Найти тему
Тюменская арена

Призёр чемпионата мира по гребному слалому Зульфия Сабитова: «Главная мотивация - попасть на Олимпиаду, но у нас нет выездов за границу»

Зульфия Сабитова и её место силы
Зульфия Сабитова и её место силы

Чемпионка России, победительница первенства Европы, бронзовый призёр чемпионата мира. Титулов много, а человек один. Это всё о самой известной представительнице тюменского гребного слалома Зульфие Сабитовой. Правда, в последнее время девушка как-то неожиданно исчезла из информационного поля. Рассказываем, где она сейчас, беседуем о её славном прошлом и о ближайшем будущем.

Привыкнуть к оседлости

– Я ухожу из спорта…, – огорошила новостью Зульфия. – В декретный отпуск, скоро стану мамой. Это запланированное решение, да и пора, годы идут, мне уже 30. Конечно, повлияло на ситуацию и то, что российский спорт находится под санкциями. Уже не те цели, не тот уровень соперничества, не та конкуренция. Нет стимула, чтобы дальше тренироваться, выступать. В том числе из-за этого приостановила карьеру. С прошлого года не участвую ни в соревнованиях, ни в тренировочном процессе.

– Ну а в будущем планируете вернуться?

– Поживём – увидим.

– Есть мотивация возвращаться?

– Для меня главной мотивацией было попасть на Олимпийские игры, участвовать в чемпионатах мира, Европы, Кубках планеты. Сейчас у нас этих соревнований нет, как и выездов за границу.

– Теперь вас ждёт совершенно новая жизнь. Раньше ведь всё время по сборам, турнирам, ездили по всему миру. А сейчас будете проводить большую часть времени в одном пространстве. Есть опасения перед неизведанным?

– Конечно, небольшой страх был. Понимаю, что это совсем другая жизнь. Но я психологически подготовилась к оседлости. Иногда, конечно, хочется какого-нибудь «кипеша» и драйва. Но, в целом, спокойно отнеслась к переменам. Я же сама к этому пришла.

– Согласитесь, неизвестность пугает? Тем более спортсменов, у которых все распланировано на месяцы вперёд, если не на годы.

– Меня очень хорошо поддерживает муж. Привыкаю потихоньку к другой жизни. Да, порой бывает немного скучно, но думаю, через три месяца будет совсем нескучно.

– Ваш муж тоже спортсмен?

– Нет, но раньше занимался восточными единоборствами.

– Он знал, кто вы такая?

– Говорит, что да. Ему попадалась моя страничка в социальных сетях.

– Вас узнают на улицах, например, либо просто ваше имя на слуху, кто-то в компании говорит, что слышал о такой девушке?

– Честно говоря, не вижу популярности. Обо мне знают только те ребята, кто занимается гребным слаломом. Этим и ограничивается моя известность.

– Не жалеете, что у вас нет такой узнаваемости, как например, у тех же биатлонисток?

– Нет, не жалею. Обидно другое, что о гребном слаломе мало кто знает. Он не такой популярный в Тюмени, в России, как, допустим, в Чехии, в Словакии, во Франции. Там всегда очень много болельщиков приходит на соревнования, а здесь у нас о гребном слаломе мало кто вообще что-то слышал. Когда говоришь, что занимаешься таким видом спорта, смотрят с недоумением, а потом задают вопрос: «Это вы на пластиковых лодках сплавляетесь по горным речкам?» Хотя гребной слалом – профессиональный вид спорта, который есть в олимпийской программе. Начинаешь объяснять, что есть ворота, штрафные очки за их касание и за невзятие ворот. Нужно на время проехать трассу. В общем, много нюансов.

Вода – место силы

-2

– Почему вы вообще выбрали гребной слалом? Он не особо популярен, да и в Тюмени нет естественных условий для занятий этим видом спорта.

– В школу пришёл тренер, когда я училась в третьем классе. Набирал группу, меня это заинтересовало. Вообще, когда делаешь такой выбор, большее значение имеет даже не вид спорта, а фигура тренера. Благодаря нему я осталась в гребном слаломе. Да, я два раза бросала, но всё равно возвращалась.

– Зачем бросали?

– Сперва почему-то послушала своего классного руководителя. У меня начались небольшие проблемы с учёбой, оценки стали хуже. Она сказала, мол, завязывай со спортом, тебе надо учиться. Ну я и закончила, на год. Потом в пятом классе вернулась, какое-то время позанималась и снова бросила. Появились другие интересы. А в седьмом классе (2007 год) приняла окончательное решение остаться в гребном слаломе.

– Чем вас привлёк этот вид спорта?

– Думаю, дело в адреналине. Меня почему-то всегда к воде тянуло, и сейчас тянет. Хожу и постоянно ищу место поближе к воде, даже просто подойти и постоять у берега речки, озера. Я наполняюсь энергией. Вода – моё место силы. Знаю, как пройти какой-то порог, какое течение может быть, опасным или безопасным. Меня всё это привлекает.

– Какое ваше главное место силы, любимая локация?

– Я приезжаю всегда на разные озёра и реки. Меня больше привлекают дикие места. Например, озеро Лебяжье на Червишевском тракте. Оно недалеко от города, плюс там всегда очень мало людей. Можно туда спокойно приехать, посидеть в тишине, устроить себе пикник, помедитировать.

– Город на вас очень сильно давит? Каменные джунгли угнетают?

– Есть такое. Для меня в доме намного лучше, чем в квартире. Я приближена к природе. Можешь из дома выйти в чём угодно, не надо наряжаться, думать, что надеть. Меньше заморочек. Плюс я с детства любила ездить в деревню. Всё лето там проводила. Когда была ребёнком, мечтала о доме, где у меня будет много животных. Сейчас, конечно, так не сделаю. Животных люблю, но слишком большая ответственность. Тем более скоро у нас появится первенец, это намного более важно, чем четвероногие питомцы.

– Когда бываете на природе, какое самое любимое времяпрепровождение? Пикник или просто созерцание пейзажей?

– Я всегда что-то делаю. Даже когда в детстве приезжала в деревню, то не сидела просто на лавочке. Копалась в огороде, что-то собирала, помогала по хозяйству, и мне это нравилось. Прошлой зимой я снег убирала, например, в своём доме. Когда я ещё занималась спортом, для меня это было нормально. Потом появился муж и сказал, что это не моя обязанность. Он меня переучил, за такое уже не берусь. То есть, не могу взять пару пакетов весом по 10 килограммов каждый, супруг рядышком, это его забота. Получается, экстремальный спорт сделал меня мужественной, а супруг – женственной, он очень сильно меня поменял.

– Вы довольны?

– Конечно, я же женщина.

– А вы одиночка?

– Да нет, наверное, я просто не люблю, когда вокруг меня большие скопления людей. Не переношу публичных выступлений, никогда не видела и не вижу себя на сцене, чтобы я толкала какую-нибудь речь на трибуне, это не про меня.

-3

Думать своей головой

– Вы уже много лет в гребном слаломе, выступаете на самом высоком уровне. Но за вашей спиной в тюменском спорте – никого. Не давит психологически, что вы одна тянете эту лямку? Вот вы уйдёте в декрет, и всё, кто будет добывать медали для региона?

– Нет, не чувствую какого-то давления. Для спорта это, конечно, плохо, что после меня никого нет. А собой я горжусь, что добилась того, чего никто в Тюменской области не добивался. Очень надеюсь, что появятся звёздочки ещё ярче меня и будут продолжать прославлять гребной слалом в регионе, да и в России, в целом.

– У вас нет ощущения, что вы достигли успеха в гребном слаломе не благодаря, а вопреки?

– Наверное, да. Многое же от человека зависит. Взять других спортсменов, почему у них нет результатов? Они думают, что если в Тюмени нет оптимальных, естественных условий, тех же горных рек, большого количества каналов, то, значит, вообще ничего нельзя достигнуть. Но ведь гребной слалом развивается и в других городах, можно же попасть в сборную России, там тренироваться и добиваться успеха. Они не смотрят вдаль. У меня была цель попасть в национальную команду, видела, что там есть какая-то перспектива. Добилась этой цели – результаты пошли в гору. С тех пор я в Тюмени очень мало находилась. Мы постоянно ездили то на сборы, то на турниры с национальной командой. Опыт у меня нарастал, прибавлялся за счёт того, что я постоянно соревновалась на европейских каналах международного уровня, тренировалась и состязалась с лучшими.

– Вы много лет выдерживали конкуренцию со стороны топовых слаломистов страны, с чем пришлось столкнуться?

– У меня было очень много трудностей, мало кто меня любит в сборной. Меня хотели постоянно выгнать оттуда. Тренеры. Они очень сильно старались, но я как-то удерживалась на плаву. Конечно, мне помогали, потому что понимали, что я перспективная спортсменка.

– ???

– Не всегда следовала плану.

– Делали всё, что хотели?

– Не совсем так. Бывало, что не прислушивалась. От таких, как я, всегда стараются избавиться, потому что они не придерживаются плана, с ними всегда очень трудно работать.

– То есть, вы себе на уме?

– Точнее привыкла думать своей головой. Например, я начинаю что-то делать, а в сборной этим же самым занимаются только через неделю-две. Я всегда поступала так, как считала нужным.

– А как вы морально выдерживали все эти подковёрные интриги?

– Очень сложно было противостоять такому натиску. Тогда у меня другой характер был, более жёсткий. Да, я пыталась находить общий язык, по сути своей, я неконфликтный человек. Хотела понять, что не так, почему меня хотят выгнать. Порой не справлялась, ломалась. Следствие этого – результатов как ни бывало. Перед соревнованиями и так волнуешься, ещё и тренеры наседают. В итоге ничего не выходит. Они, получается, выигрывают в этой «битве». Но всё равно встаёшь на ноги и идёшь дальше. Близкие и друзья очень поддерживали, давали силы и мотивацию двигаться дальше.

– Вы были в сборной 10 лет, и всё это время шла такая холодная война?

– Лет шесть. Ну я не постоянно попадала в основную обойму, иногда числилась в резервных списках. Порой приезжала в сборную за счёт региона, чтобы постоянно тренироваться и находиться рядом с лучшими, чтобы не потерять тот прогресс, который у меня был.

– Вы ступили на правильный путь, как вы считаете? Просто все тренеры утверждают одно: чтобы спортсмен стал успешным, он должен беспрекословно слушаться своего наставника.

– Да, они все так говорят. Но сами не прислушиваются к спортсменам. Если атлет устал, то они думают, что он просто решил «схалявить», нужно его ещё больше загонять, чтоб он устал ещё больше. А я всегда прислушивалась к себе, к своей интуиции, она меня практически не подводит.

– Какой ваш самый пиковый год, когда вы добились успеха, несмотря на все подводные камни?

– Пожалуй, 2016-й. У меня результат вообще не шёл, весь год получился провальным. Чемпионат России, я на старте. Смотрю на трассу, а в голове проносятся такие мысли: «Ну всё, если сейчас ничего не произойдёт хорошего, то поеду домой, буду завершать карьеру». Финиширую – 1 место. И тут я поняла, что ещё рано заканчивать. С того момента у меня результаты пошли вверх.

– После этого были Олимпийские Игры в Токио в 2021-м, почему вы на них не попали, как и в Рио-де-Жанейро в 2016-м?

– В Бразилию мне рано было ехать в 23 года. Именно после Рио началась моя подготовка к Японии. Но я туда не отобралась – не выдержала конкуренции. Да, находилась в списках, однако на отборочном этапе не смогла справиться со своей головой – перегорела перед ответственным стартом. Это была последняя попытка, нужно было её хорошо проехать. Но, допустила ошибку, и в итоге ничего не получилось. Тяжело, конечно, переживала такую неудачу. Появлялись мысли разные, но я не думала об окончании карьеры, однако понимала, что следующая Олимпиада – это очень далеко.

– Наверное, главная обида в том, что теперь вряд ли удастся попасть на Олимпиаду?

– За страну обидно, за то, что российских спортсменов так ограничивают. У меня есть и достижения на различных турнирах, и имя, а вот самого главного – участия на Олимпиадах нет. Самое важное прошло мимо меня.

-4

Убрать тараканов из головы

– Спортсмены – люди суеверные, у вас есть какие-то ритуалы, традиции?

– У меня раньше столько ритуалов было, и это так забивало голову. Сейчас я считаю, что это всё это ненужная ерунда.

– А зачем тогда вы соблюдали все эти обряды?

– Ну я не сразу пришла к такой мысли. Чем меньше предстартовых ритуалов и загонов, тем проще во время заплыва. Главное – чувствовать себя свежей и подготовленной. Не надо этих заморочек, типа, в душ не сходил – всё плохо. С резиной не позанимался, у тебя тело не готово. Да всё готово, просто надо убрать тараканов из головы.

У парней, например, был такой ритуал: не бриться за день до старта. Девчонки не моют головы. Если сделают это за день до турнира, то гонка не пойдёт, либо перевернёшься в воде. Самое странное, что это всё работало. Видимо, потому что в это все верили.

– Когда вы освободились от таких суеверий?

– Года три назад. С тренером пообщалась и с психологом. Они меня уверили, что чем меньше заморочек, тем проще соревноваться.

– Пользуетесь услугами психологов?

– Конечно, глупо их игнорировать. У нас у многих есть стереотипы, что с психологами работают только какие-то сумасшедшие, с головой не дружащие люди. На самом деле, эти специалисты выручают. Я обращалась к ним за помощью несколько раз. Например, когда папы не стало. Потеряла стимул соревноваться, потому что он был моим самым ярым болельщиком. Всегда меня поддерживал. Хотел, чтобы я приезжала домой только с медалями. Он ушёл – я как будто бы потерялась. И для кого теперь привозить эти медали? Тогда и попросила поддержки у психолога. До этого обращалась после атак тренеров сборной. Когда сильно много на себя берёшь, хочешь какой-то результат показать, но не знаешь, как этого добиться, начинаешь придумывать всё на ходу. Вот тогда тебе очень сильно нужна помощь. Чтобы тебя поставить на рельсы, которые приведут к результату, а не шарахаться из стороны в сторону.

-5

Тонкий педагогический приём

– Родная Тюмень в плане спорта вам многое дала?

– Конечно, очень много. Я в лодку села в родном городе. Большой вклад в меня вложили именно здесь, подготовили к сборной. Очень благодарна первому тренеру – Сергею Александровичу Токмакову. Хотя поначалу он в меня не особо верил. Как только я пришла в спорт в 2007-м году, посадил меня в лодку в самом начале канала, сказал, чтоб я вот здесь покаталась. А сам со старшими пошёл пониже, где течение было посильнее. Я долгое время тренировалась одна. Он давал задание, например, сделать 20 кругов вверх-вниз, по прямой проехать и так далее. Меня это очень задевало, прям сильно бесило.

Но я понимала, почему он не уделял мне достаточно времени. Тренер один, нас много, плюс он делал акцент на более перспективных ребятах высокого уровня. У них уже всё получалось, а я ничего не умела, просто каталась туда-сюда. И тогда я поняла, что если чего-то сильно хочешь, то просто делай, и всё. Очень много наблюдала за старшими спортсменами. Как они ездят, что делают, и повторяла всё за ними, копировала. Потом Сергей Александрович увидел результат. У меня, вроде, неплохо получалось. Здесь подправить, тут подкорректировать, и всё будет норм. И тренер начал больше заниматься со мной, подпускать меня к основной группе. Я приблизилась по своему уровню к перспективным ребятам.

В итоге Сергей Александрович поставил мне технику гребли, которая и помогла добиться всех значимых результатов в карьере. Он дал мне всё, что мог. Я очень благодарна ему. Если бы его не было, я бы вообще не осталась в гребном слаломе и ничего бы не добилась.

– Получается, то, что он делал, это тонкий педагогический приём?

– Не знаю, что это было, но такая тактика явно сработала.

Достижения Зульфии Сабитовой

2012 – золото первенства России до 24 лет

2013 – бронза первенства Европы

2014 – бронза первенства Европы

2015 – золото Кубка России

2016 – золото чемпионата России

2021 – бронза чемпионата мира

2022 – золото чемпионата России

2022 – золото Кубка России

Текст: Константин Лубин

Фото: Виктория Ющенко