Вопрос: Сын проводит все свободное время с друзьями, часто возвращается со ссадинами, побоями. Что я могу сделать?
Ответ психолога:
В данном случае все зависит от эмоционального фона ребенка.
1) Если он улыбается, смотрит в глаза, не избегает контакта, у него хороший аппетит, то ссадины и «побои» могут быть результатом занятий каким-либо видом спорта, в том числе экстремальным. Ребенок может не хотеть об этом говорить, если родители боятся подобных увлечений и испытывают по этому поводу какие-то страхи, тревоги и напряжения. Когда родители пребывают в иллюзии относительно собственного ребенка, а также того, как устроена современная жизнь, ребенок будет врать, чтобы не расстраивать родителей.
Морализаторство со стороны родителей и долгие разговоры тоже не дают никаких положительных результатов и только создают между родителями и ребенком пропасть. Невозможно дать ребенку все инструкции – как вести себя в той или иной ситуации.
Вопросы что хорошо и что плохо не должны быть только правилами, они должны быть понятны на уровне чувств. В этом хорошо помогает классическая литература и реальные жизненные ситуации, которые нужно с ребенком обсуждать.
Зачем в школьной программе обязательно присутствует произведение Тургенева «Муму». Прочитав самостоятельно (не краткий пересказ, а целиком) – ребенок ужасается тому, что чувствует человек, над которым издеваются, какую боль приносит смерть живого существа - собачки. Это чувство лучше прожить в литературе, чтобы потом не пришло в голову применять насилие и издевательство к другим.
Невозможно поставить ребенку свою голову. Ребенку нужно набить свои шишки с вашей поддержкой, чтобы появилось собственное понимание того, как устроен мир и какие есть у него самого сильные и слабые стороны.
2) Другой вариант – если ребенок не смотрит в глаза, избегает контакта, у него пропал аппетит, говорит, что все нормально – он также хочет, чтобы от него отстали. Возможно, в данном случае он действительно попал в плохую ситуацию, когда над ним издеваются, но он не видит возможности в том, чтобы родители могли как-то ему помочь.
У ребенка должен быть взрослый, с которым он может поделиться и обсудить волнующие его темы. Если такой взрослый в семье отсутствует – им может стать наставник (например тренер, учитель или психолог).
Также важно, чтобы родители указывали ребенку на его сильные качества. Это поможет ему быть более уверенным в себе, знать свои сильные стороны, которые помогут ему преодолевать жизненные трудности.
В любой ситуации, лучшее, что может сделать родитель – создать доверительный контакт со своим ребенком. Самое главное – говорить ребенку о своих чувствах и опасениях, а не ругать его. Например так: «я вижу у тебя ссадины, и я волнуюсь. Ты ничего не говоришь и от этого я начинаю придумывать всякое. Я хочу тебе как-то помочь, но не знаю как». После этого важно ничего не говорить, не допытываться до ребенка, а дать ему возможность обдумать то, что вы сказали.
Такой разговор поможет ребенку понять вас. Если при этом ребенок продолжит молчать, попробуйте снова заговорить с ним о ваших чувствах в следующий раз.
Родители не могут уберечь ребенка от жизни, но могут помочь ему жить. Стратегия запретов и попыток избежать опасных ситуаций сама по себе не работает. Важно подготовить ребенка к тому, как он сможет себя повести, на какие свои качества опереться в столкновении с трудным выбором.
материал подготовили: Марианна Прудникова и Юрий Семушкин
8 декабря 2023