Найти тему
Кино - любовь моя

Современное иранское кино. Часть 7.

Маман
Маман
Аба джан
Аба джан
Один кусочек сахара
Один кусочек сахара

Современное иранское кино. Часть 7.

Не оставляю уже любимое иранское кино, смотрю, раз привыкла. Есть потребность. Представляю несколько картин, новых и старых. Некоторые хороши, какие-то скучны. Бывает…

Старый классический фильм «Дождь», реж. Маджиди, прекрасен. Как и «Прекрасный город», «Ми для мамы», «Ящерица» - из той серии поэтичных, эмоциональных и трагичных картин. Тема – афганские иммигранты, прибежавшие в Иран из-за бесконечных войн на родине. Живут они кое-как, в нищете, на работу брать их запрещено, а жить на что-то нужно. Вот и вкалывают они на самых грязных и тяжелых работах за копейки. Как и Баран, девушка, которую привел на стройку родственник под видом парня. Вследствие малосильности, работает она мальчиком на побегушках, разнося еду работягам. Случайно ее секрет узнает разнорабочий Латиф. Вспыльчивый парень-задира буквально преображается от близости прекрасной молчаливой девушки, к тому же скрывающей свой пол. Драчун, умеющий только обижать, становится ее защитником, не давая никому косо взглянуть на нее. Когда Баран вынужденно уходит на более тяжелую работу, страдающий парень начинает тайно помогать ее нуждающейся семье… И все действия происходят при полном отсутствии общения между героями, ибо в этой ситуации Латифу ничего нельзя. Нельзя выдать ее тайну. Нельзя поухаживать за девушкой, семья обязательно будет против. Нельзя помогать явно, ее отец примет это за неуважение (к вопросам чести на Востоке отношение щепетильное). Нельзя остаться вместе, семья собралась вернуться в Афганистан, где очередное затишье. Латифу остается только страдать. А Баран – только смотреть большими непонимающими глазами.

Главного героя Х. Абедини сыграл прекрасно. Все происходящее вызывает горячее сочувствие. Старый фильм совсем не скучен.

«Фейерверки по средам», реж. А. Фархади, тоже старая классика. Семейная камерная драма, сыгранная несколькими актерами почти в одних декорациях. Невеста Рухи, представленная Т. Алидости, которую я не узнала из-за юности, работает в клининговой компании. Банальный рабочий день для неё внезапно превращается в квест, благодаря семейному скандалу, в эпицентр которого она попадает. Вот так придешь убирать квартиру, а будешь вовлечен в запутанные супружеские и соседские отношения, сам того не желая. Чужая драматичная жизнь внезапно предстает перед простенькой Рухи, которая сама вскоре собирается вступить в брак. Богатые, красивые, холеные люди, живущие не в трущобах, как большинство иранских киногероев, а в пентхаусах, оказывается, могут быть несчастны и вследствие этого не доверять супругам, ревновать, скандалить и даже драться. Их дети напуганы, заброшены, грубят и дерутся с родителями, так как видят от тех соответствующий пример. Бедная Рухи, в силу своих скромных возможностей уборщицы, пытается внести мир в чужую семью… Фильм нисколько не скучен.

«Седьмой», 2010, Реж. Д.Рабии. Политическая драма о революции. Фильм настолько малоизвестный, что его не было на Кинопоиске, Теперь есть. Смотрела по телеканалу Культура в рамках знакомства с иранским кино по выходным. В интернете фильма нет - вот так. Это фильм-расследование старого инцидента, случившегося перед революцией с группой студентов-протестантов. Участвуя в демонстрации против шахского режима, студенты укрылись от полиции, а после были все арестованы САВАК – это тайная полиция. Теперь, много лет спустя, постаревшие герои выясняют, кто же их сдал властям. Этот кто-то был среди них, их товарищ… Расследование, как бывает, приводит к неожиданным результатам… Главный герой страдает от лжи, окутавшей его жизнь.

Как и все говорильные картины, немного нудновата.

«Один кусочек сахара», реж. Миркарими, семейная мелодрама. Такое милое, домашнее, уютное кино, каких немного в Иране. Сюжет также уютный: большая дружная семья собирается в доме родителей на вечеринку по случаю предстоящей свадьбы младшей дочери. Старшие все уже замужем, такие тетушки с мужьями и детьми. Женщины отдельно, мужчины отдельно ведут милые беседы о повседневных делах, о политике, о знакомых, о своих старых родителях. Шутят над невестой, будто не замечая, что та не слишком рада предстоящей свадьбе… Глава большой семьи – трудяга, добряк, поучающий всех, как нужно колоть сахар. Некогда он приютил маленького сироту-племянника и воспитал вместе с младшей дочерью. Сейчас тот в армии, а дочь-невеста грустна… И вот на фоне такой тихой идиллии случается нелепая смерть. Прямо перед свадьбой…

Картина мне очень понравилась, несмотря на почти отсутствие сюжета как такового. В ней ничего не происходит, кроме разговоров. Эмоциональный фон такой позитивный, добрый, теплый, что никаких приключений не нужно, чтоб получить зрительское удовольствие.

«Телохранитель», 2016, реж. Э. Хатамикия. Разрекламированный фильм известного режиссера. Который снял замечательные военные драмы «От Кархе до Рейна» и «Стеклянное агентство». Они не переведены, что есть позор нашим дубляжникам. Режиссер вообще специализируется на военной теме, т. к. в несчастной стране была своя 8-летняя жестокая война. А он работал на ней оператором.

И вот «Телохранитель» – фильм об отголосках той, ирано-иракской войны. Живет себе Хейдар – телохранитель со стажем предпенсионного возраста. Бывший солдат той войны, которую он очень хорошо помнит. Суровый такой мужик, правильный и строгий. Охраняет высших чиновников из правительства, т.к. пользуется доверием властей. Имеет семью: жену и дочерей. Готовится к свадьбе дочери и коллеги-телохранителя. Сняв с него обязанность по защите чиновников, власти поручают ему охранять физика-ядерщика. Ведь как известно, за иранскими физиками охотятся вражеские спецслужбы, чтоб не дать стране заиметь ядерное оружие. Молодой ученый-физик оказывается вредным и совсем не желает, чтоб его охраняли…

Фильм с таким сюжетом должен был получиться интересным, динамичным. Но нет, ничего такого, к сожалению.

Это очень правильная картина, какая надо картина. Я ее осилила дня за 4, так скучно было ее смотреть. Претензий к ней было море, перечислю, если вспомню, т. к. скучное зрелище забывается быстро. Герои ходульные, не живые. Говорят почти лозунгами, диалоги такие выверенные, по принципу: ничего лишнего не ляпнуть. Хейдар, его жена – образцы поведения. Мне пришло в голову, что, когда в иранском же кино я вижу семейный скандал, то больше верю в происходящее, чем здесь, где супруги слащаво улыбаются друг другу, не шутят и говорят только умные и правильные вещи тихими, спокойными голосами. Женщины семьи – в чадрах, даже дома с гостями. На улице – и подавно. Жена, директор школы, вмешивается в личную жизнь своих учениц из лучших побуждений: вступает в драку с наркоторговцами. Муж-телохранитель молодецки раскидывает этих же паршивцев, несмотря на солидный возраст и скромные параметры фигуры. Снято плохо. Телохранитель все время твердит о чести, достоинстве, в то время как его долг – всего лишь защищать чиновников. Герой постоянно рефлексирует, строчит сомнительные отчеты, подставляя своих сотрудников и начальство. На мой взгляд, у бодигарда простая, и сложная, конечно, задача: не дать пострадать клиенту, сохранить ему жизнь. А не болтать о некой чести и высших материях, что и составляет сюжет картины. Молодой физик – страшный патриот, не терпящий никаких вольных разговоров о стране. В которой проблем выше крыши.

Живыми здесь выглядят второстепенные персонажи, к примеру, начальник охраны, заботящийся о своей должности; или дочь героя, не захотевшая стать вдовой в перспективе.

Последняя сцена погони и стрельбы вообще не поддается критике, т.к. телохранители в количестве 3-4 не справились со своей работой, а стояли в ступоре и смотрели, как клиент подвергается опасности. Зато после инцидента они героически бросились в погоню… Финал был предсказуем всеми намеками и течением событий.

В общем, идеологически правильный фильм оказался несмотрибельным. Неудивительно, что после "Телохранителя" Э.Хатамикия снял «Дамасское время», которое совершенно невозможно анализировать по причине глупости изображенного.

«Аба джан», 2017, реж. Алимардани, - свежая военная драма. Очень хороший фильм, мне понравился. Из той же серии, что и «Один кусочек…» - теплое домашнее кино. Тем не менее военная драма, только действие происходит в тылу.

1980-е годы. Живет в провинции большая семья, где матриархом является немолодая Аба джан – жена, мать, бабушка. Ее муж парализован, так что функции главы рода на ней. И энергичная, языкастая, смелая женщина, нисколько не старушка, волочет на себе воз семейных проблем своих дочерей, зятьев, внуков, племянников… И ждет с войны младшего сына, который пропал без вести. Все твердят, что он скорее всего погиб, даже свидетели есть, а мать не верит и ждет. У большой семьи, которая живет вместе в большом, но скромном доме, проблем море. Один зять скандалист и драчун, другой – непорядочный. Одна дочь – забитая «тряпка», другая вечно обвиняет мать во всех бедах. Внук связался с коммунистами и распространяет запрещенную литературу, что карается властями. Симпатичная внучка привлекает внимание мужчин, что приводит в ярость зятя. Где беседой, где скандалом, где уговорами, где лукавством – все проблемы решает мудрая Аба джан, с любым горем бегут к ней. На все и на всех у нее хватает сил…

Фильм необычайно эмоционален, позитивен, хотя и тяжел. В тяжелое время живут герои, которым искренне сочувствуешь.

«Маман», 2021, реж. Анисси. Семейная драма, показанная на Культуре в рамках знакомства с иранским кино. В интернете ее тоже нет, выберут же фильмы… Семейная драма, обычный жанр кино Ирана. Про бедность, что тоже обычно для искусства страны.

Живет себе Насрин, сильная женщина 50+, которая содержит своих взрослых сыновей и которой никто не помогает. Некогда во время войны они с мужем все потеряли. Потом разошлись. Насрин одна поднимала сыновей, учила, женила. Сейчас водит такси, вкусив все прелести этой нелегкой профессии. Теперь, живя в скромной квартирке с 2 сыновьями, холостяком и разведенным, она мучается сама и мучает их, контролируя и вмешиваясь в их жизнь. Делает это она разумеется от большой любви и заботы. Но сыновья не понимают ее и тяготятся. Вечная мировая проблема, и в Иране тоже… Любимчик матери - младший женатый сын, который навещает ее редко. Он-то и вносит разлад в и так не слишком дружную семью…

Картина тяжелая, как сама жизнь: крики, бедность, скандалы, проблемы, интриги. Смотреть нелегко. Очень жаль главную героиню, которая вызывает и жалость, и раздражение своим поведением. Жаль бедняков, вынужденных жить друг у друга на головах, что не способствует миру в семье. Грустно оттого, что сыновья вынуждены интриговать против упрямой матери, не желающей идти на компромисс. Грустно, что дети не ценят жертвы родителей, как это не ценят никакие дети в мире. Печальный финал закономерен.

«Средиземное море», 2021, реж. Хаджатманд. Новый актуальный фильм, вызвавший у меня спорные чувства и не слишком понравившийся. Фильм с крайне запутанным сюжетом, что тоже часто в иранском кино. До конца я так и не поняла всех перепитий. Жанр даже не детективный, хотя это фильм-поиск. Но ищут не преступников, а главного героя.

Во время войны в Сирии с ИГИЛ гидроинженер Мохаммед направлен водной компанией в Сирию в командировку. Одновременно он должен доставить туда некий секретный груз по поручению знакомого чиновника. Перед поездкой он ссорится со своей женой Лейлой по поводу ее выкидыша. Почему по этому поводу нужно ссориться – непонятно, но супруги повздорили. В Сирии на группу водников нападает ИГИЛ, все погибают. Но Лейла получает на телефон сообщение от мужа, который спасся и прячется в катакомбах. По дороге в полицию на героиню нападают, избивают и крадут телефон. Теперь она никому не может доказать, что муж жив и его нужно вызволять из беды. В обстановке полного равнодушия окружающих отчаявшаяся Лейла начинает борьбу за спасение мужа…

Фильм с таким синопсисом не должен быть скучным, а наоборот, но тем не менее… Масса непонятных, необъяснимых событий замедляет повествование и делает весь сюжет невнятным. Таким он мне показался. Секретный груз, что является важной сюжетной линией, не объяснен, следовательно непонятен. Кем и чем является и занимается 3-й главный герой картины Самади неясно вообще. Понятно, что подлец, а что за подлец, почему подлец? Линия соседей: девушки и молодоженов - также неясна вовсе. Почему Лейлу выгоняют? Кого и почему она спасает на крыше – непонятно. И весь фильм полон этих необъяснимых зрителю деталей. Результат – скучно.

Игра актеров заслуживает отдельного высказывания: она плохая. Между главными героями никакой химии нет. Он психопат, она меланхоличка – вот и все, что можно про них сказать.

Так что картина с бодрым синопсисом живой не получилась, несмотря на всю актуальность сюжета.

Такой вот получился мой взгляд на некоторые иранские картины. Из которых можно кое-что узнать о жизни в загадочной стране Иран. Который дружит с измученной Сирией, имеет высокоморальных телохранителей власти, где остры проблемы наркомании и бедности. Где живут большими, но разными семьями: дружными и нет. И где в каждой семье жива память о Священной обороне – так народ называет ирано-иракский конфликт. Который еще долго будет являться сюжетом кино, так как принес неисчислимые беды народу. Как и у нас после всех войн.