Найти тему
TechInsider

Шлем по цене вертолета: зачем нужен F-35 Lightning II и чем он помогает пилотам?

Оглавление

Когда Пентагон публично озвучил стоимость шлема нового американского истребителя, на военное ведомство обрушился шквал критики. Впрочем были и те, кто нахваливал возможности новой экипировки. Так в чем же плюсы и минусы этого чудо-шлема?

Ценник чудо-шлема колеблется у отметки в 310 тысяч долларов США. За эту сумму можно купить двухместный вертолет Robinson R22. И до этого, стоит отметить, никогда еще детали экипировки не стоили так дорого.

Впрочем, раньше конструкторы и не создавали таких замудреных шлемов. Эта часть экипировки пилота — совместная разработка Rockwell Collins и Elbit Systems. И, кажется, что Lockheed F-35 Lightning II, действительно, можно отнести к пятому поколению истребителей.

Плюсы чудо-шлема

Расскажем только про цифровые новшества. Во-первых, у шлема имеется проекционный дисплей, который встроен в стекло (визор), что защищает лицо пилота. На дисплее отражается важная информация для управления самолетом и для ведения боевых действий. Просто ранее подобное встраивалось не в сам шлем, а в фонарь кабины, так что пилоту нужно было смотреть только перед собой. Теперь он может расслабиться, вертеть головой по сторонам, если надо, информация будет всегда перед глазами.

Во-вторых, в шлем встроена также камера ночного зрения, она интегрирована с дисплеем.

-2

Симулятор F-35 Lightning II(c) Cpl. Michael Thorn

И, в-третьих, это наличие технологии дополненной реальности. Пилоту достаточно бросить взгляд вниз, как перед ним появляется карта земной поверхности и объекты на ней. Также дисплей отображает в дополненной реальности узлы самолета.

А что по минусам?

Без них, как выяснилось, не обошлось. Все-таки этот шлем первый такой.

-3

Пилоты F-35 видят пространство под собой в дополненной реальности. Сопровождающие их F-18 Hornet этой технологией не оснащены.(c) Lt. Darin Russell

Оказалось, что вес такого шлема превысил порог нормы по медицинским требованиям. А ведь тяжелый предмет на голове пилота — это риск сломать шейные позвонки при катапультировании.

Также выяснилось, что новые функции могут капризничать, то зависать, то попросту не работать. Ну, и конечно, заоблачная цена. Она также расстраивает критиков. Впрочем, у создателей экипировки есть и оправдание.

На самом деле при производстве F-35 они немного сэкономили: отказались от проекционного дисплея в фонаре кабины, так как он есть уже в шлеме. А вот по другим пунктам у критиков остались вопросы, ответы на которые пока никто так и не дал.