Сказки – это не только увлекательные истории, которые развлекают и радуют детей, но и мощный инструмент для развития их мышления, речи, воображения, памяти, внимания, эмоций и характера. Исследования показывают, что сказки способствуют формированию у детей творческого потенциала, критического мышления, моральных ценностей, социальных навыков и культурной компетентности.
Как же выбрать подходящие сказки для детей разных возрастов и интересов? Как читать и слушать сказки так, чтобы они были не только интересными, но и полезными? В этой статье мы попробуем ответить на эти вопросы и дать вам несколько советов и примеров современных сказок для детей.
Читать сказки
Чтение сказок детям – это не только приятное времяпрепровождение, но и важный элемент образования и воспитания. Чтение сказок способствует развитию речи, словарного запаса, грамотности, фонетического слуха и ритма речи у детей. Кроме того, чтение сказок стимулирует воображение, фантазию, ассоциативное мышление, память и внимание. Сказки также помогают детям познавать мир, узнавать о разных культурах, традициях, ценностях, нравственных нормах и правилах поведения. Чтение также влияет на эмоциональное состояние, настроение, самооценку и отношения детей с окружающими.
Как же читать сказки детям так, чтобы они были не только интересными, но и полезными? Вот несколько советов:
- Выбирайте сказки в соответствии с возрастом, интересами и потребностями детей.
Для самых маленьких детей подходят короткие, простые, ритмичные и звучные сказки, которые содержат повторения, звукоподражания, игру слов и образов. Для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста подходят сказки, которые содержат динамичный сюжет, ярких героев, юмор, неожиданные повороты, загадки и ребусы. Для детей старшего школьного возраста подходят сказки, которые содержат сложный сюжет, многогранных героев, аллегории, символы, метафоры, сравнения и контрасты. - Читайте сказки выразительно, меняя темп, тон, интонацию, громкость и тембр голоса в зависимости от ситуации, характера и настроения героев. Используйте жесты, мимику, реквизиты или даже костюмы для создания атмосферы сказки. Подбирайте подходящую музыку и звуковые эффекты для усиления эмоционального воздействия сказки.
- Читайте сказки вместе с детьми, привлекая их к участию в процессе. Задавайте детям вопросы о сказке, просите их дополнять, продолжать или изменять сюжет, придумывать новых героев, давать им имена, характеристики и реплики. Пусть дети выражают свои мысли, чувства, мнения и впечатления о сказке, сравнивают ее с другими сказками или реальной жизнью. Обсуждайте с детьми моральные дилеммы, проблемы и конфликты, которые возникают в сказке, и ищите возможные решения. Поощряйте детей к творчеству, пусть они рисуют, лепят, вырезают, сочиняют, играют или поют по мотивам сказки.
Давайте послушаем, что же думают мамы о сказках:
“Я считаю, что сказки очень полезны для детей, они развивают их фантазию, воображение, речь, память, логику. Я читаю своему сыну сказки каждый день перед сном, он любит слушать и задавать вопросы. Его любимые сказки - это сказки Андерсена, Пушкина, Толстого, а также сказки народов мира.” - Александра, мама 5-летнего Мирона
Какие же сказки выбрать для чтения детям?
Сегодня на рынке детской литературы представлено огромное количество сказок разных жанров, тем и авторов. Среди них можно найти как классические сказки, так и современные, как народные сказки, так и авторские, как русские сказки, так и зарубежные. Вот несколько примеров сказок, которые пользуются популярностью у детей:
- Сказки «Золушка», «Двенадцать месяцев», «Тень», "Белоснежка". Это сказки, которые сочетают в себе фантастику, юмор, сатиру, поэзию и философию. Они учат детей добру, справедливости, мужеству, верности, дружбе и любви. Они также заставляют детей задуматься о смысле жизни, о выборе между добром и злом, о ценности свободы и ответственности.
- Сказки «Простоквашино», «Крокодил Гена и его друзья», «Приключения Незнайки и его друзей», «Котенок по имени Гав». Это сказки, которые отличаются остроумием, легкостью, добротой и оптимизмом. Они учат детей уважать других, ценить дружбу, помогать ближним, быть честными, трудолюбивыми и веселыми.
- Сказки «Гадкий утенок», «Русалочка», «Снежная королева», «Дюймовочка», «Гуси-лебеди". Это сказки, которые отражают глубокий психологизм, лиризм, поэзию и философию автора. Они учат детей сопереживать героям, понимать их чувства, мечты, страдания и радости. Они также показывают детям красоту и жестокость мира, волшебство и реальность, любовь и ненависть, добро и зло.
Слушать сказки
Слушание сказок детям – это не менее важный и полезный вид деятельности, чем чтение сказок. Слушание сказок способствует развитию слухового восприятия, внимания, памяти, воображения и эмоций детей. Слушание сказок также помогает детям расширять свой кругозор, узнавать о разных языках, культурах, истории и географии. Также это влияет на формирование характера, воли, самодисциплины, терпения и уважения к другим.
Как же слушать сказки детям так, чтобы они были не только интересными, но и полезными? Вот несколько советов:
- Выбирайте аудиосказки в соответствии с возрастом, интересами и потребностями детей.
Для самых маленьких детей подходят аудиосказки, которые имеют короткую продолжительность, простой сюжет, яркие звуки и музыку, понятный и выразительный голос диктора. Для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста подходят аудиосказки, которые имеют среднюю продолжительность, динамичный сюжет, разнообразные звуки и музыку, разные голоса дикторов и героев. Для детей старшего школьного возраста подходят аудиосказки, которые имеют длинную продолжительность, сложный сюжет, различные звуки и музыку, профессиональный и харизматичный голос диктора. - Слушайте аудиосказки в удобное и спокойное время, когда дети не отвлекаются на другие дела и могут сосредоточиться на сказке. Создайте уютную и расслабляющую атмосферу, используя подушки, пледы, свечи и приятные ароматы. Выбирайте качественное и комфортное оборудование для прослушивания аудиосказок.
- Слушайте аудиосказки вместе с детьми, привлекая их к участию в процессе. Задавайте детям вопросы о сказке, просите их предугадывать, что будет дальше, комментировать действия и решения героев, выражать свои эмоции и оценки. Пусть дети воображают, как выглядят герои, места и предметы, которые описываются в сказке и рисуют их на бумаге. Поощряйте детей к творчеству, пусть они придумывают свои аудиосказки, записывают их на диктофон и делятся ими с вами.
Давайте послушаем мнение деток, любят ли они сказки:
“Я люблю сказки, потому что в них есть волшебство, приключения и герои, они смелые, сильные, добрые. Я хочу быть как они, поэтому я играю в сказки с друзьями или один. Я мечтаю побывать в сказочных странах, увидеть драконов, фей, русалок, гномов. Я верю в сказки.” - Мирон, 5 лет
Какие же аудиосказки выбрать для слушания детям?
Сегодня в интернете можно найти множество ресурсов, которые предлагают бесплатные или платные аудиосказки разных жанров, тем и авторов. Среди них можно найти как классические аудиосказки, так и современные, как народные аудиосказки, так и авторские, как русские аудиосказки, так и зарубежные. Вот несколько примеров современных аудиосказок, которые можно найти в интернете:
- Например, «Волшебник Изумрудного города», «Урфин Джюс и его деревянные солдаты», «Семь подземных королей», «Огненный бог марранов», «Желтый туман». Это аудиосказки, которые основаны на знаменитом романе «Удивительный волшебник из страны Оз» американского писателя Лаймена Фрэнка Баума, но имеют свою оригинальность, национальный колорит и авторское видение. Они учат детей приключенчеству, дружбе, смелости, уму, доброте и вере в чудо.
- Произведения Джоан Роулинг, например, «Гарри Поттер и философский камень», «Гарри Поттер и тайная комната», «Гарри Поттер и узник Азкабана», «Гарри Поттер и кубок огня», «Гарри Поттер и орден Феникса». Это аудиосказки, которые рассказывают о приключениях юного волшебника Гарри Поттера и его друзей в школе магии Хогвартс. Они учат детей магии, фантазии, дружбе, любви, справедливости и борьбе со злом.
- Произведения Астрид Линдгрен, например, «Пеппи Длинный Чулок», «Малыш и Карлсон», «Эмиль из Леннеберги», «Рони, дочь разбойника», «Мио, мой Мио». Это аудиосказки, которые отличаются юмором, весельем, свободой, непосредственностью и добротой. Они учат детей радоваться жизни, быть самостоятельными, творческими, добрыми и отзывчивыми.
Сказки для детей – это не только развлечение, но и образование. Сказки помогают детям развивать свои способности, познавать мир, формировать свою личность и ценности. Сказки также поддерживают детей в трудных ситуациях, утешают, вдохновляют и мотивируют их. Сказки также способствуют укреплению связей между детьми и родителями, учителями и сверстниками, созданию атмосферы доверия, уважения и сотрудничества.
Чтение и слушание сказок – это два разных, но взаимодополняющих способа восприятия сказок. Чтение сказок требует активного участия детей, их внимания, памяти, мышления и воображения. Слушание сказок требует пассивного участия детей, их релаксации, восприятия, эмоций и фантазии. Чтение и слушание сказок имеют разные преимущества и недостатки и по-разному воздействуют на детей. Поэтому рекомендуется комбинировать эти два способа, чтобы дать детям полное и разностороннее погружение в мир сказок.
Мы надеемся, что эта статья поможет вам выбрать сказки, читать и слушать их так, чтобы они были не только интересными, но и полезными. Мы желаем вам и вашим детям увлекательных и познавательных путешествий в мир сказок!
А вы любите сказки? Какие сказки вы читаете своим детям или сами читали в детстве? Какие сказки вам кажутся самыми лучшими, самыми красивыми, самыми мудрыми? Поделитесь своими мнениями и впечатлениями в комментариях!
Оригинал статьи можно прочитать на портале MamaLand.by.