Реметалк I Сапей умер около 12-14 гг. н.э. После его смерти римляне разделили Фракийское царство на две части. Царский титул и самые богатые и развитые приморские области с греческими городами получил Котис VIII, сын Реметалка, эллинизированный и образованный человек, поэт, известный Овидию. Его супругой стала Антония Трифена, представительница многочисленного потомства Марка Антония, а также член царской семьи Понтийского царства. Рескупориду, заколенному в боях суровому фракийцу, проливавшему кровь за интересы Рима, достались менее полудикие, бедные области внутри страны и на севере, где ему приходилось также вести борьбу с задунайскими варварами – бастарнами, даками и сарматами. Чем это обернулось для Сапейской династии мы знаем из рассказа Тацита.
История эта случилась в 19 году н.э. Тацит описал ее во II книге "Анналов":
"64. (1) Получив одновременно известие о том, что Германик поставил Артаксия царем над армянами, сенаторы постановили предоставить Германику и Друзу триумфальное вступление в Рим. (2) По бокам храма Марсу Мстителю были возведены арки с изображениями обоих Цезарей; и Тиберию, достигшему мира разумным ведением дел, он принес бо́льшую радость, чем если б война была закончена на поле сражения. Таким образом, он решает действовать хитростью и против царя Фракии Рескупорида. (3) Всеми фракийцами правил ранее Реметалк; после его кончины власть над одной частью фракийцев Август отдал его брату Рескупориду, а над другой — его сыну Котису. (4) При этом разделе пашни и города — все, что находится по соседству с греками, — отошло к Котису, тогда как все невозделанное, дикое и граничащее с врагами — Рескупориду; различны были и нравы самих царей; первый был уступчив и мягок, тогда как второй — свиреп, жаден и неуживчив. (5) Все же вначале они жили в притворном согласии; но затем Рескупорид стал понемногу выходить за пределы своих земель, присваивать отданное во владение Котису, а если тот оказывал сопротивление, то и применять против него насилие; при жизни Августа, который предоставил царства и тому, и другому и пред которым Рескупорид испытывал страх, так как он мог бы его покарать за самоуправство и ослушание, действия его были нерешительны и осторожны, (6) но, прослышав о смене принцепса, он принялся засылать в царство Котиса шайки разбойников и разрушать его крепости, выискивая поводы к открытой войне.
65. (1) Ни о чем Тиберий так не тревожился, как о том, чтобы не нарушалось улаженное. Он выбирает центуриона и велит ему возвестить обоим царям, чтобы они прекратили вооруженные споры, после чего Котис немедленно распустил набранные им вспомогательные отряды. (2) Рескупорид, лицемерно изображая покорность воле Тиберия, предлагает Котису выбрать место, где бы они могли встретиться, чтобы разрешить распри посредством переговоров. (3) Они быстро пришли к соглашению о времени, месте, а потом и об условиях мира, так как один из миролюбия, а другой из коварства уступали и шли навстречу друг другу. (4) Рескупорид, ведя речь о закреплении договора, устраивает пир и посреди веселья, затянувшегося до поздней ночи, налагает оковы на Котиса, который беззаботно пил за пиршественным столом, а когда, наконец, раскрылось вероломство Рескупорида, тщетно пытался воззвать к его совести, напоминая ему о святости царского сана, о том, что они одного и того же рода и поклоняются тем же богам, о законах гостеприимства. (5) Завладев всею Фракией. Рескупорид написал Тиберию, что против него строились козни и он предупредил коварного злоумышленника; вместе с тем под предлогом войны против бастарнов и скифов он укрепил свои силы вновь набранными всадниками и пехотинцами. (6) На это Цезарь в сдержанных выражениях ответил ему, что, если он не обманывает, то может положиться на свою невиновность; впрочем, ни он сам, ни сенат, не рассмотрев дела, не могут решить, на чьей стороне право и кто допустил насилие; поэтому пусть, передав римлянам Котиса, он выезжает в Рим, чтобы отстранить от себя возможное обвинение.
66. (1) Это письмо пропретор Мезии Латиний Пандуса отправил во Фракию с воинами, которым Рескупорид должен был передать Котиса. (2) Колеблясь между страхом и злобой, Рескупорид в конце концов предпочел быть обвиненным не в задуманном только, но в уже совершенном злодеянии: он велит убить Котиса и измышляет, будто тот сам себя лишил жизни. (3) Цезарь, однако, не изменил полюбившемуся ему образу действий, и после смерти Пандусы, на которого Рескупорид жаловался, что тот питает к нему неприязнь, назначил правителем Мезии старого воина Помпония Флакка, остановившись на нем главным образом потому, что, связанный с царем тесною дружбою, он был наиболее пригодным, чтобы его обмануть.
67. (1) Флакк прибыл во Фракию и, надавав царю далеко идущие обещания, склонил его, несмотря на колебания, которые вызывало в нем сознание своей преступности, посетить вместе с ним пограничное укрепление римлян. (2) Здесь царя под видом почетной охраны окружил сильный отряд, и трибуны с центурионами стали завлекать его сначала приглашениями и уговорами, а когда отошли подальше, прибегая и к более откровенному принуждению, и, наконец, осознавшего, что он попал в западню, повезли в Рим. (3) Обвиненный в сенате женою Котиса, он присуждается к изгнанию из своего царства. (4) Фракия была поделена между сыном его Реметалком, о котором было известно, что он не одобрял козней отца, и детьми Котиса, и так как они были тогда малолетними, к ним приставили бывшего претора Требеллена Руфа, чтобы тот некоторое время правил за них, подобно тому как наши предки послали в Египет Марка Лепида опекать детей Птолемея. (5) Рескупорида отправили в Александрию, и там он был убит, то ли пытаясь бежать, то ли по чьему-то навету".
Владения Рескупорида унаследовал его сын Реметалк II, который, как и Котис, был верным слугой римлян, а царство Котиса получили его малолетние дети, за которых по причине их малого возраста правил страной бывший претор Требеллен Руф. Фактически Руф оказался хозяином всей Фракии. Рескупорида отправили в Александрию, где он вскоре умер при загадочных обстоятельствах: его толи убили при попытке к бегству, толи по чьему-то навету (Тацит, Анналы, II, 64-67). О глобальных планах сапейского царя и той угрозе, которую он представлял для римлян на Балканском полуострове, свидетельствует то, что позднее в 21 году во время репрессий Тиберия суду был предан знатнейший македонянин Антистий Ветер, как соучастник замыслов Рескупорида. Антистий был отправлен в ссылку на остров, удаленный от Македонии Фракии. Тогда же вспыхнуло восстание племен койлалетов, Одрисов и диев, «каждое во главе со своими вождями, среди которых ни один не превосходил остальных известностью и влиятельностью, что и было причиной, почему они не смогли сплотиться и повести войну крупными силами» (Тацит, Анналы, III, 38). Поводом к восстанию послужило притеснение фракийцев и всевластие Требеллена Руфа и полная покорность римлянам царя Реметалка, который оставлял «неотомщенными обиды своих соплеменников».
Силы восставших разделились: часть их стала разорять близлежащие земли, часть перешла Гемские горы, намериваясь найти союзников, а большая, наиболее боеспособная часть осадила Реметалка в Филиппополе.
Римский военачальник Публий Веллий, направив против двух отрядов вспомогательную конницу и легкую пехоту, во главе основных сил двинулся против фракийцев осаждавших царя. Среди осаждающих тем временем начались раздоры, Реметалк произвел вылазку и к нему своевременно подошел легион. Плоховооруженные и разрозненные фракийцы были уничтожены без потерь со стороны римлян (там же, 39).
После подавления восстания римляне решили на время не противопоставлять племена друг другу и объединили Фракию под властью Реметалка. Сыновья Котиса были отправлены на воспитание в Рим, где они росли вместе с будущим императором Калигулой.
Восставшие племена, однако, не были усмирены окончательно. В 26 году, разгневанные двойным гнетом сапеев и римлян, фракийцы подняли новое восстание. Тацит (Анналы, 46-51) оставил полное трагичности описание этой битвы. Вожди восставших Динис, Турес и Тарса по всей видимости соответствуют вождям племен, восставших пять лет назад: койлалетам, Одрисам и диям. В 21 году фракийцы действовали необдуманно, стихийно, спровоцированные действиями Империи: арестом и последующим убийством Рескупорида и ссылкой Антистия Ветера. На этот раз они подготовились гораздо лучше.
Поначалу фракийцы стремились уладить дело миром, начав переговоры с военачальником римских войск во Фракии Поппеем Сабином. Последний пошел на переговоры, но дождавшись подкрепления: к нему прибыл легион из Мезии под началом Помпония Лабеона и дружина царя Реметалка – начал наступление. На первых порах восставшим сопутствовал успех. Им удалось разбить в ночном бою отряды Реметалка, грабившие собственную страну, как завоеватели, и даже осадить римлян в их лагере. На следующий день Сабин снова перешел в наступление и осадил вождей фракийцев в их горной крепости.
Осажденные страдали от жажды, скот и лошади издыхали от бескормицы, гнили непогребенные трупы. Среди них снова начались разногласия: старый Динис вместе со своей женой, старики и женщины сдались римлянам; воины и молодежь разделились, Тарса призвал своих сторонников к быстрой развязке и вместе с ними совершил коллективное самоубийство, пронзив грудь мечом, Турес же, собрав оставшихся у него воинов, дождался ночи и вместе с разразившейся грозой сделал отчаянную вылазку против противника, сумев пробиться к римскому лагерю и даже взять несколько укреплений. С наступлением дня Сабин сумел организовать контратаку и превосходящими силами сумел загнать фракийцев, потерявших в бою лучших воинов, обратно в крепость и принудил их к сдаче.
Реметалк II,одержавший с помощью и в угоду римлянам победу над собственным народом, спокойно правил до 38 года. Одрисы и их союзники в ходе подавления восстания были практически уничтожены, и в дальнейшей истории Фракии их имя более не встречается, как впрочем, и вообще в мировой истории, но как мы увидим, позднее потомки их вновь заявят о себе под другим именем и при других обстоятельствах, покрыв себя неувядающей славой. Приемники Реметалка Сапея и Рескупорида проявили себя как слабые и безвольные правители, которым чужды были интересы собственного народа. Реметалка II сменил сын Котиса VIII Реметалк III, который воспитывался вместе с будущим императором Калигулой в Риме, сам римлянин по духу и взглядам. Его брат Котис IX получил от Калигулы в управление Малую Армению.
Уже в 46 году новый император Клавдий посчитал излишним существование в регионе Фракийского царства. В страну были введены войска, и она была преобразована в провинцию. Реметалк не пережил этих событий.
Античная традиция ничего не сообщает относительно обстоятельств смерти последнего фракийского царя (эта важная информация могла содержаться в недошедших до нас частях «Анналов» Тацита). Опираясь на фрагментированную надпись в честь его матери, Антонии Трифены, можно предположить, что Реметалк был убит в результате заговора, но, ни о том, кто стоял во главе заговора, ни о целях заговорщиков ничего определенного сказать нельзя.
Несмотря на почти полное отсутствие информации, за исключением нескольких слов у Тацита (Анналы, XII, 63), из которых следует, что византийцы оказали помощь римлянам в войнах с фракийцами и боспорским царем Митридатом VIII (сыном Аспурга и сапейской царевны Гипепирии), можно утверждать, что превращение Фракии в провинцию встретило со стороны ее населения серьезное сопротивление. Так закончилась шестисотлетняя история Фракийского царства. Дальнейшая история Фракии является неотъемлемой частью истории Римской империи, но история фракийцев на этом не закончилась. Преобразование земель Мезии и Фракии в провинцию, связанные с этим войны и победа римлян привели к тому, что наиболее энергичная и непокорная часть фракийских племен предпочла покинуть Родину. Общим для них направлением стало движение за Дунай, в Дакию и дальше на север или же в города Северного Причерноморья, главным образом в Боспорское царство, где правили потомки фракийских царей. Восставшего против римлян Митридата VIII предал и сверг его брат Котис. Он и его потомки «Рескупориды» покровительствовали фракийским поселенцам. Эта династия правила на Боспоре вплоть до его падения в IV веке.
Переселения фракийцев за Дунай продолжались даже в III веке. В тоже время оставшиеся в пределах империи и служившие в ее легионах фракийцы широко расселились по всем ее провинциям от Британии до Малой Азии и Египта. Многие из них служили в гвардии зависимых от Рима восточных царей, в частности известна фракийская гвардия иудейского царя Ирода Агриппы.
Царство последнего из потомков Реметалка Сапея Котиса IX было ликвидировано в 47/48 году, когда из политических соображений было решено объединить Великую и Малую Армению под властью иберийского царевича Митридата. Поначалу Котис с несколькими сановниками попытался оказать сопротивление, но подчинился императору, получив от него письмо (Анналы, XI, 9). Сапейская династия была связана родством со многими знатнейшими родами Средиземноморья. Женой Реметалка Сапея была понтийская царевна Пифодорида, дочь царя Полемона Понтийского и Боспорского (Страбон путает его с его сыном Котисом), их сын Котис был женат на Антонии Трифене, внучке Марка Антония. Ее дети приходились родственниками императорам Калигуле и Нерону, праправнукам Марка Антония, который в свое время положил начало усилению Сапейского царства, поддержав князя Раска.
Решения Тиберия ввергли Фракию в череду междоусобиц и восстаний, в результате которых страна была поглощена Римом, став еще одной провинцией империи. Полутысячелетняя история Фракийского царства завершилась в 48 г. н.э.
Напоследок, хотелось бы отметить одну из многочисленных загадок генеалогии Сапейской династии. (Для беглого ознакомления с многочисленными вариантами этой генеалогии можно прочитать замечательную статью в Википедии, посвященную Реметалку I). Тацит сообщает, что после ареста и последующего убийства Рескупорида III, римляне отдали владения Котиса его малолетним сыновьям под регенством Требеллена Руфа, а земли Рескупорида – его сыну Реметалку II (позже Фракийское царство будет объединено под властью этого царя). Одна из надписей, сделанная от имени Реметалка II, называет его внуком по отцу царя Котиса и внуком по матери – царя Реметалка. Эта формулировка породила много споров. Именно она послужила причиной того, что Реметалк I и Рескупорид III называются в литературе сыновьями некоего «царя Котиса». Однако, все решается просто, если мы предположим, что Тацит ошибся, перепутав многочисленных сапейских Рескупоридов. Скорее всего, Реметалк II не был сыном бунтовщика и убийцы Рескупорида III, а был сыном рано погибшего во время войны с бессами Рескупорида II, сына Котиса VII. В таком случае, можно сделать вывод, что Реметалк I успел женить своего племянника на своей дочери, которая успела родить мужу сына. Я вижу родословное древо Сапеев так:
Еще один сложный вопрос – происхождение боспорской ветви Сапеев. Мы не знаем, кто был отцом царицы Гипепирии, ставшей женой Аспурга Боспорского где-то в начале I в. н.э. На основании нумизматики было предложено, что она была дочерью Реметалка I. Однако, это имя не пользовалось популярностью среди боспорских царей. Старший сын Аспурга и Гипепирии получил имя «Митридат» в честь великого понтийского царя, предка Аспурга по материнской линии. Младший сын получил фракийское имя «Котис», а уже Котис I назвал своего наследника Рескупоридом. Именно это имя станет одним из самых популярных династических имен на Боспоре (по какой-то неведомой мне логике родилась гипотеза, что уже Аспург взял себе тронное имя «Рескупорид» и стал чеканить монету с этим именем, поэтому в разных работах путается нумерация Рескупоридов). Сочетание имен «Котис» и «Рескупорид» заставляет меня предполагать, что Гипепирия, как и Реметалк II, принадлежала к числу потомков Рескупорида I и Котиса VII. Возможно, она была сестрой Рескупорида II (то есть, приходилась тетей Реметалку II) или была его дочерью, что кажется мне менее вероятным.