Продолжаю серию очерков с рассказами моего сына Фёдора. Сегодня я представляю вам рассказ о Малайзии, о городе Малакка.
Вначале небольшое вступление. Мой сын Фёдор в октябре 2023 г. был в Сингапуре, принимал участие в международной научно-технической конференции. По окончании конференции у него образовалась неделя отпуска, во время которой он посетил несколько экзотических стран. Я выбирала ему страны, которые можно посетить за неделю и где для россиян не нужна виза. При подготовке маршрута сама узнала много нового. Сын полностью повторил мой маршрут и, слава богу, всё получилось! Советую прочитать мои очерки «Сингапур глазами сына», «Фиджи на один день», «Гонконг транзитом», «Филиппины. Манила проездом» и «Филиппины. Остров Палаван». Малайзия была последней из недельного турне.
Желаю всем приятного чтения!
Итак, рассказ Феди.
Вылетаю я из Манилы, Филиппины в 13.15. Прилёт в Куала-Лумпур, Малайзия в 17.15. Время в пути 4 часа. Аэропорт большой, находится в 45 км к югу от столицы.
Малайзия —государство в Юго-Восточной Азии, состоящее из двух частей, разделённых Южно-Китайским морем:
Западная Малайзия (традиционное название — Малайя) занимает южную оконечность полуострова Малакка с прилегающими островами, граничит с Таиландом на севере, имеет также морские границы с Сингапуром и Индонезией.
Восточная Малайзия (традиционное название — Сабах и Саравак) занимает северную часть острова Калимантан с прилегающими островами, граничит с Брунеем на севере и с Индонезией на юге, имеет также морскую границу с Филиппинами.
Прилетел в терминал 2. Паспортный контроль прошёл быстро, открыты все кабинки, ни одного вопроса не задали, просто поставили штамп. Секунд 30 на паспортный контроль и всё – я в Малайзии! Аэропорт совмещён с торговым центром, сразу куча еды, куча забегаловок. Появилась европейская кухня и всё довольно аккуратно. Везде можно платить картой, на Филиппинах только наличка. Появились пекарни, пончики, пышки. Можно найти любую кухню. Везде указатели – и на такси, и на автобус, и на экспресс. Аэроэкспресса два – все идут до станции Куала-Лумпур Централь – один идёт с остановками, другой экспресс. Экспресс стоит 55 ринггитов, умножаем на 20, равно 1100 руб. В октябре 2023 г. курс малазийского рингита к рублю: 1 к 19,5. Поэтому удобно умножать на 20.
Доехал до центра Куала-Лумпур на экспрессе, пересел на метро, до моей станции Султан Измаил.
У меня была куча мелочи, надавали в Маниле. В автомате покупаешь билет на метро, получаешь жетон, который на выходе надо сдать. Есть просто кассы, где можно платить по карте, что очень удобно. Купил жетон в автомате, избавился от мелочи. На метро у меня была пересадка, через две станции. Не сразу смог найти, где переход на другую ветку. Оказалось, у них ремонт и на линии разрыв. Дальше надо ехать на автобусе. Ничего не понятно, обратился к охраннику на станции и меня отправили на автобус. Дальше опять метро и всё по одному билету. В итоге доехал до своей станции. У них есть подземное метро, надземное и монорельс. Всё продаётся отдельно - на каждую станцию переходишь, покупаешь отдельный билет. Ехать желательно на одном виде транспорта, не выходить. Сделаны переходы, иногда очень большие – например, между монорельсом и станцией Султан Измаил переход 1 км. Этот путь пролегает над землёй, по эстакаде, разноцветная дорожка и просто идёшь по переходу, через дорогу, без перекрёстков. 15 минут идёшь по выделенной дороге – такая пересадка!
Отель забронировал в самом центре, 20 минут пешком до площади Независимости, 20 минут до башен Петронас и 20 минут до телебашни. Солнце в Куала-Лумпур садится в 19 часов. На Филиппинах уже в 17.30 было темно.
Первое впечатление: на улицах довольно чисто, ездят уборочные машины. Много торговых центров. Народ проживает разный – китайцы, индусы и малазийцы. Малазийцы мусульмане, поэтому много женщин в парандже. Я был в шортах, но 95 процентов жителей ходят в штанах, правда попадаются китайцы в шортах. Конечно, в отеле первым делом переоделся. В 20 часов во всём городе кричит муэдзин, из динамиков слышится мусульманская молитва.
Вечером на улицах много музыкантов. Всё довольно чисто и после Филиппин, кажется безопасно. Прошёлся до площади Независимости туда и обратно. Еда дешевле, чем в Сингапуре (поел на 300 руб., а в Сингапуре такой же обед 700 руб.), дешевле и одежда, и продукты. И отели тоже дешевле.
В метро и на монорельсе вагоны без машиниста. Все поезда беспилотные, а впереди всегда стоят люди и смотрят. На станциях стоят дежурные, которые кричат, чтобы не заходили за жёлтую линию и когда начинается посадка. Все стоят аккуратно, в очередь, друг за другом.
На следующий день решил съездить в Малакку. Город Малакка (он же Мелака) – одно из интереснейших мест в Малайзии. Malakka – старинный колониальный город, объект культурного наследия ЮНЕСКО. Малакка находится в 150 км от Куала-Лумпура. В Малакку надо ехать, если вы хотите узнать побольше об истории Малайзии, узнать, как развивалась страна, а также посмотреть исторические достопримечательности.
Встал рано. Автобус в Малакку в 8.30. Билет купил накануне. На билете написано, что надо приезжать за полчаса, иначе билет аннулируют. В 7 утра вышел из отеля, к 8 приехал на автостанцию. В метро ездил кругами, спрашивал на станциях, как доехать. Перекрыты несколько линий в метро, нигде информации об этом нет, пока не придёшь, не узнаешь. Хорошо, что у них пересадки есть разные, не надо возвращаться в центр, ветки переплетены. Но не удобно, пока разберёшься.
Автобусный терминал небольшой. На первом этаже кассы, у меня был электронный билет, его показал в кассе и мне распечатали посадочный талон. На посадочном талоне написан номер ворот выхода на посадку. Спускаешься на этаж вниз и ищешь свои ворота выхода, как в аэропорту. После прохождения ворот садишься в нужный автобус.
Автобус пришёл за 3 минуты до отправления. После того как зашёл в зону посадки, обратно выйти уже не можешь. Я не знал, вышел за кофе и меня не хотели пропускать обратно – сказали, что ты уже проходил. Пришлось объясняться, что ходил за кофе, что магазинчики вначале были закрыты. Уговорил – пропустили! Немного понервничал.
Ехать до Малакки всего два часа, если автобус-экспресс. Если с остановками, то чуть побольше. Туда ехал на экспрессе 2 часа. В Малакке такой же автобусный терминал, с такими же перронами, воротами, зонами выхода. В центре вокзала есть туристическая информация, где дают бесплатные карты. Взял карту, и здесь же любезные девушки подсказали куда идти. Отсюда же от автовокзала отправляется автобус №17 в центр. Не узнал, как называется станция в центре, и водитель выписал самый дорогой билет, до самого конца – 4,8 ринггита – на деле оказалось, что до центра проезд стоит 2 ринггита.
В Малакке много туристов. Со мной ехали француженки, мама с дочкой, немного с ними пообщался. До центра автобус идёт полчаса и уже можно посмотреть по сторонам.
Интересна Малакка прежде всего своей смесью колониальной и азиатской культуры. Этот город был колонизирован сначала португальцами, затем голландцами и уж потом достался англичанам. Все это отложило свой отпечаток на быт горожан и архитектуру. В городе большое количество храмов, выстроенных еще в Средние века, католических, буддистских и протестантских. Пожалуй, это один из немногих городов мира, где каждый последующий завоеватель не ломал наследие предыдущего. Малакка (на карте пишется как Melaka) была основана в начале 14-го века.
Во время Второй Мировой войны город оккупировали японцы, на четыре года. В 19 веке Малакка утратила своё значение - главным торговым городом стал считаться Сингапур, потому что берега реки, в устье которой останавливались корабли, вдруг занесло илом, она обмелела и перестала представлять интерес для торговых кораблей. Малакка, впрочем, оставалась британской колонией до того момента, когда Малайзия получила независимость в 1957 году. С тех пор Малакка превратилась в город-музей, памятник Всемирного наследия, который привлекает туристов со всего мира.
Весь исторический центр города пробежал за 2 часа. Мой маршрут был таким: 1) Голландская площадь, 2) ворота Сантьяго, монумент независимости и Паданг 3) вдоль реки вверх по течению 4) Китайский квартал - Чайнатаун.
Голландская площадь — это яркие, терракотово-красные, колониальные голландские строения, построенных между 1660 и 1700гг. Ворота Сантьяго - единственно, что осталось от португальской крепости, построенной Альфонсо де Альбукерке после завоевания Малакки в 1511 г. Ворота смотрят на Паданг Пахлаван (поле воина) - большую пустую площадь, которая обязательно есть в центре каждого Малазийского города. Здесь находится Мемориал провозглашения независимости и Обелиск независимости Малайзии. Прошёлся по району Чайнатаун - дома почти все двухэтажные - внизу лавка, магазинчик, мастерская или прачечная, вверху жилые помещения.
Большинство туристов в Малакке - сами малазийцы. На улице остановил меня студент, местный, проводил опрос, как Малакку сделать более туристически привлекательной. Поговорил с ним немного, спросил, где учится. Учится в сфере туризма в местном университете и с группой они периодически делают такие социальные опросы.
Город показался местами запущенный, но многое уже отлично отреставрировано.
Находится корабль музей, в историческом центре города и называется "Флор де ла Мар". Когда-то, много-много лет назад, на этом корабле перевозили драгоценности в Португалию ... но судно постигла печальная участь - оно затонуло у берегов Малайзии. Корабль и сейчас лежит где-то на дне морском, а в Малакке построили макет корабля. Находится прямо на берегу реки Малакка.
Зашёл в султанский дворец, в церковь, оставшуюся от португальцев, прогулялся вдоль реки. По берегам - маленькие гостиницы, кафе, лавочки, столики, мостики – очень уютно и атмосферно. Смотровая площадка на верху холма Святого Петра была закрыта. Посетил Музей-корабль, музей мореплавания и Военно-морской музей. Стоимость на посещение всех трёх музеев 20 ринггит. Кстати, стоимость входа в султанский дворец тоже 20 ринггит. В начале я говорил, что надо умножить на 20, чтобы понять, сколько стоит в рублях.
Было очень жарко, ходить долго невозможно. Решил прокатиться на туристическом кораблике по реке Малакка. Туристический кораблик стоит 35 ринггит, ходит каждые полчаса. Экскурсия на английском языке. Набралось нас 10 человек. Маршрут 5 км в одну сторону и 5 км обратно.
Практически, изучил город вдоль и поперёк (исторический центр), осталось только подняться на небоскрёб. Самое высокое здание в Малакке, башня Shore Sky Tower, имеет смотровую площадку на 43 этаже со стеклянным полом. Стоимость смотровой площадки 35 ринггит. Я решил подняться в ресторан, где взял коктейль за 5 ринггитов, таким образом сэкономил 30 ринггит. Ресторан находится на 42 этаже и всё можно также посмотреть. Единственно, на смотровой площадке есть стеклянный пол.
От Скай Тауэр пешком пошёл на автобусный терминал - 3 км. Не на всех улицах есть тротуары. Где магазинчики, там есть, а на других улицах нет. Идёшь по обочине или по проезжей части. Зашёл в торговые центры по пути, удивило, что днём никого нет. Днём жара невыносимая, а ночью жара спадает и народ выползает на улицы и в магазины. По пути видел много ночных маркетов.
Вернулся в Куала-Лумпур опять на автобусе-экспрессе. Завтра вылетаю на остров Пенанг и решил заранее посмотреть, как мне ехать на метро. Хорошо узнал – линия метро, которая мне нужна, закрыта. Чтобы не бегать по метро и искать пересадки, буду брать такси. А в этот вечер ещё прокатился по городу на монорельсе – на высоте 3-4 этажа – интересно. Правда, народу было битком – пользуется спросом и у местных, и у туристов.
Впечатление о городе Малакка. Несмотря на то, что в Малакке не встретишь таких роскошных небоскребов как в Сингапуре или Гонконге, этот город интересен именно своей культурой и историей. Уютный, милый, аккуратный и красивый исторический центр просто создан для того, чтобы тут гулять, гулять и гулять с улочки на улочку, вдоль реки. Город оставил хорошее впечатление, но было очень жарко. Приятно было прокатиться на туристическом кораблике вдоль реки. Город для посещения рекомендую!
На следующий день встал в 6 утра. Сегодня по плану посещение острова Пенанг. В аэропорт решил поехать на такси, поскольку моя линия метро закрыта, хорошо, что узнал накануне. Можно в аэропорт проехать и на автобусе, но сказали, что автобус идёт полтора часа, а то и два, да ещё и искать надо остановку. Такси Грапа, типа нашего Яндекс такси. Скачал приложение Grab Taxi, зарегистрировал карту. Вызвал такси и за полчаса доехали до аэропорта. Пробки были на въезд в город, а на выезд свободно.
Аэропорт маленький, как автобусная станция. Перекусил там в небольшом торговом центре и пошёл на посадку. Посадка как на автобус, пешком до самолёта. Самолёт тоже маленький. Перелёт всего один час, быстро. За это время раздают воду и орешки. Я правда проспал, но рядом сидел китаец и он взял мне и воду, и орешки. Прилетел в Пенанг.
Об острове Пенанг расскажу в следующем очерке.
P.s. Спасибо всем, кто дочитал до конца. Я изложила вам рассказ сына о Малайзии. Он побывал в двух местах страны, внесённые в списки наследия ЮНЕСКО. Мне кажется, интересный и познавательный получился рассказ. В следующих очерках Федя расскажет о столице Малайзии Куала-Лумпуре и об острове Пенанг. До новых встреч на моём канале. Всем хорошего настроения!