Найти тему

Скандальное лицо "Прекрасной эпохи"

Портрет мадам Икс. 1884
Портрет мадам Икс. 1884

Виржини Готро – одна из знаменитых женщин «Прекрасной эпохи», символом переменчивых парижских нравов и героиня одного из самых громких скандалов в мире искусства.

Виржини Готро родилась 29 января 1859 года в Новом Орлеане. Отец – Анатоль Авиньо – плантатор итальянского происхождения, погиб в 1862 году во время Гражданской войны, сражаясь на стороне конфедератов. Мать – Мари Виржини де Тернан – была из весьма уважаемой семьи, дочь хозяйки крупной плантации и французского маркиза (Мари была старшей дочерью от первого брака своей матери, которая позже вышла замуж повторно). Дядя Виржини по материнской линии был судьей и сенатором от Луизианы. Вполне вероятно, что при таких родственниках Виржини вполне могла бы вписаться в почтенное общество, описанное в «Унесенных ветром». Однако в 1867 году мать увозит ее в Париж, где началась совсем другая жизнь.

Виржини в 1878 году
Виржини в 1878 году

Мари Авиньо стала известным персонажем в светском обществе, и известность была весьма скандальная, женщина была содержанкой. С детства мать приучала дочь пользоваться косметикой, к чему в то время отношение было весьма неоднозначным. Повзрослев, Виржини стала активно пользоваться пудрой, иногда лавандового оттенка, и красить волосы хной. Современники считали ее красавицей и часто сравнивали ее с греческими статуями. В юные годы Виржини продолжила сомнительную «карьеру» матери. В 19 лет она вышла за 40-летнего банкира и торговца колониальными товарами и гуано (удобрение на основе птичьего помета) Пьера Готро. У пары родилась дочь Луиза (1879-1911).

Виржини не раз бывала на исторической родине. Отзывы о ней были противоречивы, но многие газеты представляли ее иконой стиля. В 1880 году «Нью-Йорк Геральд» пишет: «Мадам Готеро [так в оригинале] может быть целых двадцать четыре. У нее классическая голова, и она убирает свои естественно волнистые волосы в греческую ленту . . . С первого взгляда буквально поражаешься ее красоте, которую подчеркивает ее платье. По форме и цвету ансамбль и детали идеальны. Mme. Готеро - статуя Кановы, воплощенная в плоть и кровь, кости и мускулы, одетая Феликсом и причесанная его помощником Эмилем. Все ее контуры гармоничны. Но ей еще предстоит познакомиться с Грациями и завладеть поясом. Я видел ее трижды подряд. Я знаю, что она самое прелестное создание, которое я когда-либо видел, вышедшее из рук парижской портнихи . . . . мадам Готеро была одета вчера вечером в желтое шелковое платье, часть которого была покрыта сеткой из желтых бусин и мелкого белого стекляруса. Она также носила бриллиантовое ожерелье в классическом стиле, брошь, браслеты и греческие повязки на волосы, сверкающие бриллиантами. К ее головной повязке был прикреплен маленький полумесяц Дианы. Шепот восхищения встречал ее, куда бы она ни пошла». Были и более критичные отзывы.

Супружеской верностью дама не отличалась. Банкир Готро считался нуворишем, и отношение к нему было соответствующее. Виржини – хоть и внучка маркиза, но на тот момент считалась «понаехавшей», к тому же с сомнительной репутацией. Чтобы понять масштаб разразившегося далее скандала, стоит учесть расслоение общества, снобизм светской жизни и культуру полунамеков в искусстве.

Живший в Париже молодой американский художник Джон Сарджент хотел обзавестись французской клиентурой, для чего хотел написать портрет какой-нибудь примечательной личности и представить его на знаменитом парижском Салоне – отличный шанс заявить о себе. Художник решил, что бывшая соотечественница отнесется к его предложению лояльно. Познакомились они благодаря дружбе со знаменитым гинекологом доктором Поцци, портрет которого Сарджент написал ранее. Ходили слухи, что Виржини была его любовницей. Вскоре после их знакомства в 1882 году Сарджент написал своему другу Бену дель Кастильо: «У меня есть большое желание написать ее портрет, и у меня есть основания думать, что она позволит это, и я жду, когда кто-нибудь предложит отдать дань уважения ее красоте». Художник женщин с макияжем любил, и боевая раскраска модели ему понравилась, о чем он даже писал в письме к другу.

этюд 1883 года
этюд 1883 года

В феврале 1883 года мадам Готро согласилась позировать. Работа продвигалась медленно. Мадам вела активную светскую жизнь, а позировать подолгу не любила. Сарджент посетил имение Готро в Бретани в июне 1883 года, где сделал около 30 набросков. Быстрее работать художник не смог, так как женщина постоянно принимала гостей. Сарджент жаловался на ее «красоту, которую невозможно изобразить, и безнадёжную лень».

-4

Одним из набросков стала картина «Мадам Годро поднимает тост», были и другие.

Портрет был закончен в 1884 году и поначалу модели понравился. Она была изображена в одном из любимых ракурсов, прическа напоминала античную, а сверху – одно из любимых украшений – полумесяц, который часто украшал древнегреческих богинь, особенно богиню охоты Артемиду. Однако, когда портрет выставили во время Салона, разразился скандал. Первоначально картина называлась «Портрет мадам ***», модель легко узнали. Многих возмутило то, что у женщины была спущена одна из бретелек платья – откровенный намек по тем временам. К тому же у женщины белая кожа, но при этом розовый кончик носа и ухо, что, по мнению критиков, означает большое количество косметики. Злоупотребление косметикой считалось неприличным для светской дамы. В итоге публика сошлась вомнении, что художник изобразил развратную женщину, которая и не стесняется своего поведения. Один французский критик написал, что если бы кто-нибудь стоял перед портретом во время его выставки в Салоне, то «услышал бы каждое ругательство на французском языке». Мать Виржини просила убрать портрет с выставки, но художник отказался, просто переименовав его в «Мадам Х». Бретельку художник переделал. Некоторые шутили, что женщина напоминает пиковый туз. Когда скандал стал слишком велик, и было очевидно, что он распугал всех французских заказчиков, Саржент в 1886 году уехал в Лондон, где к нему относились лояльнее. Художник держал скандальный портрет в своей парижской студии, затем в лондонской. С 1905 года он несколько раз показывал его на выставках в Британии и США, а в 1916 году работу купил знаменитый музей Метрополитен в Нью-Йорке. Саржент утверждал, что это его лучшая работа на тот момент. Сейчас «Мадам Х» считается одной из самых известных работ живописца. Есть более поздняя версия картины, находящаяся в Лондоне.

Гюстав Куртуа, мадам Готро (1891)
Гюстав Куртуа, мадам Готро (1891)

Из-за скандала началась травля женщины в газетах, множество ехидных шуток. В итоге Виржини пришлось на некоторое время поставить на паузу светскую жизнь. Однако уже в 1885 году о ней вновь упоминают нью-йоркские газеты. Затем женщина дебютировала в театре. Позже она позировала и другим художникам. Ее любимым портретом был портрет работы Гандара.

 Антонио де Ла Гандара (1898)
Антонио де Ла Гандара (1898)

Виржини умерла в Каннах в 1915 году. Через несколько месяцев после ее смерти Сарджент продал легендарный портрет музею Метрополитен в Нью-Йорке.

#история #живопись #искусство #художник #картина