Найти тему
Aнастасис Ανάσταση

АНАСТАСИС • ВОСКРЕСЕНИЕ

Один из ранних образов Воскресения Христова – символическое изображение Anastasis (греч. Άνάστασις – «воскресение»). Иконографическая схема Anastasis получила широкое распространение в рельефах саркофагов IV века. Она занимает центральное положение в композициях рельефов.

Саркофаг с изображением Anastasis. 350 г.   Музеи Ватикана
Саркофаг с изображением Anastasis. 350 г. Музеи Ватикана

Многогранный и сложный по своей сути образ Anastasis требует внимательного и последовательного прочтения.

Anastasis. Фрагмент рельефа саркофага. 350 г.  Музеи Ватикана
Anastasis. Фрагмент рельефа саркофага. 350 г. Музеи Ватикана

Центральная часть строго симметричной композиции – крест, увенчанный хризмой. Крест Христов представлен как центр и ось всего мироздания. Смерть и Воскресение Сына Божия воспринимается как главное событие мировой истории, дающее вечную жизнь всему человечеству.

Монограмма Христа вписана в лавровый венок, который является знаком победы. Лавровый венок с монограммой Христа, по сути, составляет эмблему Воскресения.

Птицы, клюющие плоды венка, – образы душ праведных, вкушающих райские блаженства. Это есть указание на изобилие жизни, являющейся следствием искупительной жертвы Христа.

В некоторых композициях Anastasis встречается изображение орла с распластанными крыльями, который держит в клюве венок. Древний символ победы – орел – в раннехристианском искусстве приобрел значение торжества над смертью и обновления («обновляется, подобно орлу, юность твоя» – Пс. 102, 5).

Под крестом сидят два стражника, погруженные то ли в сон, то ли в забытье. Согласно тексту Евангелия от Матфея, «стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые» (Мф. 28, 4). Эти две фигуры символическим образом указывают на Гроб Господень, который они призваны стеречь.

На самом верху композиции, по сторонам от креста, – персонифицированные изображения Солнца и Луны. Здесь мы имеем дело с эсхатологическим изображением природы, что согласуется со словами пророка Иоиля: «солнце превратится во тьму и луна – в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и страшный» (Иол. 2, 31). Аналогичное предсказание звучит и в Откровении Иоанна: «солнце стало мрачно как власяница, и луна сделалась как кровь» (Откр. 6, 12).

Таким образом, в очень лаконичном, но содержательном образе соединены три главных события из жизни Богочеловека: страдание (крест), смерть (гроб, на который указывают стерегущие стражники) и воскресение (триумфальный венок, как символ победы над смертью).

Продолжение следует...

❤️ Оставайтесь с нами. Подпишитесь на канал, чтобы нас не потерять. Будем рады вашим вопросам и комментариям!