Эксцентричный заокеанский гений не дает покоя весельчакам всего мира. Движение "Как тебе такое, Илон Маск?" с каждым годом только набирает обороты. Чаще всего к Маску обращаются с несуразными изобретениями. Но ведь на Земле достаточно людей, чьи новаторские идеи могут бросить реальный вызов разработкам миллиардера. О них рассказывает программа "Наука и техника" с Михаилом Борзенковым на РЕН ТВ.
Автомобиль, управляемый силой мысли
Компания Илона Маска Neuralink уже несколько лет трудится над созданием чипа для мозга, который помогал бы двигать предметы силой мысли. Эксперименты проводили на обезьянах и лишь в 2023 году объявили набор добровольцев-людей.
Однако то, над чем сотрудники Neuralink работают в поте лица, уже сделали другие. Группа изобретателей из Германии и США придумали автомобиль, который движется, подчиняясь мысленным командам человека.
"В человеческом мозге сосредоточены миллиарды нервных клеток, которые передают те или иные электрические импульсы. Мы вживили в мозг испытателя микрочип, который считывает эти импульсы и отправляет их на компьютер автомобиля. В кабине есть второй пилот, для страховки, но управляют машиной именно мысли испытателя", – говорит доктор медицинских наук, руководитель проекта по созданию автомобиля на нейроуправлении Скотт Фальчи.
Испытателем в этом эксперименте стал Алдан Зунига – молодой человек, парализованный ниже пояса. За девять лет до этой поездки он попал в аварию, получил травму позвоночника и с тех пор не чувствовал ног и с трудом двигал руками.
"Это потрясающе, чувствовать, как автомобиль мощностью в 850 лошадиных сил становится с тобой одним целым. Стоило лишь подумать, как он набирал скорость или поворачивал", – признается пилот-испытатель автомобиля на нейроуправлении Алдан Зунига.
Справедливости ради нужно сказать, что Алдан управлял машиной не только при помощи нейрочипа. Тот лишь помогал, что называется, "давить на газ". За повороты отвечали датчики в шлеме пилота, а команду на торможение Алдан отдавал, подув в дыхательную трубку. Так что Илон Маск может немного выдохнуть: нейрочип его соперников далек от совершенства.
Чем уникален российский вездеход
Cybertruck – российский ответ самому разрекламированному и долгожданному внедорожнику современности. Прототип футуристичного авто с помпой представили еще в 2019-м, а вот серийный выпуск все время откладывали.
Люди, которые сделали предзаказ, ждут уже несколько лет. Первый автомобиль сошел с конвейера только в 2023 году, но по-настоящему массовое производство обещают наладить в будущем. Российский внедорожник заткнет за пояс американца как по брутальности дизайна, так и по проходимости.
"Здесь есть уникальные вещи. Две рамы лодки герметичные. Закрытый вездеход обладает переломной рамой, задняя и передняя часть у нее полностью герметичные. Трансмиссия проходит через узел перелома, обладает сальниками, через которые вода не затекает”, – отмечает сооснователь компании – разработчика вездехода Валентин Барткевич.
Реки, болота и буреломы вездеходу не страшны. Благодаря гидравлике он способен просто перешагивать через препятствия и практически складываться, входя в повороты. Состоит чудо-машина из двух отсеков – кабины и жилого модуля.
Корпус – из стали, алюминия, композита и поликарбоната. Все детали отечественные – переплачивать за доставку из-за рубежа не придется. В кабине комфортные кресла и бортовой компьютер. Модуль можно укомплектовать по желанию клиента: например, оборудовать спальные места и кухню. И самое главное – с момента подачи заказа до получения готового авто придется ждать чуть больше пары месяцев.
"Здесь есть ряд решений, которые не применялись на сегодня. Они уже сейчас в данный момент патентуются. Эта машина проходит сертификацию, то есть это будет уже заводской экземпляр нашей мастерской с документами, с ПСМом. Его можно будет ставить на учет, ездить по дорогам общего пользования", – уточняет Барткевич.
Антропоморфный робот-помощник
В октябре 2022 года Маск представил антропоморфного робота-помощника и пообещал, что умный механизм будет носить тяжелые грузы, заменять людей на опасных производствах и делать домашнюю работу. А в августе 2023-го электронного андроида представила компания из Техаса. Две руки, две ноги, микросхемы и процессоры – все, как у робота Маска. Только характеристики покруче.
"Наш робот имеет рост 173 сантиметра и весит 73 килограмма. Работая около четырех часов от одного сменного аккумуляторного блока, он способен поднимать 25 килограммов. Для сравнения: роботы Илона Маска еле поднимают 20. Наш робот изначально заточен под задачи, связанные с подъемом и транспортировкой грузов. Хотя на самом деле спектр его возможностей просто огромен", – признается генеральный директор компании – разработчика человекоподобного робота Джеффри Карденас.
Российские мобильные батареи
В 2017 году компания Илона Маска совершила, казалось бы, невозможное – всего за 100 дней построила в Южной Австралии энергохранилище на 100 МВт. Маск поспорил, что успеет уложиться в такие короткие сроки, и пари выиграл. Но вскоре оказалось, пауэрволы – именно так называются мобильные батареи компании – не так мобильны и удобны, как хотелось бы.
“Мы установили у клиента в доме хранилище энергии от компании Илона Маска, но это очень сложно и муторно. А еще она очень тяжелая”, – жалуется сотрудник энергетической компании Джеймс Сэмюэл Физерстоун.
В производстве по-настоящему мобильных батарей конкуренцию Маску могут составить новаторы из России. Они изобрели не просто переносной источник энергии, а аккумулятор и трансформатор в едином корпусе. Но установить его дома так же просто, как подключить телевизор или аудиосистему.
"Зарядить систему можно двумя способами. Самый простой – это взять специальный провод, он включается в обычную розетку, подключается к системе, и таким образом вы можете зарядить ее. При этом вы можете систему в принципе использовать и как обычный бесперебойник. Второй вариант – это подключить солнечные панели. Для этого сзади есть специальный разъем, куда подключаются провода от солнечных панелей напрямую", – говорит генеральный директор компании – разработчика модульного накопителя электроэнергии Юрий Власов.
Заряда такой батареи хватит, чтобы совершить один цикл стирки, четыре часа смотреть телевизор или 15 раз вскипятить чайник. Задача накопителя – не обеспечивать дом круглосуточно, а поддерживать комфорт, когда с электричеством случаются перебои. Если в районе это происходит очень часто, то количество модулей можно увеличить, причем без всякого труда.
"Для того, чтобы аккумуляторы соединить между собой, достаточно просто снять защитные крышки с межмодульного разъема. Вот я делаю это здесь, и так же я делаю на модуле, который я ставлю просто сверху. Вот вся операция. Система автоматически распознает любое количество модулей", – уточняет Власов.
Один модуль весит всего 14,5 килограмма, и увеличивать мощность системы можно практически бесконечно.
Спутники, способные заменить Starlink
Starlink – знаменитые спутники Илона Маска. Но, судя по всему, господству Starlink в небе пришел конец. По крайней мере в этом уверены новаторы из израильского бизнес-парка Airport City. Они готовы бросить вызов Маску и раскинуть собственную, более совершенную космическую интернет-сеть.
"Вот такая тарелка занимает при транспортировке и выводе на орбиту очень много места. Мы предлагаем технологию, при которой антенна гибкая и раскладывается уже на орбите", – рассказывает генеральный директор компании-разработчика наноспутников Раз Ицхаки.
По словам разработчиков, миниатюрные спутники смогут раздавать широкополосный интернет и транслировать теле- и радиосигналы не хуже Starlink. А благодаря компактным размерам их вывод на орбиту обойдется значительно дешевле. Это сделает связь намного доступнее и поможет охватить те регионы, над которыми спутники Маска не летают.
Ракета с двигателем на метане и жидком кислороде
Впрочем, пока израильтяне лишь обещают, а вот китайцы уже делают. И результаты их работы – просто шах и мат американскому гению. В июле 2023 года с космодрома в пустыне Гоби стартовала уникальная ракета. Она взлетела на смеси метана и жидкого кислорода. По мнению экспертов, именно метановые технологии – будущее космонавтики. Топливо дешевое, мощность двигателю дает большую и идеально подходит для многоразового использования.
"Жидкостный метановый двигатель первой ступени обеспечивает тягу 268 т, а вторая ступень использует двигатели для корректировки направления и скорости. Модель успешно вывела тестовый груз на солнечно-синхронную орбиту – это первое в мире достижение такого уровня для ракет на метане и жидком кислороде", – уточняет генеральный директор компании по разработке ракет на метанокислородном топливе Чжан Чанву.
Попытки разработать ракету с двигателем на метане Илон Маск не прекращает уже несколько лет, и пока безуспешно. Так что гению придется напрячься, чтобы его Starship после приземления на Красной планете не встретили более быстрые конкуренты с улыбкой и фразой: "Как тебе такое, Илон Маск?".
О самых невероятных достижениях прогресса, открытиях ученых, инновациях, способных изменить будущее человечества, смотрите в программе "Наука и техника" с ведущим Михаилом Борзенковым на РЕН ТВ.