Оценить точную вероятность военного конфликта вокруг Тайваня крайне сложно, потому что многое будет зависеть от развития политической ситуации между Китаем, Тайванем и США. Тем не менее, можно выделить несколько факторов, которые указывают на повышенные риски новой горячей точки.
Китай душит юанем
Китай последовательно усиливает экономическое давление на Тайвань, пытаясь ограничить его самостоятельность и подорвать технологическое развитие, так сказать,«захватить» остров экономически. С 2021 года материковый Китай ввел запрет импорта из Тайваня на 200 видов продукции, в частности, на фрукты, рыбу и ракообразных, блокировал доступ на свой рынок тайваньских кампаний и серьезно ужесточил проверки грузов из Тайваня в свои порты.
Международный китайский шантаж
Пекин рассматривает Тайвань как отколовшуюся провинцию и считает, что он не имеет права на независимое участие в глобальных организациях. Из-за блокировки Тайвань не может интегрироваться в мировые процессы, что ослабляет его позиции и усиливает изоляцию.
Например, Китай заблокировал участие Тайваня во Всемирной Организации Здравоохранения и других международных организациях. Тайвань подал заявку на вступление в ВОЗ еще в 1997 году, но Китай препятствует ее ратификации уже на протяжении 25 лет. Особенно серьезные последствия это имело во время пандемии COVID-19: Тайвань не имел прямого доступа к информации ВОЗ, несмотря на большой успех в борьбе с вирусом.
Помимо ВОЗ, Китай препятствует членству Тайваня более чем в 60 международных организациях, включая Интерпол, Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) и Международную организацию гражданской авиации.
Таким образом, препятствия со стороны Китая членству Тайваня в ключевых международных организациях – это важный инструмент давления, который ухудшает отношения сторон.
Шокируюшие китайские заявления
Китайские официальные лица и СМИ всё агрессивнее высказываются об «объединении» с Тайванем, не исключая применение силы. Например, в октябре 2022 года на съезде КПК сам Си Цзиньпин заявил, что Китай никогда не откажется от возможности применить силу для «воссоединения» с Тайванем. Чуть ранее, в феврале того же года, министр иностранных дел Ван И пригрозил, что Китай будет биться «до последней капли крови», чтобы не допустить «независимости» Тайваня.
Этой риторике вторят и китайские СМИ. «Хуаньцю шибао»регулярно публикует милитаристские статьи с заголовками вроде «Пришло время возвратить Тайвань силой», создаются пропагандистские видеоролики, демонстрирующие военную атаку на Тайвань под лозунгом «Решим всё одним ударом!». Материковые СМИ, тем самым, активно работают над идеологическим сопровождением постоянного наращивания военного присутствия Китая у берегов Тайваня и его регулярному вторжению в воздушное пространство острова.
Китай регулярно проводит военные учения и имитирует устрашающие атаки на Тайвань. Количество таких учений увеличивается из года в год. Так, в августе 2022 года после визита американского спикера Пелоси Китай провёл беспрецедентные по масштабу учения вокруг острова, которые продолжались 5 дней. В учениях были задействованы более 100 боевых кораблей и самолетов, в том числе ракетные эсминцы типа «Луянь» и истребители J-11 и J-16, отрабатывались высадка морского десанта и нанесение ракетных ударов, а корабли и самолеты пересекали срединную линию в Тайваньском проливе.
Конечно, подобная риторика и подобные действия усиливают напряжённость в регионе, что чревато эскалацией конфликта и непреднамеренным возникновением боевых действий. Ведь и Тайвань в свою очередь укрепляет обороноспособность.
Что и у кого больше? Тайваньско-китайское противостояние в цифрах и фактах
В регионе скапливается огромное количество вооружения и боевых мощностей. Военный бюджет Китая вырос с $47 млрд в 2009 году до $293 млрд в 2023 году. Он стал вторым после США по величине в мире. За последние 10 лет НОАК(Народно-освободительная армия Китая) получила сотни новых истребителей J-20, бомбардировщиков H-20, эсминцев типа 055 с ЗУР DF-21D и DF-26. Кроме того, Китай активно наращивает и ядерные силы. У него уже есть межконтинентальные баллистические ракеты DF-41 и около 400 ядерных боеголовок.
Однако Тайвань также наращивает вооружения, закупаяистребители F-16V, танки M1A2 Abrams, корабли из США, хотя ВВС Тайваня уступают китайским по численности в 6 раз, а по боевым кораблям военно-морского флота – почти в 10 раз.
Усиливающийся военный дисбаланс делает вторжение Китая вполне реалистичным сценарием. Однако высадка десанта по-прежнему будет сложной операцией с большими потерями для КНР.
Тайвань – новая пороховая бочка или яблоко раздора?
Немаловажную роль в нарастающем конфликте играет и геополитическое соперничество Китая и США. Война из-за Тайваня может стать частью этого противостояния.
США рассматривают Китай в качестве главного стратегического конкурента и угрозы своему доминированию в Азиатско-Тихоокеанском регионе, потому что отношения двух стран резко ухудшились при Трампе и Байдене.
Вашингтон, опасаясь, что потеря острова окончательно подорвет позиции США в регионе, поставляет Тайваню вооружения и поддерживает его независимость. Китай же,считая Тайвань частью своей территории, не принимает американского вмешательства, рассматривая отношения с островом внутренним делом. Однако в случае обострения вокруг Тайваня США могут отправить туда авианосную группу, что чревато инцидентом с китайским флотом и эскалацией уже крупного конфликта.
Тем самым, Тайвань фактически превращается в «пороховую бочку», оказавшись в точке пересечения интересов США и Китая. Малейшая искра может стать поводом для войны двух сверхдержав.
Нарыв внутри Тайваня
Но и в самом Тайване отсутствует политическая стабильность и нарастают внутренние противоречия, увеличивающие напряженность в отношениях с Китаем.
Президент Тайваня Цай Иньвэнь и её Демократическая прогрессивная партия придерживаются провокационной риторики, что вызывает недовольство Пекина.Оппозиционная партия Гоминьдан, напротив,придерживается идеи воссоединения с материковым Китаем на выгодных условиях. Её победа на выборах может резко изменить политику Тайваня.
Таким образом, на фоне внутренней нестабильности растёт уязвимость Тайваня перед лицом китайской угрозы и риски непредсказуемой эскалации напряженности в Тайваньском проливе.
Однако полномасштабное вторжение всё ещё маловероятно – это крайняя мера. Скорее Китай будет усиливать политическое, экономическое и военное давление. Но риск случайного инцидента и нежелательной эскалации все же имеется. Поэтому никто не может знать наверняка, было ли сделано, действительно, последнее китайское предупреждение.