Найти в Дзене

Как выбрать «своего» врача?

Представляю Вам обещанное продолжение статьи "Как выбрать клинику ЭКО?" В этой статье не будет ни одной фамилии, также после прочтения у Вас не должно сложиться впечатления, что лучший доктор – это автор статьи)
Итак, в первой статье я набросала основные принципы выбора клиники ЭКО. Однако, лечат всё-таки не стены, не микроскопы и не лицензия Минздрава, а конкретные люди, самым главным из которых был и остаётся врач. Как выбрать «своего» врача, профессионального и человечного; того с кем удастся преодолеть бесплодие?
В принципе, дальнейшие советы подходят и для выбора врачей других специальностей, к которым пациент взаимодействует лично и обращается добровольно (то есть, не санитарные врачи, не сотрудники «Скорой помощи» и не патологоанатомы).
Когда я только начинала работать репродуктологом (так давно, что и не будем об этом), эта специальность только появилась и была не очень престижной, не очень известной и довольно непонятной. Почти все репродуктологи России знали лет двадцать

Я на рабочем месте. Фото из личного архива
Я на рабочем месте. Фото из личного архива

Представляю Вам обещанное продолжение статьи "Как выбрать клинику ЭКО?"

В этой статье не будет ни одной фамилии, также после прочтения у Вас не должно сложиться впечатления, что лучший доктор – это автор статьи)


Итак, в первой статье я набросала основные принципы выбора клиники ЭКО. Однако, лечат всё-таки не стены, не микроскопы и не лицензия Минздрава, а конкретные люди, самым главным из которых был и остаётся врач. Как выбрать «своего» врача, профессионального и человечного; того с кем удастся преодолеть бесплодие?

В принципе, дальнейшие советы подходят и для выбора врачей других специальностей, к которым пациент взаимодействует лично и обращается добровольно (то есть, не санитарные врачи, не сотрудники «Скорой помощи» и не патологоанатомы).


Когда я только начинала работать репродуктологом (так давно, что и не будем об этом), эта специальность только появилась и была не очень престижной, не очень известной и довольно непонятной. Почти все репродуктологи России знали лет двадцать назад друг друга в лицо.

Сейчас же «нашего племени» сильно прибавилось, и я охотно понимаю растерянность пациента, открывшего вкладку «Врачи» на сайте любой клиники. Вот, например, доктор. Ну, училась, ординатура там, интернатура, первая категория, кандидат наук, хвалебные отзывы (
интересно, а какие еще могут быть на сайте клиники?), фото в белом халате. У другой примерно то же самое. И все как одна «настоящие профессионалы».

Так кого выбрать-то?

Начнем с того, на что внимание обращать не стоит, - на отзывы. Сайты клиник можно просто не смотреть: судя по тамошним отзывам в этой клинике работают сплошь реинкарнации Гиппократа на Земле. В лучшем случае, эти отзывы действительно были написаны благодарными пациентками и, скажу дипломатично, отфильтрованы от отзывов неблагодарных. В худшем случае – догадайтесь сами, кем они были написаны.

Всевозможные сайты-агрегаторы можно посмотреть, но по диагонали. Отзывы – это очень важный аспект, поэтому с ними
работают. Агрегаторы тоже хотят кушать, поэтому всегда можно договориться, ну Вы понимаете о чем я. В крупных клиниках есть специальные люди (или целые отделы), которые формируют бренд, работают с негативными отзывами, проводят рекламные компании и т.п. Некоторые врачи нанимают таких людей сами, не привлекая работодателя. В идеале отзывы и получаются идеальными. Поэтому читая очередное «Врач от Бога! Золотые руки!», снимайте-таки иногда розовые очки.

Но не это главное. За свою карьеру я перевидала врачей-репродуктологов, наверное, на два порядка больше, чем увидит за жизнь даже самый невезучий пациент. Среди них были и супер-профессионалы, у которых я почла бы за честь учиться; были и такие, которым бы я не доверила и котенка. Причём, врачебное сообщество внутри себя обычно довольно метко и единодушно оценивает коллег: эта доктор просто-таки «не человек, держава», а эта – «понаберут по объявлению».

Тем удивительней мне и коллегам иногда читать или слышать от пациентов отрицательные отзывы на врачей, которые в нашем сообществе считаются твердынями, столпами, лучшими из лучших. И наоборот. «Все люди разные, всем не угодишь», - скажете Вы? И да, и нет.

Специфика нашей специальности состоит в том, что мы, репродуктологи, работаем с женской репродуктивной системой. А она, а точнее запас яйцеклеток в ней, закладывается еще в утробе матери, и с момента менархе (первого цикла) только расходуется. Никакого способа восстановить потраченные яйцеклетки не существует. Поэтому работаем с тем, что есть.

Если пациентка молода, диагноз простой (например, трубное бесплодие), а запас клеток велик, то не вылечить такую – это надо еще постараться. Один, ну два цикла лечения – и вуаля! Однако, особого таланта врача здесь не надо, делай всё по протоколу. О таких пациентках врачи только мечтают.

Естественно, отзыв такой женщины (особенно, если еще и попросить) будет хвалебным и искренним, ведь действительно, вылечили за месяц. «Золотые руки! Врач от Бога! Профессионал с большой буквы! Девочки, за вторым только к ней» - вот это вот всё. Эх, мне бы таких пациенток, с первичным бесплодием и нежным возрастом, я бы сверхурочно работала…

К сожалению, часто бывает и наоборот. Женщина, разменявшая пятый десяток и прицеливающаяся разменять шестой, всего достигшая, ухоженная, образованная и культурная наконец-то решила родить. Вроде всё уже есть: и образование, и материальная база, и карьера удалась, и по миру поездила, можно и о детях подумать. А то, что уже можно начинать узнавать, где ближайшее отделение Пенсионного фонда, так это ничего, «медицина ведь сейчас творит чудеса», да, доктор?

Сколько я насмотрелась на эти глаза на приёмах…Женщина узнает, что «поезд ушёл и рельсы уже сняли». Даже лет 10 назад приходить на ЭКО было бы поздновато. А сейчас АМГ ноль, фолликулярный запас отсутствует. Доктор не волшебник, новые клетки не сделает.
Только донорские (да и то не для всех это возможно, бывают и гинекологические противопоказания к вынашиванию в принципе).

Для женщины это грандиозная трагедия, крушение всей жизни. Полный провал. Матерью собственных детей ей не стать. Некоторые соглашаются на донорские и долго ли коротко, но обретают заветную беременность. Иные согласны на любые траты, и, оставив в кассе сумму, которую хватило бы на неплохую машину, таки иногда добираются до этапа ПГТ. Увы, почти всегда, переносить нечего.

Бывает, что женщины начинают менять врача на врача, клиники как перчатки, уповая на чудо. Надеясь, что где-то есть на свете
тот самый врач, который ей поможет. Таким пациенткам никак не удается принять свой диагноз, смириться с реальностью, поэтому агрессия выплескивается вовне. «Бракоделы! Разводят на деньги! Я найду на вас управу!» - строчит такая пациентка на всех возможных сайтах. Увы, помочь ей уже не сможет никакой репродуктолог. Мы читаем такие отзывы и сочувствуем людскому горю, что тут сделаешь…

Что касается положительных отзывов, то обычно их высказывают лично или в переписке. Оставить публичную благодарность как правило нужно просить пациентку особо, но я не настаиваю – ЭКО дело сокровенное.

Так что отзывы в принципе лучше читать по диагонали.

Ученая степень у врача – это больше про связи в деканате, хорошие отношения с научным руководителем, про усидчивость. Не скажу за всю медицину, но в сфере ЭКО мы взяли буквально всё из-за рубежа: препараты, методики, протоколы, технику. Научный вклад нашей страны в развитие мировой репродуктологии – нулевой. Поэтому молодая «зеленая» кандидат медицинских наук и опытный «зубр», проработавший лет 20, - это небо и земля. У лучших (я имею в виду наиболее уважаемых во врачебной среде российских репродуктологов) докторов иногда есть научная степень, иногда нет. Ценится опыт, но никак не удостоверение кандидата.

Про докторов наук еще проще. По Положению о порядке присуждения ученых степеней для этого звания надо получить «крупное научное достижение или решить крупную научную проблему». В нашей стране в области репродуктологии крупных научных проблем не решено ни одной.

Опять же есть такое понятие, как «область научных интересов». А человек, имеющий в руке молоток, склонен всё вокруг рассматривать как гвозди. И у врача-ученого появляется соблазн любое лечение подгонять под свою методику, под тему своей диссертации, под «пресловутую область научных интересов». В худшем случае, если не хватает материала для статистики или численности пациентов в двойных исследованиях (это когда сравниваются результаты лечения двух одинаковых по численности групп пациентов разными методами), то этот материал
нарабатывается. Оно Вам надо, чтобы тип препарата, метод лечения выбирался не по наилучшему соответствию для Вас, а потому что в контрольной группе для этого препарата не хватает пациентов?

Категории (первая, высшая) – это про стаж и желание (нежелание) собирать бумажки и немного с ними побегать.

Если врач ведет активную научную и общественную деятельность, постоянно мелькает на разных конференциях и круглых столах, то это отнюдь не обязательно плюс. Ведь в сутках только 24 часа, а Вы представляете сколько нужно времени, чтобы написать хорошую статью или доклад? К такому доктору всегда очередь, она постоянно на слуху и на виду. Но хватает ли ей времени детально и индивидуально подойти к каждому пациенту? Вопрос риторический.

Некоторым пациентам принципиально важно лечиться только у заведующего, главного врача и т.д. Оставьте их, это самые несчастные люди. Постоянные совещания, проверки, собеседования, консилиумы…У них и пообедать-то время бывает раз в пятилетку. Обычно такой человек ведет прием… каждый нечетный вторник високосного года. Поскольку ЭКО очень критично к соблюдению графика мониторингов, инъекций и прочего, то главный врач, конечно, начинает программу, но потом, будучи не в силах выдерживать график приемов, отдает пациентов буквально первому попавшемуся врачу. Редко кто сможет пройти всё лечение у главного врача, это большая редкость)

Так как выбрать «своего» врача? На отзывы внимание не обращать, на регалии тоже? Так как? – спросит читатель.

Ответ простой: выбирайте того, с кем Вам будет психологически комфортно, спокойно, уверенно. Остановитесь на том докторе, с которым у Вас установится контакт, чьи рекомендации Вы будете готовы выполнять и в которого поверите. Который понравится Вам как человек. Вот не больше и не меньше.

Поймите правильно: с моей точки зрения для пациента не существует верифицируемого надежного способа оценить квалификацию врача. Это ничуть не обидно. Я вот, будучи практикующим гинекологом-репродуктологом, не смогу оценить профессионализм онколога, офтальмолога или нейрохирурга: у меня нет для этого критериев, нет опыта, нет знаний.

Практически вся ЭКО-шная Москва знает одного очень известного врача, которая является, наверное, непререкаемым авторитетом и специализируется на очень сложных случаях. Это настоящий доктор-ас. Одно но: немного суховата в общении, педантична, безэмоциональна.
Так вот: когда мне посчастливилось некоторое время поработать с ней (жаль, что немного: каждый консилиум с ней был как лекция), я с удивлением узнала, что и на неё были жалобы. На профессионализм? Исключено, таких специалистов как она можно пересчитать по пальцам.
А тогда на что жалобы? А вот на сухость, на черствость.

Поскольку работодатели только и мечтают, чтоб средний чек рос, а финансовый план размером с Эверест выполнялся, нас, врачей, частенько отправляют на всякие курсы маркетинга и тренинги продаж. Там нас учат находить подход к каждому пациенту, выявлять его ценности и налаживать контакты. Всё это, понятное дело, не работает (уж лучше б подписку на какой-нибудь хороший гинекологический журнал за эти деньги организовали, честное слово!), потому что человека, его характер, манеру общения не переделать.

Из известных мне безусловных профессионалов репродуктологов есть разные типажи: сухарь, рубаха-парень, своя в доску, учительница младших классов и другие (я имею в виду модель поведения с пациентами). Пациенты тоже бывают разные: кто-то молча записывает, что надо сделать и выполняет все рекомендации; кто-то хочет выговориться и получить сочувствие; кого-то надо взять под руку и четко и ясно сказать, что делать.

Главное, что я хотела бы донести: если есть психологический контакт между врачом и пациентом, совпадение ценностей; иными словами, если Вы доверяете своему врачу, то шансы на успех резко возрастают. Если же нет, то будет взаимное недовольство, недопонимание и за психологическими разногласиями потеряется и лечение.

Поэтому просто походите по врачам, найдите того, с кем Вам будет комфортно, только и всего.

«Ваш» врач – это тот, кто понятно объясняет Вам, кому доверяете лично Вы. Идеальных врачей, которые бы нравились абсолютно всем, не существует; уж не знаю, к сожалению или к счастью.

Я бы назвала однозначно хорошим доктора, который сразу (на первом или на одном из первых приемов) честно и без обиняков назовет Ваши шансы на успех, а также сколько времени и денег ориентировочно потребуется для достижения этого самого успеха.

При прочих равных, если у Вас на примете несколько подходящих Вам по психотипу докторов, я бы предпочла более опытного, взрослого (но, повторюсь, не в ущерб психологической совместимости).

Поскольку буквально всё в сфере ЭКО у нас привезено из-за рубежа, все врачи от Калининграда до Владивостока работают на одинаковом оборудовании, одними и теми же лекарствами и по одинаковым протоколам. Вдобавок, и учились все в одних и тех же медвузах по одинаковым программам. А вот опыт у всех разный. И у того, кто работает лет двадцать, есть в памяти всякие сложные случаи, медицинские казусы и вообще больше врачебный багаж. Есть опыт работы на разных препаратах и расходниках, в том числе в условиях дефицита оных, что важно сегодня в нашей стране.

Из мелких нюансов: узнайте, например, даёт ли врач номер своего личного телефона или «звоните в регистратуру». Вроде мелочь, а кому Вы будете звонить в ночь перед пункцией, если перепутаете время укола триггера (а такие случаи бывают раз в неделю точно)? Обычно администрация клиники очень ревностно относится к контактам врача и пациента вне стен клиники, и личный номер давать не разрешают, да врач и не обязан. Поэтому личный телефон – это на усмотрение врача.

Из очевидного: не уйдет ли врач на горизонте нескольких месяцев в отпуск/на учебу/в декрет? Лечение методом ЭКО может занять полгода и больше, будет обидно менять врача перед самой программой.

Из неочевидного: в некоторых «прогрессивных» клиниках есть весьма спорное разделение труда: один врач ведет первичный прием, другой стимулирует, третий пунктирует и т.д. По факту, выбранного врача Вы можете увидеть за всё время раза 2-3. Я не буду распространяться, зачем так делается (подсказка: отнюдь не для увеличения производительности труда), но Вам-то это зачем?

Если контакт с врачом очевидно не получается, не надо мучить себя, и лучше врача сменить, например, обратиться к заведующему с соответствующей просьбой. Просто молча переписываться к другому доктору не следует: во-первых, это не очень вежливо; во-вторых, новый доктор всё равно детально расспросит предыдущего.

Менять же доктора во время программы совершенно не надо. Доктор держит в голове динамику роста Ваших фолликулов, реакцию организма на препараты, сроки годности анализов и прочие важные подробности; новому доктору очень трудно будет вникнуть в ситуацию на ходу. Это примерно то же самое как одной хозяйке сменить другую на кухне в процессе приготовления очень сложного блюда.

Я желаю Вам найти «своего» врача и получить с ним желанную беременность!