Новость про брянскую школу не читал, наверное, только тот, у кого нет доступа к СМИ. Ситуация сложная. Результат трагический. Пишут, что в классе был буллинг. Начала вспоминать своё школьное детство. Много чего вспомнила. И прекрасного и не очень. Но это жизнь, так что всё нормально.
Был у меня в 1 классе воздыхатель. Позвонил под новый год и сказал, что влюблён. А ещё попросил запомнить эти слова на всю жизнь. Собственно, запомнила. И ему при случае припоминаю. Прикол у нас такой.
То ли от чувств-с, то ли по каким другим причинам, но буллил он меня года три: в 5, 6 и 7 классах. Я отличница была, активистка. Бесила я хулигана. Кстати, хулиган тот с золотыми мозгами. Но шило в одном месте мешало. Типичный СДВГ-шка, как сейчас понимаю.
Да, бывало, что в школу мне идти не хотелось. Как на каторгу туда плелась, жалея о каждом шаге по мере приближения. Но у меня мысли не было не учиться из-за того, что кто-то в классе обижает. Было понимание, что надо учиться. Мне. А прочее -- отвлекающие факторы.
Бывало, что рассказывала маме о ситуации. Она чаще рекомендовала не обращать внимания. Давала ещё какие-то советы: как ответить, что сказать. Пару раз беседовала с теми, кто обещал "спустить со второго этажа". Но никто в итоге не спустил никого ниоткуда. Да и мне прогуляться с ружьём до школы никогда мысль в голову не приходила.
Думаю, не только в отсутствии ружья дело. Холодное оружие в каждой кухне имеется, если что. Больше в том дело, что вообще таких мыслей и даже прецедентов не было. Мальчишки могли подраться, да. Но без применения любого вида оружия. И, конечно, драки становились достоянием общественности и поводом хорошенько пропесочить драчунов. Школа участвовала в воспитании. Родителей вызывали. Родители дома могли за проступки проучить знатно, не рискуя получить статью УК РФ.
Ситуация с буллингом в моём случае разрешилась легко и даже приятно. Мне начал симпатизировать старший брат непримиримого одноклассника. И строго-настрого запретил ему так себя вести. Я же, почуяв безопасность, закрепила результат ударом колена в паховую область. Всё: мир, дружба, жвачка. До сих пор прекрасно общаемся.
Когда я читаю новости про то, как одни дети расправляются с другими на почве травли, понимаю несколько вещей:
1) нет контакта со взрослыми (с родителями, с учителями). Школа больше не воспитывает. Родители не умеют (не желают/некогда) разговаривать. Ребёнок оказывается один на один со своей проблемой и действует так, как ему позволяет воспитание и тип нервной системы. Как подсказывают примеры из телевизора и интернета.
2) психологи сидят в школах для галочки. Чтобы было. Они и не хотят, и не умеют работать ээффективно. Совершенно бесполезный тип сотрудников, занятый исключительно писаниной.
3) среди школьников процветает вседозволенность, подпитываемая примерами из СМИ. Меньше бы муссировали тему с@mоуbийств, шуттинга, меньше схем было бы в неокрепших мозгах. Светлое, доброе и вечное в явном недостатке.
4) школьная охрана работает по тому же принципу, что и психологи. Чтобы было. Ну, что сделает стандартная тётя за 50? Она прошла Чечню и владеет техниками рукопашного боя? Или дядя-пенсионер, который 40 лет назад отслужил в стройбате, что-то сможет толковое сделать в случае ЧС?
5) дети не умеют общаться и дружить. Если один-два друга есть, уже хорошо. А на переменах каждый сидит в своём телефоне. И гуляют примерно так же. На лавочке в телефонах. Не знаю, кто виноват. То ли развитие техники выходит боком. То ли занятость взрослых. То ли ещё что.
Впрочем, в школах запрещено бегать и беситься на переменах. Куда энергию девать?
Не имею морального права судить, кто конкретно виноват в той брянской истории. Компетентные люди разберутся. Земля пухом погибшим и скорейшего выздоровления раненым. Но мне страшно от того, какие выходы из ситуаций находят современные дети. Тем более что это точно не выходы, а начало нового витка проблем.