность обнаружения корабля цели,
EM, IR, CS - начальное значение сигнатур корабля-цели,
aEM, aIR, aCS - модификаторы сигнатур корабля-цели,
bEM, bIR, bCS - фоновое излучение вокруг корабля-цели,
Eff - эффективность радара корабля-наблюдателя.

Дальность обнаружения зависит от мощности излучения корабля-цели, модификаторов, вносимых в картину кораблем-целью, состояние пространства вокруг и эффективности радаров корабля-приемника.

Разберем на примере двух истребителей Arrow и Mustang Delta находящихся в кольце Yela (фон 2 000 IR, 2 000 EM, 2 000 CS) и двигающихся навстречу друг другу. Сигнатуры Arrow с фронтального ракурса примерно 5 900 IR, 5 200 EM, 1 900 CS, для Mustang с того же ракурса значения примерно равны 7 100 IR, 10 400 EM и 2 000 CS. Поскольку обе CS-сигнатуры скрываются фоном, то их можно опустить при расчете.

Arrow заметит Mustang Delta c (расчет приблизительный):
max(7 100 IR ×0,6 - 2 000 IR, 10 400 EM ×0,6 - 2 000 EM) ×0,8 =
max(2 300, 4 200) ×0,8 =
3 400 метров.

Mustang заметит Arrow с (расчет приблизительный):
max(5 900 IR - 2 000 IR, 5 200 EM - 2 000 EM) ×0,8 =
max(3 900 IR, 3 200 EM) ×0,8 =
3 100 метров.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МАСКИРОВКЕ КОРАБЛЕЙ

  1. В текущей версии (Альфа 3.22.0) игры все оборудования одного размера обладают схожими характеристиками Power To EM и Temperature To IR, поэтому не стоит тратить силы на подбор специального оборудования.
  2. Используйте специальный режимы подавления излучения и ограничения мощности. Отключайте неиспользуемое оборудование, снижая заметность корабля.
  3. Выбирайте корабль и стиль ведения боя с учетом коэффициентов подавления излучения и потенциальной дальности захвата.
  4. Учитывайте свое положение относительно противника, не поворачивайтесь к нему стороной с повышенной заметностью.
  5. Учитывайте особенности локации, вы сможете скрыться за фоновым излучением и не быть обнаруженным.
  6. Корабли большего размера обладают более крупными и эффективными радарами, учитывайте это, сближаясь с противником.

СПРАВОЧНЫЕ ТАБЛИЦА

Ниже приводятся параметры различных кораблей, где сигнатура IR и EM приведены для состояния покоя (нет движения, щиты заряжены, ЭМИ отключено, остальное оружие работает, но не стреляет). В таблицах не учитываются понижающие коэффициенты корпуса. Таблицы разбиты по размерам посадочных площадок кораблей от S0 (крошечные) до S6 (капитальные). Пропущенные значения не указаны в игровых данных.