Кирилл Серебрянников и Вагнер созвонились и разговор был короткий. Бывший режиссер бывшего Гоголь-центра забыл русскую речь, и по-этом за него теперь отдувается вся Парижская опера. Посмотрев "Лоэнгрин" я понял каждое немецкое слово, а взяв либретто не поверил своим глазам. Вагнер в шоке. Кирилл Серебрянников нашел утерянную версию либретто, которую композитор хранил в столе более 300 лет и сразу поставил спектакль о войне Чем германский король насолил Кириллу? И почему французам не даром отдали Москву?
Я наконец готов сознаться. Друзья, премьерная опера Кирилла Серебрянникова в Париже удалась. Да,мне сложно это говорить немножко стыдно, наверное теперь и вам, но что поделать, уже посмотрев ее, я не могу скрывать правды, приготовьте стулья или можете сразу падать в обморок.
Думаю мы обойдемся без сюжетных разъяснений, единственное поясню, что история рассказывает про принца, который попадает в опал военных действий и его возлюбленную Эльзу, обвиненную в убийстве собственного брата.
Серебрянников очень избирательно подошел к истории, и его черновое либретто выглядит как исписанный листок, за стержень оперы он берет именно эту несправедливость.
В мире Кирилла нет более адекватных людей, чем просидевших в психиатрических палатах, а все герои оперы как-будто изуродованные жизнью люди, и даже сольная партия не мешает им оставаться в кондиции реальности, придуманной режиссером. Один хромой, другая контуженная, третья с суицидальными наклонностями, а монарх принял буддизм. Для Серебрянникова основной задачей было уйти от патетики классической оперы и прийти в свой способ существования на сцене через музыку.
Конечно Кирилл уже доказал всему миру, что за чтобы он не взялся, получается антимилитарский спектакль с открытым финалом, и чтобы он не делал, из топора выходит не каша. За двадцать лет произошла проф.деформация, серое вещество вырабатывает одну и туже сверх.задачу, а усаживаясь в режиссерское кресло начинается синдром Туретта, когда он подчас исписывает сценарии снова и снова добавляет свои излюбленные фразы "свобода", "мир", "против".
Тут все вышло именно таким же образом, но с большой разницей, это опера. На немецком языке еще не научились ругаться русским матом, а значит еще не все потерянно и можно совершенно комфортно посвятить себя искусство оперы, так сказать насладиться атмосферой. Ведь в этом опера преуспела.
Кирилл не оставляет ни шанса у зрителей на иную интерпретацию, а на сцене чуть ли не выносят флаг Украины. В черновой версии я думаю было не только это и стоит поблагодарить Кирилла за шанс самим разобраться в увиденном. По сюжету перед отправкой на фронт новобранцы, больше похожие конечно на мужиков с завода, ну или уже сидящих в бани после охоты, женятся, выпивают, поют песни и конечно, как режиссерски выраженный конфликт, на сцене возникают черные мусорные мешки, заполняющие всю сцену. Потихоньку отряд "юнцов" редеет, а мусорные пакеты разбредаются на всю Парижскую оперу. Тем временем на экранах показывают хронику военных действий и тут уже оперу смог понять даже я. Все сходится на примитивизме. В отличии от всех остальных спектаклей Кирилла, в опере "Лоэнгрина" он забывает все нравоучения и хорошие манеры уважающего себя русского режиссера и называет все своими именами. Лев Додин ставит два по режиссуре, а я, увидев это, ощутил культурный шок, возможно из-за нехватки или потому-что такое смотреть запрещено.
Четыре часа зрители переносят ужас военных действий, музыкальные драмы превращаются в утрированные страдания, а все герои потихоньку сходят сума. Особенно это видно в истории Эльзы, которая в первом акте, увидев в доме немецкого Короля и приняв всю ее свиту в свои покои, ловит биполярное расстройство, ее становится уже три, а танцуя в одной части сцены, распивая арию в другой, по итогу не выдерживает такой нагрузки и становится жертвой психоза. Кирилл Серебряников начинает со зрителем разговор о влиянии войны на психику, а отправляя Эльзу на поиски психологического здоровья, дает ей ключ от психиатрии, а потом вместо Пьера Безухова отправляет прямиком на поле боя. Интересная вылазка, особенно если учесть, что для Серебрянникова это повод вставить свою излюбленную глубину. Братоубийство на войне, кончина брата, два плюс два и равно - ее обвиняют в геноциде всех этих засидевших "юнцов". Внутренние переживания не дают шанса ее уже отсутствующей адекватности и она впадает в аффект.
Что же, несомненно, Кирилл поставил современный спектакль. Нет тайного шепота, разговор по сути на "кухни" за чакушкой, и при этом вся обстановка тревожно красива. Соревнуясь со СМИ, газетами, пропагандой, Кирилл дает свою личную сводку новостей, при этом пропевая все подзаголовки. Публика в Париже ликует, подайте, говорят, еще, газеты мельчают, новостные ленты в браузере исчезают и теперь за погружением в контекст современности выстраиваются очереди в оперу. На табло транслируют хронику военных действий, со сцены пропевается текст новостного канала, а легкая рука режиссера добавляет междисциплинарности в подачу материала. Беспроигрышный вариант, если учесть, что в европе забыли, как покупать газеты или включать телевизор. Лично я уже позабыл, как это делается и остается надеяться, что не вспомню. А пока ждем нового эфира от Кирилла и надеемся, что его передача не скатится до лгбт пропаганды или "следствие вели", а сонм популярности, рухнувший на голову не превратит его в европейского "бесогона".