Давно уже обсуждается вопрос запрета на законодательном уровне использования учениками мобильных телефонов и смартфонов на уроках. Вот, наконец, есть результат - с 1 сентября 2024 года никаких личных гаджетов на уроках.
Опять, как и в прошлой нашей публикации, все кажется правильным - повысим вовлеченность и успеваемость. Здорово, что начали обсуждать сопутствующие изменениям вещи - как хранить конфискованные педагогами устройства, как это оформлять, кто будет нести материальную ответственность за сохранность имущества учеников, и прочее. Но не будем же забывать, что у любого действия есть противодействие, и совершенствование одного будет заставлять совершенствоваться другое: оружие и броня; преступность и закон; хакеры и безопасность... Дети, в своем желании поменьше напрягаться и побольше получать удовольствие, неизбежно найдут как получить желаемое. Например, чаще "болеть" и прогуливать уроки, больше времени проводить в туалетах, обзаведутся вторыми телефонами и так далее. Давайте также вспомним, что будет если ребенку запретить кушать конфеты до тех пор, пока он не скушает суп - с высокой долей вероятности, на Вас обидятся и Вы будете выглядеть в его глазах тираном. Аналогично и здесь - тираном будет педагог, который забрал телефон. Не государство, не закон, не школа, а конкретный учитель. Отсюда может измениться в негативную сторону и отношение к предмету, который этот учитель преподает. Получаем целую цепочку проблем. К слову, ответственность за реализацию исполнения нововведений возлагается на школу. То есть единого и четкого механизма контроля нет, но есть правило, а механизм "сами придумывайте". По нашему скромному мнению, это неправильно.
Где же системный подход? Где же постановка задач, анализ причинно-следственных связей и разработка наиболее эффективных методов достижения целей? Напомним, что "педагогика" - это наука, даже искусство. Чтобы ребенок не занимался всяким безобразием нужно, чтобы он не был предоставлен сам себе, чтобы у него постоянно были какие-то занятия: кружки, секции, увлечения. После школы - погулять с одноклассниками, потом быстро делать уроки, потом, например, на уроки гитары (любое интеллектуальное развитие), после - на бокс (подставить любой спорт - физическое развитие). Плотный график будет заставлять все успевать. Однако, развивая предложенную мысль применительно только к одному ребенку, мы рискуем устроить ему проблемы: представьте, одноклассники обсуждают какую-нибудь очередную зарубежную помойку американский боевик, а Ваш этого не смотрел и поддержать разговор не может - соответственно, есть вероятность, что общаться с ним не будут. Именно поэтому реализация должна быть более масштабной, на государственном уровне: если все дети, а не один, будут заняты, то возникнет дополнительная мотивация - условно, "Петька вон ходит, и я хочу", дополнительная социализация, общие интересы и времяпровождение. А если все будет внедряться детям ненавязчиво, методично, играючи, то проблем не будет.
Нужно не бежать что-то запрещать, а в нужной "повестке" заполнять все сферы жизни и интересов ребенка: кружки, секции, мультфильмы, фильмы, музыка, книги (чтобы "... нужные книги ты в детстве читал" - В. Высоцкий, "Баллада о борьбе"). Соответственно, кинематограф развивать, подбирать и поддерживать музыкальных исполнителей, писателей, заказывать конкурентоспособные продукты, с правильными ценностями (а не "булочкой" и "трамвайчиком"), массово открывать бесплатные (или хотя бы дешевые, доступные по цене) кружки и секции. Посмотрите как это делают в США - там тебе и супер-герои, и крутые военные, и полицейские, и представители других профессий. Не нужны нам СПИДор-мены всякие, а вот собирательные образы героев (прототипов для которых в отечественной истории найдется несметное множество) во всех доступных форматах (мультфильмы, фильмы, сериалы, ...) нужны. Еще раз, СОЗИДАТЬ, не ЗАПРЕЩАТЬ. И здоровье детям заложим на всю жизнь, и ценности правильные, человеческие, и до кучи еще престиж профессий повысим. А гаджеты, игрушки, другие способы "поразлагаться" - да фиг с ними, ничего ужасного в этом нет, если соблюдать меру.
В дополнение темы педагогики хотим порекомендовать замечательную книгу М. Т. Смирнова "Начальный курс педагогики", 1950 год (легко и бесплатно можно найти в электронном формате). Оцените уровень проработки.
Больше публикаций Цифрокритицизма: