Найти тему

Ленин – не прошлое, а настоящее и будущее!

Коллаж с сайта RKRP.SU, из открытых источников в интернете
Коллаж с сайта RKRP.SU, из открытых источников в интернете
Уважаемые товарищи!
Мы с вами знаем, что Владимир Ильич Ленин — это не просто человек, живший в конце 19 и начале 20 века. Вклад Ленина в теорию и практику марксизма, в историю нашей страны, в развитие всех основных мировых политических и экономических процессов современности очень велик. Не только коммунисты, но и сознательные рабочие, а также многие многие левые нашего времени считают себя продолжателем дела Ленина. Все национально-освободительные движения планеты, все антифашисты и борцы с империализмом изучают ленинское теоретическое и практическое наследие, поскольку именно это является залогом правильного понимания явлений текущей стадии капитализма. Даже буржуазные политики всё время вспоминают вождя, не забывают и про СССР, страну, у истоков которой стоял Ленин и его соратники. Не могут капиталисты успокоиться и хотя бы ненадолго стереть из своей памяти то, что стало началом конца для всего буржуазного строя.
Идеологическая комиссия ЦК РКРП решила опубликовать серию статей на тему Ленина и ленинизма. И не для того, чтобы вспомнить Владимира Ильича как исторического деятеля прошлого. А затем, чтобы показать именно актуальность Ленина и его дела.
Открываем данную рубрику статьёй, авторы которой — товарищи Александр и Роман Кропы — как раз и обосновали главную тему всей серии.

Ленин – не прошлое, а настоящее и будущее!

Наверняка не только авторы этих строк заметили, что руководители России, начиная с Путина, перед каждым серьёзным шагом дежурно ругают Ленина. Если бы мы просто хотели доказать, что Ленин актуален и сегодня, то на этом можно было бы остановиться. Эта постоянная ругань и есть лучшее доказательство того, что Ленин продолжает оставаться актуальным. Через 100 лет после смерти Владимира Ильича его идеи и дела пугают врагов и нуждаются в постоянном, хотя и весьма неуклюжем, опровержении. Но здесь мало простой констатации факта. Нужно понять, почему так происходит, почему ленинские мысли и выводы привлекают внимание и занимают умы немалого количества людей? Почему коммунисты, решая какую-либо проблему, в первую очередь смотрят, что по этому вопросу писал Ленин, как ленинские выводы и действия можно применить в современных условиях?

Ленинское наследие велико и многогранно. Он внёс огромный вклад и в философию, и в экономику, и в теорию социалистической революции, и в вопросы построения марксистской партии. Наверное, невозможно требовать, чтобы каждый человек, даже каждый коммунист подробно знал все работы Ленина. Но понимать систему его взглядов, знать основные ленинские принципы необходимо. Без этого невозможно понять, насколько взгляды Ленина соответствуют сегодняшнему дню, почему они и сегодня остаются основой нашего мировоззрения. Попробуем кратко (а в одной статье это можно сделать только кратко) разобрать, почему выводы Ленина остаются актуальными и сегодня.

Философия. В начале ХХ века в работе «Материализм и эмпириокритицизм» Ленин дал бой набиравшему популярность субъективному идеализму. Он вскрыл всю несостоятельность этой философии, убедительно доказал, что мир не может зависеть от желания и воли отдельного человека, что управляют этим миром объективные материалистические научные законы. Сегодня субъективный идеализм вновь лезет изо всех щелей. Но Ленин дискутировал с такими выдающимися философами, как Юм, Мах или Авенариус. Сегодня же чаще всего приходится иметь дело с крикливо-истеричными, упрямыми и агрессивными людьми, ничего не понимающими в сути дела, но поднимающими в качестве высшей ценности своё «мнение», своё «ящетаю». Именно такие люди с пеной у рта отстаивают «мнение», что Земля плоская (и я не желаю знать ваших фактов!), что пол человека определяется его «ощущениями», а не характером его гениталий (и полов, якобы, может быть сколько угодно!). И таких людей всё больше. А самое страшное, что их всё больше среди школьных учителей. Детям с «младых ногтей» прививают убеждения, что мнение и ощущение выше фактов, что научный спор можно решить с помощью «ящетаю» и т.п. Одновременно в обществе внедряется стремление в первую очередь защищать права отдельной личности, права меньшинства. Другими словами, отстаивается право одного человека диктовать своё «мнение» многим, право меньшинства навязывать свою волю большинству.

Между прочим, такое мировоззрение – это ещё очень удобный способ делить людей «по мнениям», заставлять их тратить энергию на борьбу за всякие BLM и BDSM вместо того, чтобы объединить усилия в борьбе против своих угнетателей. С таким мировоззрением, со всей этой отрыжкой субъективного идеализма нужно бороться, и борьба эта будет совсем не простой. И фундаментом этой борьбы могут быть только философские взгляды Ленина.

Одной из форм приложения философии является мораль, нравственность. А также связанные с этим понятия справедливости, добра, зла и т.п. И здесь без Ленина опять не обойтись. Ибо именно Ленин в своей знаменитой речи на III съезде комсомола сказал, что коммунисты не признают нравственности, основанной на внечеловеческих, внеклассовых понятиях. Уже тогда крупнейшие философы мира обратили внимание, что Ленин первым в истории поднял вопрос о проверяемости морали. Прошли десятилетия – и нам вновь навязывают «внеклассовую» мораль, являющуюся в действительности моралью класса буржуазии. Нас пытаются уверить, что нравственность – это право эксплуатации одного класса другим. И что это – единственная в мире справедливость, единственная в мире нравственность, а другой нет и быть не может. В защите этой «справедливости» буржуазия и её идеологи весьма изобретательны, и иного ждать не стоит. Потому что под видом защиты морали и справедливости они защищают свои деньги, своё «священное право» грабить трудящихся, грабить другие народы. И мы должны уметь убеждать людей, что мораль имеет классовый характер, что в любом обществе нравственность защищает интересы правящего класса, а справедливым объявляется то, что хорошо для правящего класса. Как разнятся интересы буржуазии и рабочего класса, так разнится и их мораль. Всё в точности так, как и говорил Ленин.

Анализ капитализма. В своё время в работах «Развитие капитализма в России», «Империализм как высшая стадия капитализма» и ряде других Ленин провёл блестящий анализ капитализма и империализма. Разумеется, конкретные расчёты и конкретные факты, приведённые в этих работах, сегодня уже во многом устарели. Но остаются актуальными основные свойства и закономерности империализма, выявленные Лениным более ста лет назад. Мы по-прежнему видим, что нет никакого особого исторического пути России в капиталистическом мире – есть общий путь всех стран. Конечно, все страны, включая Россию, проходят этот путь с какими-то национальными особенностями, но эти особенности вторичны по сравнению с общими законами. Новый русский капитализм возник из тех же преступлений, что и капитализм западный. И он существует за счёт такой же зверской эксплуатации рабочих, как и капитализм западный.

Заметим, что закономерности, открытые Лениным, не просто сохраняются – они обостряются и усиливаются. Ещё теснее слились промышленный и банковский капитал. В ведущих странах вывоз капитала ещё сильнее преобладает над вывозом товаров. Вышла на новый уровень борьба за передел мира. Борьба эта после развала СССР прошла через несколько стадий. Сначала США смогли установить свой контроль над всем миром, смогли сделать весь мир зоной своих интересов. Но такое положение вызвало явное недовольство во многих странах, в том числе в России. Это недовольство зрело постепенно и в последние годы вылилось в «бунт на корабле». Целый ряд стран сейчас стремится выйти из-под влияния США, а США стремятся вернуть всё по местам, в том числе открытой военной силой и террористическими актами. Конечно, во времена Ленина акции, подобные взрыву «Северных потоков», были вряд ли возможны. Но это опять-таки частности, не меняющие основных закономерностей. Чем закончится эта борьба, мы сейчас сказать не можем. Однако очевидно, что при любом исходе властвовать в мире будут по-прежнему крупные дельцы. Очевидно также и то, что современный анализ обстановки нужно будет вести на базе ленинских закономерностей.

В полной мере работает и ещё один ленинский закон: закон неравномерного развития стран при империализме. Особенно ярко этот закон выражается в бывших колониях капитализма. Завоевав формальную независимость, эти страны тут же оказались в финансовой кабале своих же прежних хозяев. Новыми методами бывшие колониалисты добились старого результата: нещадной эксплуатации прежних колоний, вывоза из них дешёвого сырья, постановки у власти послушных правительств. Это империализм продолжает держать страны Африки в голодном и неграмотном состоянии. Это империализм на рубеже ХХ и XXI веков спровоцировал в той же Африке страшную войну всех против всех, принесшую страшные беды жителям континента, а самое главное – помешавшую им объединиться для совместной борьбы. Выйти из этого заколдованного круга в условиях капитализма невозможно. И пусть у Ленина нет и не могло быть ни одного слова про неоколониализм. Но жизнь рано или поздно заставит африканские страны продолжить борьбу и прийти в этой борьбе к ленинизму.

Построение партии, вопросы дисциплины. Одна из величайших заслуг Ленина – построение сильной, сплочённой, боевой марксистской партии, способной бороться за власть в императорской России и взять эту власть. Сегодня нам предстоит вновь пройти тот же путь, хотя и в других условиях. И опыт Ленина здесь особенно актуален. А наш собственный опыт последних лет доказывает особое значение вопроса партийной дисциплины. Слишком часто сталкивались мы с ситуацией, когда мелкое личное самолюбие ставится выше воли и интересов партии. Слишком часто как отдельные (и весьма заслуженные) члены партии, так и целые организации вели себя по принципу: или по-нашему или никак! Не желая работать в меньшинстве и выполнять решения партии, они демонстративно выходили из партии. А вот Ленин выполнял решения IV съезда РСДРП, на котором победу временно одержали меньшевики. Это не было пассивным выполнением, он критиковал эти решения в партийной печати, добивался их отмены, но выполнял их. И это ленинское поведение должно быть примером для всех нас. Пока решение по какому-то вопросу не принято, возможна любая дискуссия (разумеется, с соблюдением норм корректности и уважения), даже с выносом её во внепартийные СМИ. Но как только решение принято, оно становится законом для всех членов партии – и согласных и несогласных с ним. Выполнять – обязательно, критиковать и добиваться отмены – можно, но только в партийных СМИ (возможны и другие ограничения по ситуации), выносить во внепартийные СМИ – недопустимо. Только соблюдая ленинские нормы партийной дисциплиной, мы сможем стать по-настоящему сильной и способной победить партией.

Вопросы связи с рабочим движением. Это тоже очень важный сегодня вопрос. И здесь тоже остаются актуальными принципы, разработанные Лениным более века назад. Мы должны работать в любой организации, где есть связь с пролетарской и полупролетарской массой. Как бы эта конкретная организация ни была нам противна, как бы она ни была аполитична, как бы ни было настроено против коммунистов её руководство, а работать в ней всё же надо и надо использовать возможности такой работы для пропаганды среди рабочих. Конечно, и здесь ситуация изменилась. Вряд ли для нас допустимо работать в откровенно фашистской или откровенно террористической организации. Но основные принципы, выработанные Лениным, остаются абсолютно правильными, и мы должны ими руководствоваться. В том числе нам надо использовать любую возможность для избрания наших товарищей в представительные органы государственной и местной власти. Не для того, чтобы изменить ситуацию в стране через «свободные демократические выборы», а для того, чтобы иметь лишнюю возможность для пропаганды и связи с рабочими. Не делать это главной целью, но не упускать такую возможность, если она представится. Ленин говорил и об этом тоже.

Нельзя играть! Сегодня мы видим, что высказывания и выводы Ленина куда шире и глубже, чем это казалось раньше (может быть и самому Ленину!). Всё чаще и чаще мы видим, что ленинские мысли, высказанные по одному поводу, вполне применимы и в других, казалось бы, весьма далёких, ситуациях. Например, хорошо известны слова Ленина: «С восстанием нельзя играть». Но сегодня мы видим, что эти слова относятся не только к вооружённому восстанию, но, например, и к СВО. Оказывается, с СВО тоже нельзя играть, к ней тоже в полной мере относится это ленинское правило. Или не начинай подобные вещи, или, если начинаешь, будь готов идти до конца, не считаясь с жертвами (особенно со стороны противника). Те, кто принимал решение о начале СВО, либо не знали ленинского правила, либо не посчитались с ним. В результате мы получили переход войны в практически неподвижное состояние, в войну на взаимное истощение. Учитывая, что экономические возможности России намного ниже возможностей объединённого Запада, исход такой вялотекущей войны может оказаться совсем не таким, на который рассчитывали российские власти, вплоть до поражения России.

Как буржуи используют опыт Ленина. Между прочим, анализ событий последних лет показывает, что империалистическая верхушка знакома с работами Ленина и неплохо использует выведенные им закономерности, хотя, конечно, никогда в этом не признается. Западные кукловоды многочисленных «цветных революций» (Грузия, Ливия, Египет, украинские майданы и пр.) явно были хорошо знакомы с ленинским правилом «С восстанием нельзя играть!» и довольно умело им пользовались. Грамотно они применяли и другое ленинское правило вооружённого восстания: переход к обороне недопустим, каждый день необходимо добиваться пусть маленьких, но успехов. Похоже, что и российские руководители, хотя и ругают Ленина при каждом удобном случае, но кое-что из его наследия усвоили. Ту же СВО они ведут исключительно элитными соединениями и не привлекают основные силы армии. Не потому ли, что понимают: ввод основных сил может привести к массовому вооружению народа и, как следствие, к социалистической революции? Похоже, что Ленин актуален не только для нас, но и для наших классовых противников. Вот только не оказаться бы нам в этом вопросе «в отстающих»!

О справедливых войнах и лозунге поражения своего правительства. Начавшаяся СВО, необходимость дать ей марксистско-ленинскую оценку стала трудной, но весьма полезной проверкой для коммунистических (или называющих себя таковыми) сил. Развернувшаяся в связи с началом СВО полемика левых сил и различных коммунистических партий показала разницу между стремлением применить ленинские методы к конкретной обстановке и начётническим, формальным подходом к ленинскому наследию. На первом пути ошибки возможны, на втором – неизбежны, как неизбежен и политический крах сторонников такого подхода.

Разница выявилась уже при оценке справедливости этой войны. Те, кто видел лишь ленинское перечисление справедливых и несправедливых войн, кто не учитывал новых реалий, возникших за 100 с лишним лет, дружно пополнили ряды «нетвойнистов». Те же, кто видел прежде всего ленинский метод определения справедливых войн (можно ли считать войну прогрессивной, служащей интересам пролетариата? из-за чего ведется данная война? какую политику продолжает война?), пришли к выводу, что война с фашистским режимом на Украине является справедливой войной. Ленин ничего о фашизме не писал, потому что в ленинское время фашизма ещё практически не было. Последующие же события (включая Вторую Мировую войну) показали, что война с фашизмом является справедливой войной, даже если её ведёт буржуазное государство. А мы сегодня обязаны учиться у Ленина умению в любом явлении видеть суть, а не только внешние признаки.

Здесь мы вплотную подошли к ещё одному положению Ленина и большевиков – к лозунгу поражения своего правительства в империалистической войне. Начётчики и «нетвойнисты» сделали этот лозунг своим, можно сказать, боевым слоном. Правда, при этом дружно сделали одну ошибку: забыли заглянуть в первоисточник. Между тем, Ленин в работе «О поражении своего правительства в империалистской войне» (1915 г.), написал следующее: «Кто серьезно хотел бы опровергнуть лозунг поражения своего правительства в империалистской войне, тот должен был бы доказать одну из трех вещей: или 1) что война 1914-1915 гг. не реакционна; или 2) что революция в связи с ней невозможна; или 3) что невозможно соответствие и содействие друг другу революционных движений во всех воюющих странах». Заменим 1914-1915 годы на 2022-2023 и посмотрим на сегодняшнюю ситуацию.

Первое. Если мы признали войну с фашизмом справедливой, то сегодняшняя СВО не реакционна, по крайней мере, не вполне реакционна. Второе. Говоря о возможности революции в России сегодня, мы вынуждены смотреть правде в глаза. Кризиса верхов (того самого «верхи не могут») сейчас явно нет, то есть нет и революционной ситуации. Нет нужной активности рабочего класса, а также (горько, но факт!) нет у него и сильной партии-авангарда. Другими словами, революция в связи с СВО вряд ли возможна.

Ленин требовал доказать «одну из трёх вещей», а доказаны практически две. Это значит, что лозунг поражения своего правительства сегодня (именно сегодня – в другой ситуации будет по-другому) неуместен. В случае поражения путинского правительства вероятность получить в России откровенно фашистский режим значительно выше вероятности социалистической революции. Между прочим, мы должны предусматривать возможность худшего исхода и заранее готовиться к такому обороту событий.

«Марксизм не догма, а руководство к действию». Именно эта ленинская мысль является, пожалуй, самой актуальной из его наследия. Слишком много в последнее время появилось коммунистов, которые в любой обстановке в первую очередь ищут готовые решения у Ленина. Слишком часто они бездумно видят в работах Ленина конкретные особенности конкретного момента и даже не пытаются определить, насколько эти особенности соответствуют сегодняшнему дню. Это про таких людей Ленин сказал в своей знаменитой речи на 3-м съезде комсомола: «Если бы только изучение коммунизма заключалось в усвоении того, что изложено в коммунистических трудах, книжках и брошюрах, то тогда слишком легко мы могли бы получить коммунистических начетчиков или хвастунов». Чтобы не стать такими начётчиками и хвастунами, мы должны научиться находить и брать у Ленина метод, главный принцип, а не особенности ситуации 100-летней давности. Не искать у Ленина рецепт или алгоритм, а учиться применять ленинские положения к реалиям сегодняшнего дня.

Это нелёгкий путь. На этом пути мы – можно не сомневаться – набьём себе немало синяков и шишек. Но только на таком пути возможна победа. Только на таком пути Ленин не превратится в древнюю икону, а останется актуальным везде и всегда, в любом месте и в любое время. Как это и должно быть!

Александр Кроп, Роман Кроп