Найти тему

Морская война. Раунд третий

(Дети Замолксиса. Часть 22. Эпизод 3)

Одной из немногих восточных областей империи, избежавших вторжений «скифов» и персов, была Греция. Именно она была избрана целью нового грандиозного морского похода 267 г. Смерть Одената и новый раунд борьбы Галлиена в Галлии создали для этого прекрасные возможности. Непосредственным участником этих событий был афинский историк Дексипп, которому мы обязаны истории Скифских войн. Им в первую очередь пользовались более поздние авторы, в том числе Иордан, Синкелл, биограф Галлиена Поллион и другие.
В этот раз «скифов» возглавили герулы. Именно так их называет Синкелл. Следовательно, центром организации нашествия служила вновь Меотида (и по очереди следовали тоже «восточные скифы»). Флот варваров насчитывал по сведениям древних до 500 судов. В походе участвовали также «западные скифы». Флот двигался вдоль Северного Причерноморья к устью Дуная, где герулы объединились с готами (так их и называют), а также разорили прилегающие к устью районы империи. А.М. Ременников предполагал, что это был отвлекающий маневр, но Галлиен не бросился на север, а начал укреплять оборону Проливов, в частности Византий. Здесь был сосредоточен также римский флот.

Морское сражение у Босфора закончилось в пользу римлян, но они понесли большие потери, а командующий Венериан погиб в бою. Герулы и готы пришли в себя первыми. На следующее утро, поймав попутный ветер, они прорвались в Пропонтиду, где наконец захватили Кизик. Далее, не всстречая сопротивления, они прошлись вдоль побережья Азии и островам Архипелага, после чего добрались до Греции. «Скифы» захватили Афины, Коринф и Спарту. Под их контролем оказалась вся Аттика и Ахайя. Греческие города сдавались без боя, так как воевать тут было фактически некому, оборонительных сооружений тоже не было фактически. Но, не все греки забыли доблесть предков. Дексипп с группой богатых афинян ушли в партизаны. Со временем их отряд дорос до 2 000 воинов, но часть греков примкнула к противнику, как это было и в Азии.
Пока «скифы» гуляли по Греции, с Босфора прибыл римский флот, который нанес сокрушительный удар по вражеской флотилии. Тем временем, Дексипп нанес ряд поражений «скифам» на суше (толи воспользовавшись тем, что противник рассеялся по территории ради грабежа отдельными отрядами, толи ему на помощь прибыла регулярная армия). Потеря флот, «скифы» стали прорываться во Фракию. Так как они шли через Эпир, римляне перекрыли им кратчайший путь через Фессалию. Из Италии наперерез спешил Галлиен. Где-то на реке Нест (граница между римской Македонией и Фракией), состоялась битва, в которой «скифы» потеряли 3 000 бойцов. Один из герульских вождей перешел на сторону Галлиена, став первым варваром, получившим консульские знаки отличия от императора.
Естественно, не обошлось без мятежа. В разгар преследования Галлиен получил известие о том, что один из его ближайших доверенных военачальников Авреол, которому была доверена оборона Италии от галлов, поднял бунт. С частью армии император поспешил в Рим. Под Миланом произошло сражение, в котором Авреол был разгромлен и ранен. Остатки его войска укрылись за стенами города, который император был вынужден осаждать. Преследование «скифов» было доверено полководцам Клавдию и Марциану. Скорее всего, уже в 268 г. часть геруло-готского войска все же сумела прорваться через Дунай.
Галлиену не было суждено пожинать лавры победителя. Он был убит под Миланом собственными соратниками – Аврелианом, Гераклианом и прибывшим из Фракии Клавдием. Последний и был провозглашен новым императором, открыв ряд «иллирийских императоров». Фактически Римская империя в это время была разделена на три части. На западе по прежнему сохраняла независимость Галльская империя, которую сотрясали восстания и междоусобицы. Восток вошел почти целиком в состав Пальмирского царства, к которому примкнул даже Египет. Пальмирцы вторглись также в Малую Азию. Однако Клавдий принял решение сосредоточить свои силы на борьбе с северными племенами.

Клавдий Готский
Клавдий Готский

Мятеж Авреола оголил границу в Реции. В Италию вновь прорвались алеманны. Первым шагом Клавдия стал их разгром у Гардского озера. Многие алеманны погибли, другие бежали. Теперь император мог заняться делами на Балканах. Там же своего пика достигла война со «скифами».
Не ясно, что происходило в это время в Северном Причерноморье, но разгром 268 года не только не остудил желание грабить империю, «скифы», судя по дальнейшим событиям, решили «переехать» в Римскую империю!
Вторжение 269 года затмило все предшествующие события размахом. «Скифы» собрали флот в несколько тысяч судов. При осаде крупнейших городов они использовали осадные орудия. Против империи выступили сотни тысяч варваров. Биограф Клавдия перечисляет племена певков (бастарнов – певкинов), грутунгов (грейтунгов), остроготов, тервингов, визов, гепидов, «так называемых кельтов» и герулов.
Бросается в глаза отсутствие карпов, даков, гетов, сарматов, вандалов, тайфалов. Отсутствие карпов, которые определенно лидировали на первом этапе «Скифских войн» и не понесли значительных потерь, насколько можно судить, А.М. Ременников объяснял тем, что Поллион, Зосим и другие сократили перечень, восходящий к Дексиппу. При этом явно абсолютное доминирование готских племен (5 из 8!). Особая роль готов подтверждается выпуском монеты «victoria Gotica». В тоже время, Ременников подметил, что Зосим лишь упоминает готов, а Зонара их не упоминает вовсе. Они предпочитают, как и Дексипп, нейтральные термины – «скифы», «варвары». Очевидно, организаторами в этот раз также выступали не они, а «восточные скифы» - герулы. Зосим приводит сокращенный вариант приведенного выше списка, на первое место поставив именно их: герулы, готы и певки. Синкелл вовсе называет только герулов. Но, все это не отменяет факта роста значения готских племен в Причерноморье. Тем не менее, готы еще не стали лидерами. Лишь впоследствии «готы» станут синонимом обобщающего понятия «скифы», «племена Скифии». Вызывает вопрос также упоминание «кельтов». Их считали аборигенами Подунавья (трибаллами, скордисками), бастарнами, а недавно С.В. Ярцев отождествил их с боранами/варадами.
Антиримская коалиция собирала свои силы на Днестре. Римляне определяли их число в 300-320 тыс. человек, включая женщин и детей. Из них 60-100 тысяч могли составлять воины. Войско двигалось одновременно по суше и морю. Флот выдвинулся уже весной. Зосим рассказывает только о морском походе, Поллион дополняет его упоминанием вторжения в Мезию и сражениями за Марцианополь.
Хотя положение было крайне тяжелым, армии не хватало оружия, империя все-таки не была совсем беззащитной. События последних лет показали, что в значительной степени изменилось отношение по крайней мере части граждан, готовых защищать родину и имущество. Возродился в какой-то степени флот, который одерживал победы над противником. Стараниями покойного Галлиена были укреплены города Греции, Малой Азии, Мезии и Фракии. При Клавдии наконец элита сплотилась вокруг своего императора.
Несмотря на то, что комплектование армии и обеспечение безопасности Италии заставили Клавдия задержаться с выступлением, вторжение «скифов» сразу же встретило жесткий отпор. Успешно отбили нападение Томы. Варвары в принципе не смогли овладеть ни одним приморским городом. Не получилось у них и под Марцианополем. Вторжение вообще не задалось. В Босфоре их флот попал в сильный шторм, потеряв много кораблей. Несмотря на это, «скифы» попали в Пропонтиду и попытались захватить Византий, но атака была отражена. Кизик в этот раз тоже оказался им не по зубам. Тогда флот направился в Эгейское море. Шли вдоль северного побережья. У Афона войско отдохнуло, после чего уже действовало на суше. Осаде подверглись Фессалоники и Касандрия. «Скифы» именно здесь использовали осадные орудия. У них были все шансы на успех, но тут пришла весть о приближении Клавдия. Свернув осаду, варвары поспешили на север, планируя, судя по всему, соединиться с войском, действовавшем в Мезии. По пути они столкнулись с передовым отрядом далматинской конницы, в бою с которой потеряли еще 3000 воинов.