Глава 41.
(Крайняя).
Янка Дягилева.
Черновая версия.
Пока в укороченном варианте.
+ Мой стих. Посвящение Янычу.
Детство
Яна Станиславовна Дягилева, известная всем больше как Янка, родилась в Новосибирске 4-го сентября 1966-го года. Родилась в простой семье с достатком ниже среднего. Отец, Станислав Иванович, по профессии теплоэнергетик, а мать, Галина — инженер промышленной вентиляции. Сначала родители работали вместе на оборонном заводе, позже, когда Янка подросла, Галина Деменьтьевна устроилась работать в проектную контору, поближе к дому. В Янке смешались три национальности: три четверти русской, по одной восьмой украинской и чешской крови. Семья жила в центре города в деревянном одноэтажном доме без элементарных удобств (занимая его часть) по адресу Ядринцевская, 61. Район был не слишком благополучный, и маленькой Яне часто приходилось стоять за себя. Дом остался от родителей Галины Дементьевны. Когда Яне было два года, от рака поджелудочной железы умерла бабушка, а спустя еще два года и дед.
Янка была тихим, домашним ребенком, любила находиться в одиночестве, проводить время наедине с книгами.
Янка очень любила маму. Ее мама, Галина Алексеевна (здесь пожилая учительница ошиблась в отчестве), часто приходила ко мне и рассказывала про Яну. Она была очень дружна с мамой, очень доверчива поначалу. Яна была домашним, но в то же время очень закрытым ребенком. Она была ласковая с мамой, часто сидела с ней в обнимку на крылечке, целовалась, ласкалась. Для Яны это неожиданно, с нашей точки зрения, потому что она была еще и немножко колючим человеком.
Классная руководительница, Зоя Струкова.
Галина Дементьевна часто уезжала в командировки, в том числе и в Москву, и Янка очень скучала по ней. С отцом они тоже были близки, но не так.
Янка поступила в 42-ю школу, одну из самых престижных и поныне (сейчас - гимназия №1).
В начальных классах Янка была смешной неуклюжей девчонкой, вся в конопушках, носила длинные рыжие косички, закрученные в каральки, была как все, ничем не выделялась, была тихой и спокойной.
Елена Карпова (Назаренко), одноклассница.
Летом 1977 года Янка с родителями отдыхала в Феодосии, в Крыму. Ездили "дикарями", с друзьями семьи.
В школе училась посредственно, хотя учителя всегда называли ее способной девочкой и говорили, что Яна могла бы учиться лучше. Очень не любила точные науки, по алгебре, химии, физике имела стабильные тройки, в то же время проявляла явную склонность к гуманитарным предметам, к литературе, по ним получала пятерки. Много читала:
Круг интересов у Яны был, я бы сказал, очень интересный: это всё великие, это — Цветаева, Ахматова, Николай Гумилёв, Платонов – вот такой уровень чтения.
С. И. Дягилев.
Одноклассники и учительница литературы вспоминают, что Янка всегда писала интересные сочинения, творчески подходила к таким заданиям, высказывала неожиданные суждения, а потом твердо отстаивала свою позицию в спорах с учителем. Имела явную склонность к изучению иностранных языков — английский ей давался гораздо легче, чем многим одноклассникам.
Когда Яне было 7 или 8 лет, знакомые посоветовали учить девочку музыке, услышав, что она любит петь. Родители отдали Яну в музыкальную школу по классу фортепиано. Занималась она там недолго - лишь освоила основные азы нотной грамоты и сольфеджио. Дальше учёба не задавалась, трудно было совмещать с общеобразовательной школой. Видя это, её учитель музыки пришел к ней домой в её отсутствие и попросил родителей чтобы они перестали «мучить» ребенка. Позже Янка освоила самостоятельно игру двумя руками, и любила время от времени посидеть, поиграть для себя и друзей. Из музыки в частности очень любила творчество Высоцкого. У родителей были знакомые музыканты-любители, авторы-исполнители. Янку часто брали с собой на посиделки. Наверное, тогда и возникло желание играть на гитаре. Родители устроили Янку в кружок гитары при клубе Жиркомбината. Отец Янки способствовал раннему интересу Янки к музыке и личным примером. Одно время он пел в самодеятельной хоровой студии, Янке очень нравилось слушать выступления, и она даже мечтала петь в том же хоре. Также в доме были и другие музыкальные инструменты, которыми Янка немного владела — флейта и мандолина. Любила экспромтом сочинить и исполнить короткую песню на заданную тему, с заданными словами. Кроме Высоцкого и народных песен любила слушать, петь и играть Битлов, группу ABBA, певицу Gilla, Аманду Лир. Обожала фильм «Танцор диско», индийские песни и танцы. из него.
Девочка имела врожденную патологию, стопы были чуть-чуть вывернуты и задевали друг о друга, но несмотря на это, Яна самостоятельно научилась кататься на беговых коньках,Когда Янка была в третьем классе, в школу пришёл тренер из секции по конькобежному спорту. Отобрал Янку, её подругу Алёну Бугаеву и ещё пару человек. Янка росла болезненной, и родители решили, что это хороший шанс укрепить здоровье дочери спортом. В секции проявляла большое усердие и честолюбие, добилась заметных успехов. Чтобы продолжать серьезно заниматься коньками, требовалось делать операцию. Родители решили, что это лишнее. После этого Янка непродолжительное время занималась в бассейне, потеряв интерес, как только научилась хорошо плавать. Когда Янке было двенадцать лет, она делает попытку пройти конкурс в «Дом мод» на Красном проспекте. Там был отбор девочек для демонстрации детской одежды. С ней пошла и Алёна Бугаевы, однако девочек не взяли из-за плохой осанки, дали направление на лечебную физкультуру и предложили приходить через год. Но через год азарт утих, интересы поменялись. В седьмом классе Янка с Алёной немного занимались современными танцами в Дом офицеров. Вскоре Янка из ревности отговаривает от перехода в спортивную школу Алёну, у которой к тому времени был уже юношеский разряд по конькобежному спорту, и подруга поддалась влиянию Янки, бросила спорт.
Уже в школьные годы она писала стихи, которые, вероятно, не сохранились. Подруга, Анна Волкова (Нюра, очень близкая подруга Янки), рассказывает, что Янка читала ей одно стихотворение, написанное в первом классе. Там было всего четыре строчки, и одна из них —
Тени деревьев смотрят на север.
Подруга Жанна Чередникова вспоминает, что многие видели у Янки тетрадку со стихами. Иногда она читала что-то оттуда особо близким подругам. Примерно тогда же начала сочинять и песни, но никогда не пела их открыто. Одна из подруг Янки, Ольга Волкова, переписала к себе в тетрадку стихи из тетради Янки. Она считает, что это первые юношеские стихотворные опыты Янки. По ее словам, Яна даже посвятила ей одно из стихотворений. Но все эти стихи слишком не похожи ни по уровню, ни по стилю, ни по тематике на зрелое янкино творчество. Примитивная дворово-подростковая любовная лирика. Возможно, Янка просто записала чьи-то стихи в свою тетрадь, а может быть, действительно начинала именно с таких незатейливых стишков.
Волей случая Янка попала в «А» класс, в то время классы с буквой «А» негласно считались престижными. Получилось так, что девочка из небогатой семьи оказалась в окружении обеспеченных сверстников. В средних классах стали проявляться комплексы. Тем не менее, Янка всегда ходила в том, в чем могла себе позволить, и никогда не старалась угнаться за модными одноклассницами. Это не мешало ей иметь подруг и часто быть душой компании. Несмотря на достаточное количество друзей, Янка зачастую была очень ревнивой. Уже в детском возрасте это проявилось в упомянутой истории со спортшколой. А в старших классах она приревновала подругу Алёну к другой, запретив им общаться, и Алёна послушалась. Бугаевы вспоминают о подобных эпизодах и в более старшем возрасте, когда Янка отбила молодого человека у одной из них, пыталась и у другой увести жениха.
Внешность Янку интересовала мало, лишь в старших классах она иногда стала краситься, делать женственные прически, целенаправленно похудела.
Она тогда стала одеваться более элегантно. Носила какие-то яркие кофточки.
Одноклассница Р. В.
А до этого была толстой неуклюжей девчонкой, нарочито грубой и нахальной, хотя внутренне была тонким и ранимым человеком, справедливым и деликатным.
Янка повзрослела очень рано. Казалось, она всегда была угрюмая. На самом деле она просто уходила в себя, жила своим миром. Она раскрывалась лишь в своем тесном окружении. И эту ее сторону никто не видел.
Одноклассница Елена Карпова.
Вообще многие говорят о ее двойственности, несоответствии внешнего и внутреннего облика, который могли разглядеть лишь самые близкие люди.
Именно интерес к музыке привел к тому, что скромная и малообщительная Янка преображалась, когда в руки попадала гитара. А возила она за собой ее повсюду. Пела и в компаниях, и на праздниках, и в летнем трудовом лагере, и просто так. Знала и записывала иного народных песен и в жанре шансона. Участвовала в школьной самодеятельности, причем, песни выбирала порой необычные для типичного концерта в советской школе, на стихи малоизвестных поэтов, лиричные, а как-то на классном вечере спела песню на свои стихи… Играла в школьных спектаклях. В старших классах увлекалась астрологией. В 1983-м году Яна закончила школу.
1984—1986. Студенческие годы, начало творчества
Родители и сама Яна хотели, чтобы после окончания школы она поступила в Кемеровский институт культуры, но в силу разных причин это не сложилось (в частности, тяжело болела мать Янки), и в 1984-м году Янка почему-то поступила в Новосибирский институт инженеров водного транспорта на факультет «Водные пути и порты» по специальности «Гидротехническое строительство водных путей и портов». Учеба не вызывала интереса, и подходила к ней Яна формально. Зато стала членом институтского ансамбля политической песни «Амиго». С этим ансамблем она объездила с концертами всю область. Это был ее первый концертный опыт, ансамбль был довольно известным, его даже снимали для газеты. Песни пелись в основном на английском, которым Янка неплохо владела. Увлечения той поры — английская поэзия, гитара, песни БГ и Бичевской. Первые известные стихи Янки датируются 1985-м годом. Примерно тогда же Янка знакомится с Ириной Летяевой, «рок-мамой». Ирина была активным рок-деятелем, менеджером нескольких групп, организовывала у себя квартирники известных рок-музыкантов. Одним словом, координировала всю рокерскую деятельность в Новосибирске. В ее квартире не было замка, люди приходили и оставались жить месяцами, здесь же останавливались, приезжая на гастроли, и известные музыканты — Гребенщиков, Шевчук, Кинчев, Майк, Башлачев… В декабре 1985-го на одном из таких квартирников Янка познакомилась с СашБашем. Башлачев не сразу нашел общий язык с новосибирцами. Янка подошла к нему и сказала: "Хочешь, я тебе лисичку нарисую?" И нарисовала (этот рисунок сохранился у Янкиных друзей). С этого эпизода и началась дружба Саши и Янки. Александр с первой встречи произвел на нее сильное впечатление, оказавшее огромное влияние на дальнейший творческий путь Янки. С этого времени по сути и началась Янка такая, какой мы ее знаем. В этот же период Янка познакомилась со многими новосибирскими музыкантами и рок-тусовщиками, в том числе с «Чёрным Лукичом» - Вадимом Кузьминым.
На втором курсе (в первой половине 1986-го года) Янка бросает институт. Поняла, что выбор вуза был ошибкой. Летом того же года произошло знакомство с Анной Волковой. У Янки была подруга, одноклассница Ольга Глушкова, которая училась в мединституте с Анной Волковой. Все три девушки любили петь, и на этой почве Ольга познакомила Аню с Янкой. В итоге они стали близкими подругами. (В середине 90-х Ольга трагически погибла (попала под машину, умерла в больнице от анафилактического шока), отдыхая с мужем на Кипре).
8-го октября 1986-го года после шестилетней болезни умирает от рака груди мать Янки. Хотя, о болезни знали, и итог был ожидаем, событие стало большим ударом для Яны, переносила она его долго и болезненно — мать Янка очень любила.
Примерно в это же время Янка попыталась вступить в брак. Избранником ее стал один из новосибирских музыкантов, Дима «Дименций» Митрохин. Дименций сделал ей официальное предложение. Подали заявление, присматривали заведение для свадьбы. За два месяца до регистрации Янка пришла знакомиться с родителями Дмитрия. После просмотра семейного альбома заявила: «Вот это называется бытовуха, а для меня это путь на эшафот». На этом роман закончился. Некоторое время Янка и Дименций оставались близкими друзьями, но в 1988-м году Дима женился на Ире Летяевой, а через год у них родился ребенок. Появились новые дела, заботы, и Митрохин постепенно отошел от Яны. Известно также, что в 1988-м году у Дименция был роман с болгаркой Марией Штефановой, участницей группы «Ассоциация Пых». Впоследствии Мария Штефанова (Вирхов) становится известной переводчицей, поэтом, является автором переводов стихов Янки на болгарский язык. Умерла в августе 2011-го. Дименций умер в январе 2009-го от цирроза печени (к тому времени с Ириной они давно уже были в разводе).
Янка была знакома и с Дмитрием Ревякиным, даже стала соавтором текста песни «Надо было», которая исполнялась на концертах (один из них, на Первом новосибирском рок-фестивале 1987-го года был издан — CD «Надо было». Янка часто приходила на репетиции группы, и однажды, в декабре 1986-го года прямо там, на пару с подружкой Анжелой Мариной сочинили текст песни. Она сразу всем понравилась, песню немного подправили, и получилось то, что мы можем теперь слышать. Но дальнейшего развития этот творческий союз не получил.
В феврале 1987-го года снова приехал СашБаш. В период с 5 по 7 февраля состоялись два важных события в жизни Янки: сначала был квартирник у Ирины Летяевой (второй - первый, как упоминалось ранее, был в декабре 1985 г.) и посиделки дома у Яны, Саша пел там песни в компании друзей и музыкантов. А Станислав Иванович кормил всю тусовку котлетами. 8 февраля Янка и Александр побывали на совместном концерте групп ПУТТИ и КАЛИНОВ МОСТ в ДК им. Чкалова. Вспоминают, что как раз в это время он находился в сильной депрессии, и Янка как-то помогала ему справиться с этим состоянием. С Янкой они дружили, общались, Саша дарил ей свои записи, черновики неисполненных песен. Уезжая, оставил Янке свои легендарные колокольчики, которые до сих пор хранятся как реликвия в семье Янки. Гражданская жена Башлачева - Анастасия Рахлина вспоминает, что из Новосибирска Башлачев вернулся без своего браслета с колокольчиками, а также остриг длинные пряди-косички, которые до того носил очень долго. Впрочем, причину этих поступков Настя связывает с депрессией, поглощавшей постепенно Сашу, с творческим кризисом.
Как-то Саша сказал отцу Янки, «Ваша дочь знает о жизни гораздо больше, чем вы можете подумать…». Станислав Иванович, как и Янка, тоже был потрясен Башлачевым, его песнями, его талантом. Видимо, после всех этих встреч и началось становление Янки как автора. Она стала гораздо серьезнее относиться к своим стихам, некоторые из них оформила в качестве песен. Отец вспоминает, что тогда она начала подолгу сидеть в своей комнате, что-то записывая, сочиняя. После этой встречи Янка на время забросила подруг, тусовки, сильно переменилась — находилась в состоянии огромного потрясения.
Вообще история знакомства Янки с Башлачевым обросла массой легенд. Говорят, что они любили друг друга. Есть свидетели, утверждающие, что после первого знакомства Саша приезжал в Новосибирск уже специально к Янке и задержался у нее на месяц, и возможно, тогда в ее черновиках и появилась впервые строчка: «Ты увидишь небо, я увижу землю на твоих подошвах».
Однако есть серьезные расхождения во времени. Например, по другим сведениям (не подтвержденным документально), первое знакомство состоялось еще в домосковский период жизни Александра, т. е. в 1983—1984 годах. Есть свидетельства того, что они пересекались и потом — в Москве и Питере (когда Янка еще не выступала публично). Была Янка и на одном из его питерских квартирников в конце 1987-го. Но как бы там ни было, — не стоит выискивать какой-то тайный смысл в дружбе Янки с Сашей, и, тем более, исходя из этого, пытаться как-то связать их творчество. Факт знакомства этих, без сомнения, гениальных людей может представлять интерес человеческий, биографический, но для понимания песен Янки или Башлачева он не дает ничего нового.
Об истоках Янкиного творчества и о влияниях писали многие и немало. Сравнения с Дженис Джоплин, Джоан Баэз, Патти Смит, Мелани, ранней Бичевской уже набили оскомину, почти не отражают ничего. Разумеется, Янка была знакома с творчеством всех этих певиц; известно, например, что она очень любила Джоплин и часто пела в компаниях ее блюзы, носила значок с изображением. Но прямого влияния не заметно. Интересны многочисленные попытки академических исследований Янкиных текстов. Из них можно выделить труд Марины Кудимовой «Янка-вопленица», где Янкино творчество привязывается к таким авторам, о которых она, впрочем, скорее всего, и не слышала; статью А. С. Мутиной «"Выше ноги от земли" или ближе к себе (о некоторых особенностях фольклоризма в творчестве Янки Дягилевой)», в которой автор сделала много правильных и интересных наблюдений, но, многие выводы весьма спорны, да и исследование производит впечатление недоделанной работы; статью питерской писательницы-фантаста Елены Хаецкой «Исследование о Янке», в которой тоже проводятся ассоциативные параллели с различными авторами, прослеживается связь с народным творчеством. Иермонах Григорий (В. М. Лурье) (Санкт-Петербург), известный также своими исследованиями русской рок-поэзии, неоднократно анализировал Янкины тексты в своих статьях. К текстам Янки обращались в своих исследованиях филологи Ю. Ю. Мезенцева (Ташкент), Ю. Доманский (Тверь), С. Свиридов (Калининград) и многие другие. Написана масса курсовых и дипломных работ, филологических статей, тексты Я. Дягилевой исследуют в кандидатских и докторских диссертациях. Интерес к текстам Янки проявляют и иноязычные литературоведы. Известная рок-журналистка и театровед Марина Тимашева неоднократно пыталась запараллелить Янкины песни с Башлачевым. Но по стихам (не по песням, т. к. стихов гораздо больше — около восьмидесяти) влияния или сходства не отследить. Есть стихотворение 1987-го года, посвященное «А. Б.», есть аллитеративное «Я голову несу на пять корявых кольев», которое могло быть написано в порядке творческого соревнования или даже пародии, — но различий гораздо больше, чем сходства. Если уж на то пошло, можно притянуть за уши что угодно и к чему угодно. Но зачем?
Бросив вуз, Янка так и не получила никакой специальности. На работу устраиваться тоже не имела желания. Можно предположить, что какое-то время работала уборщицей, о чем свидетельствует текст песни «Полкоролевства». Также один из музыкантов певицы Пелагеи вспоминает, что они с друзьями жили в частном доме под Новосибирском, а Янка подрабатывала у них стиркой белья. Но все это было эпизодически, надолго Янка нигде не задерживалась. «Мне не нужны деньги», — объясняла она. Рассказывают, что она часто отказывалась от платы за квартирники даже когда стала знаменитой. А тогда, в 80-е, Янка с Ирой Летяевой жили на сорок копеек в день, питаясь в городских столовых, где гарниры и салаты стоили пять копеек. Общение с энергичной, заводной Ирой сильно поддержало Янку в непростой период после смерти матери. В это время она часто находилась в плохом настроении, испытывала депрессию.
Постепенно Янка начала исполнять свои песни для публики. Происходило это в основном в Академгородке, в молодежном клубе, который организовала некая энтузиастка. Один раз, заинтересовавшись, чем живет его дочь, на таком концерте, несмотря на Янкины протесты, побывал и ее папа. И после этого понял, что это — настоящее. Увидел по реакции зрителей, по атмосфере в зале. Не поиск себя, не метания молодости, но серьезно и надолго.
К сожалению, концертов в родном городе у Янки было очень мало — несколько раз в Академгородке, да выступление в сборном поминальнике Селиванова в июне 1989-го.
1987—1988. Начало активного творчества
Весной 1987 года, после отъезда Башлачёва, Янка поняла, что в жизни надо что-то менять. Личность Саши настолько поразила её, что захотелось что-то изменить в жизни, прикоснуться к чему-то новому и свободному. Видя это, Ирина Литяева купила Янке билет до Москвы и отправила её «завоевывать столицу», хипповать, «учиться жизни». В Москве Яна познакомилась с местными хиппи, в частности, девушкой Юлей по кличке Ляля и её будущим супругом киевским художником Владом Лова. С компанией хиппи Янка отправилась к Владу в Киев. Далее Янке захотелось в Ленинград: она и город никогда не видела, да и наверняка надеялась встретить или найти там Башлачева. Туда решили ехать уже по трассе, через Минск, близ которого была надёжная вписка. Поехали втроем: Янка, Влад Лова и Ляля. В Минске разделились: Ляля вернулась домой, а Янка с Владом двинулись в Питер, по дороге навестив бабушку Влада под Оршей. В апреле 1987-го года Янка написала стихотворение "Солнца ржавый штопор...", подписанное «Ленинград, апрель 1987. 1?C = 39?C тела моего».
Башлачёва она, видимо, всё-таки нашла, существует, одно апокрифическое свидетельство. Музыкант и звукорежиссер из Воскресенска Алексей Марков, выпускавший в начале 90-х самиздатовский журнал «Штирлиц», после гибели Янки готовил спецвыпуск о ней - и написал для него под псевдонимом Юстас статью «Тоже про нее». Там есть такие строки:
«...Как-то Сашка с Настей были в Питере у себя на квартире. Раздался телефонный звонок. Поговорив две минуты, Сашка схватился за голову:
- Боже, опять эта сумасшедшая девчонка приехала!..»
Речь здесь явно идет про хорошо известный телефонный разговор Янки с Башлачевым, состоявшийся в ее следующий приезд в Питер в сентябре 87-го. Башлачев с Настей Рахлиной находился тогда на квартире Жени Каменецкой, на которой формально женился для получения питерской прописки. Кто конкретно рассказал в те времена о том разговоре Маркову, тот за давностью лет не запомнил. Но если цитата верна - и СашБашем было сказано «опять приехала» - то первый приезд мог состояться только в период путешествий Янки с Владом Ловой весной 87-го. Потому что в Питер при жизни Башлачева Янка приезжала всего два раза, а в третий раз она туда прилетела уже на его похороны. Свидетели сентябрьского разговора помнят, что Янка звонила тогда СашБашу с большим азартом и воодушевлением - и была тогда сильно обломана его равнодушием. Поэтому можно предположить, что, если той весной Янка Башлачева действительно нашла, он тогда общался с ней как минимум более тепло. Но, повторимся, намек на ту встречу существует всего один, и он имеет апокрифический статус. В общем, никакой серьезной психотравмы - или вообще измененных эмоций, связанных с Башлачевым, - в Янке весной 87-го никто не замечал.
Приболевшая Янка и Влад Лова отправились в Киев, где Янку устроили на вписку, лечиться и отдыхать от поездки, а Влад поехал к Юле, будущей жене, в Москву (Юля погибла ещё раньше Янки, бросившись в лестничный пролёт с верхнего этажа старого московского дома в 1990 году). Интересно, что Янка потом, когда ее спрашивали, как она относится к Умке, с которой они удивительным образом лично знакомы не были, говорила: «Это моя духовная хипповая бабушка». Умка же, комментируя эту дефиницию, отмечает, что разница в пять лет между ними - срок, по системным понятиям, действительно огромный.
В Новосибирск Янка вернулась в апреле 87-го года. Спокойная, повеселевшая, деловая. Вернулась она с высокой температурой и больным горлом, но очень довольная. И изрядно преобразившаяся. Завитая челка исчезла - по всему периметру головы рассыпались прямые распущенные волосы без малейших ухищрений. За время поездки они заметно удлинились и приобрели огненный оттенок. Простой серый вязаный свитер, в котором она уехала, был теперь испещрёен вышивкой и местами расшит бисером. На руках появились целые гроздья фенечек - причем, Янка поясняла, сколько их должно быть .
Статья дана в сокращении.
Книга, состоит из трёх частей.
Следующая часть - " И снова...рок!
Ориентировочно после 10 января 2024 года.
Там вы сможете прочитать другие статьи о рок музыкантах,
включая главы: "Рок чистой воды" и "Последний концерт Башлачёва".
Всем рок!
+
Стихотворение .
Посвящение Янычу
Я люблю тебя! Слышишь, люблю!
Даже если порой ты бываешь несносна,
даже если порой ты грубишь,
и шутишь слишком резко и злостно.
Я дышу тобой! Знаешь, дышу!
Без тебя сиротливо и плохо,
без тебя я себя погашу,
сил не хватит для нового вздоха.
Я живу тобой! Веришь, живу!
Ты дороже бриллиантов и злата.
Ищут всё зеленее траву,
а я нашей любовью живу, и надеюсь...
+
Книги о Янке Дягилевой. Не все.
1) Янка Дягилева - Придёт вода (1998 год издания);
2) Спецвыпуск fuzz, полностью посвящённый Янке Дягилевой;
3) Выше ноги от земли (в сборник включены стихи, песни и интервью Янки):
4) Янка - сборник материалов;
5) Янка Дягилева - Жизнь и творчество.