Я поговорила с сотрудниками московской антикварной галереи "Однажды" — владельцем галереи Антоном Лукьяновым и арт-директором Анной Бурыкиной о секретах их бизнеса и всяческих забавных историях.
О сапфире, в котором был заключен дух предыдущего владельца, о картине "Грачи прилетели" за тысячу рублей, о золотых часах, на которых обменяли трехкомнатную квартиру, о том, как люди реагируют на "предметы из кабинета Сталина", почему надо "замыливать" попы у амурчиков и о том, чем в антикварном бизнесе полезен IT.
Кто и зачем приходит в ваш антикварный магазин?
В основном наши постоянные покупатели — это коллекционеры чего-либо. Также к нам часто приходят люди в поисках подарков, поэтому у нас есть и подарочная упаковка, и возможность создания гравировки с подарочной надписью.
Забавно, но нас очень любят врачи. У нас есть даже такая формулировка: "терапия антиквариатом". Люди говорят, что они так отдыхают. Примерно раз в месяц возвращаются, покупают, получают удовольствие от процесса. Бывает, что новые покупатели к нам заходят с робостью… Существует стереотип, что у нас все очень дорого, вывеска «Антиквариат» на входе отпугивают, а ведь у нас и антиквариат, и винтаж, поэтому ценовая политика может быть от 1000 рублей до миллиона и выше. Бояться не надо.
Как вести себя в антикварном магазине?
Если человек приходит с ребенком, то ребенку нужно объяснить, что нельзя бегать, брать все подряд. В принципе у нас все витрины открытого типа, мы позитивно относимся к тому, чтобы люди брали и смотрели предметы, но все-таки нужно, чтобы понимали, что вещи хрупкие. Работа с антиквариатом предполагает мягкие движения, и резкость может привести к плачевным результатам.
Как вы «калибруете» людей, которые приходят, по одежде, по манере себя вести?
Все очень по-разному. Очевидно, когда приходят дилеры. Причем часто бывают «токсичные» дилеры. Это люди, которые начинают с критики. Их задача — купить у нас дешевле и продать со своей маржой, поэтому они начинают критиковать наши цены. Но есть и такие, кто просто работают на индивидуального клиента и абсолютно контактен, они выбирают определенную категорию товаров.
Интересно, когда люди приходят, чтобы купить подарок. Чем хорош антиквариат — это часто необычный предмет, вдобавок, по нему без специальных знаний невозможно сразу догадаться, насколько он ценный, одаряемый не будет понимать, насколько велика стоимость дара.
Недавно продали туфельки гейши, с деревянными колокольчиками, 30-го размера. Мы ездили на европейскую закупку, увидели там в витрине туфельки гейши, подумали, что это очень необычный предмет и стоит его купить, чтобы разместить в галерее. Довольно быстро нашелся на них покупатель.
Что-нибудь вызывает у вас изумление в клиентах?
Мы недавно сделали зону распродажи живописи. Сложили туда все картины, графику и постеры, по 1 тысяче рублей. Там был плакат, печатный, советского периода, по Саврасову — «Грачи прилетели». Это совершенно массовая продукция. Пришел человек, молча осмотрел и ушел. И на следующий день пришел со своим искусствоведом-консультантом, и шепотом начал спрашивать: «это правда оригинал?» Я могу себя представить на месте искусствоведа, которому задают такие вопросы…
Чем антиквариат отличается от винтажа, кроме цены?
Это вопрос философский в принципе. Категорично на него ответить невозможно. Кузнецовская тарелка конца XIX века формально – антиквариат. Но она может стоить и тысячу рублей, и две, и сорок — в зависимости от серии, от редкости, росписи, деколя и так далее. Конечно, если говорить о «тяжелом люксе», антиквариате полноценном, то он должен обладать почтенным возрастом, культурной ценностью и дополнительными характеристиками: авторский, редкий предмет.
Вы не только продаете антиквариат с винтажом, но ведь и принимаете вещи от сдатчиков. Тяжелое это дело?
Иногда психологически. Один человек регулярно, года два подряд, несмотря на все отказы, мне предлагал купить сапфир, в котором заключен дух бывшего владельца. Он показывал мне фотографию с очертаниями — «посмотрите, видно же лицо в этом сапфире». Еще брошь предлагали. Это был вроде лазурит… И он мне говорит: «Я вижу здесь Наполеона. Это заказной предмет для Наполеона». А это была обычно советская брошка, и на обратной стороне просто шлифовка природного камня.
Люди часто думают, что любой старый предмет – это антиквариат. Могут показывать какой-нибудь камень, присылают на оценку фотографии мусора на балконе. Приходится иметь дело с разными категориями граждан…
Мне подруга как-то говорит: ты такой счастливый человек: смотришь на предмет и сразу представляешь его ценность. А я, к сожалению, скорее смотрю на предмет и сразу вижу отсутствие ценности, которую вкладывают в предмет люди. Постоянно мы сталкиваемся с тем, что люди переоценивают, например, золотые часы. В том числе, такое происходит и с близкими друзьями. Например, один приятель мне сказал: «Я хочу продать часы. В свое время эти часы обменяли на трехкомнатную квартиру на Кутузовском». Поверьте, эти часы не обладали никакой ценностью. Я не знаю, как это происходит. Происходит такая аберрация, синдром Манделы, видимо. Самое неблагодарное дело — оценивать золотые часы. Хочется сразу отказывать, потому что люди всегда оказываются разочарованными.
Как к вам приносят вещи, как вы на них смотрите?
Оцениваем. Необходимо понять, как много придется реставрировать. Редко когда предметы приходят в идеальной сохранности. У нас есть картины, от холста которых оставалось буквально несколько клочков. Фарфор часто реставрируем, стекло. Также у нас в мастерской на реставрации есть ряд предметов мебели и металла.
В число реставрационных работ входит удаление старых подарочных надписей. Мы удаляем старые надписи на фарфоре (в советское время их часто подписывали). Гравировка традиционно снижает ценность антикварных вещей. Это вам не автографы авторов на редких книгах. Покупателем эта чужая личная история, следы бытования, психологически заносится в дефекты. Если люди видят гравировку, то они просят скидку, как будто увидели трещину. Исключения — заводское клеймо или клеймо мастера-монограммиста. Сами мы, когда делаем подарочные надписи, специально изготавливаем их легко обратимыми.
Можете описать ваш «производственный процесс» приемки товаров на реализацию?
По этому адресу, здесь в галерее, мы вещи не приобретаем. Все стандартно: нам присылают вещи, сначала фотографии, на оценку, мы их оцениваем, покупаем, после решаем — либо отреставрировать, либо, если в хорошей сохранности, сразу моем, описываем, фотографируем, присваиваем QR-код, ставим на полки.
Кстати, наше достижение: очень большой процесс работы — описание каждого предмета QR-кодом. Полтора года назад мы столкнулись с негативным отношением к нашему QR-коду. У нас были совещания, на которых мы думали, не отказаться ли от них. Физически отказаться невозможно, потому что это система хранения, как в музее, с инвентарниками. Вдобавок нас же не только здесь стационарный магазин, но и представительства онлайн на многих площадках. Когда в них «черная пятница», например, физически невозможно сразу переклеить 6 тыс. ценников с новой ценой. QR-коды вместо ценников – большое удобство, но вначале рынок не был готов, люди пугались, и даже впадали в агрессию.
Как происходит ценообразование?
Мы все делаем тщательно, процесс от получения вещи до выставления в продажу очень «бдительный». Предмет осматривается, моется, чистится, реставрируется при необходимости, описывается, в фотостудии фотографы его специально фотографируют, кладовщик его выставляет на полку, либо на место хранения, и эти все процессы очень трудозатратны. На это уходит от нескольких дней до нескольких недель, однако некоторые предметы до полугода могут находиться на реставрации. Стоимость процесса доведения «до полки» в итоге может быть сопоставима со стоимостью предмета. Вдобавок, мы все делаем открыто: не просим расплатиться налом или переводами (в отличие от типичных антикварных лавочек), то есть платим налоги, что влияет на цену.
Некоторое время люди были недовольны тем, что у нас была завышена цена на дешевый сегмент (предметы за 2-3 тысячи рублей). У нас больше тысячи рублей уходило только на эти траты по его доведению до прилавка. В итоге мы облегчили этот процесс, минимизировали траты. Сотрудники только фотографируют на телефон, минимальные вложения в предмет с нашей стороны. И этот сегмент у нас стал более конкурентноспособным в зоне распродаж. Кто-то из клиентов сравнил нас с Ашаном: «вы как Ашан в антиквариате», убили всю эту историю с поиском. Ведь для многих это как охота: люди хотят найти на полке, отмыть, атрибутировать и желательно — очень бюджетно — купить шедевр. А мы все это поставили на поток. Однако как раз для такой категории покупателей, которые любят порыскать, у нас есть зона распродажи.
Те затраты, которые бывают у нас, редко бывают в других местах. Тот же отдел клининга, мойка предметов.
Чистят ауру?
Многие действительно в это верят. Но даже с точки зрения эстетики… Мне бы не хотелось, чтобы люди, которые покупают антиквариат, представляли, в каком виде он иногда доходит до нас. Особенно если много мебели старинной, она очень специфично пахнет. В галерее мы раньше расставляли благовония, чтобы это убирать.
Сколько времени в среднем вещь ищет своего покупателя?
Категория товаров за 5-7 тысяч рублей продается за 20-30 дней. Вещи за 10-20 тысяч рублей – могут месяц простоять, а вещи за 50-100 тысяч рублей ищут своего покупателя дольше, потому что психологически проще потратить 5-7 тысяч. А то, что касается 100 тысяч — человек должен для себя оправдать эту покупку, например, инвестиционной ценностью. Либо он должен созреть на эту покупку. Это непростое решение для людей, поэтому товар может стоять и полгода, и год, и дольше. Мне кажется, это, наоборот хорошо. Некоторые товары мы не спешим продавать, потому что они украшают галерею. Мы их любим, ценим, любуемся.
Есть какая-то особенная категория товаров, которая требует специального обращения?
Людей часто «бомбит» от Наполеона, Гитлера… Нацистская символика, конечно, запрещена. Это большая сложность: например, существуют антикварные тарелки с символикой SS, что с ними делать? Как их фотографии выкладывать в онлайн-магазин, не нарушая закон? Наполеон — это распространенное направление собирательства, причем несмотря на прошедшие века, он все еще актуален для людей с подвижной психикой.. Я помню, как много лет назад на антикварном салоне, когда я представляла галерею французского антиквариата, у нас были две парные тарелки с портретом Жозефины и Наполеона. И к нам пришел мужчина, который физически хотел разбить эту тарелку. Он кричал: «Вы бы еще Гитлера разместили!» Кстати, на Сталина тоже довольно часто реагируют. В соцсетях пишут: «Зачем вы говорите про Сталина, он кровь пил!!!». Однажды я давала интервью, где сказала, что часто нам предлагают товары «по семейной легенде из кабинета Сталина». К этому мы получили кучу комментариев о том, что «оправдываем репрессии».
Фарфор с нацистской символикой пользуется спросом?
Мы этим не занимаемся. Военная тематика, говорят, очень прибыльное направление – просто это не наша эстетика. Есть и другие подпольные категории: вот, госнаграды люди подпольно продают, это незаконный рынок.
Если нам попадается нацизм, то это больше декоративно-прикладное. Например, у нас есть эскиз декорации, где свастика во всю сцену. Поэтому нас на сайте она выложена с цензурированием изображения. На злобу дня: вот у нас маркет-плейсы запретили обнаженку, а статуэтки женские фарфоровые… они почти все такие! Это грозит штрафом.Так что теперь у нас есть специально обученный человек, который ходит с блокнотиком и помечает всех обнаженных, а потом мы их «вылавливаем» в старых загрузках на наш сайт и другие маркет-плейсы.. Это, на мой взгляд, ужасно. Даже у амурчиков попы «блюрить» надо! Мы попытались воспользоваться этой ситуацией себе во благо и призываем всех приходить в галерею. Антиквариат всегда лучше посмотреть, потрогать, подержать в руках, потому что по фотографии далеко не всегда можно понять, насколько красив предмет.
А современные предметы вам приносят на реализацию? Их можно у вас приобрести?
Действительно, бывает, скажем, в ЦУМе, предмет стоил 300 тысяч – Christofle, Baccarat, Lladro. Затем его владелец приходит к нам и просит за него 290. Чаще приходится отказываться, так как на вторичном рынке такое очень сложно продать и получить высокий результат исходной цены. Если предмет с коробкой, с документами… Ну, наверное, 30% от стоимости мы можем предложить, если сами попытаемся продать за 50%. Такая современная вещь мгновенно дешевеет, когда покидает свой оригинальный магазин. В общем, это не наша тема.
Но есть такой ряд наших клиентов, которые совсем не приемлют никаких дефектов, ни трещинки, ни потертости золочения. И в таких случаях они действительно могут приобрести в антикварном магазине относительно свежего Baccarat.
Сила вашего тандема, я так понимаю, в разносторонности: Анна — искусствовед, Антон занимается IT. Как это выражается практически?
Анна: Было очень хорошо начать слышать друг друга. Вот у нас, например, совещание. Я со своей «базой» искусствоведческо-антикварной, Антон — c представлением о ведении бизнеса, с этой стратегией. И наши программисты, которые смотрят факты, цифры. Первое время сталкиваешься с тем, что вообще разные миры. Классическое представление о продаже антиквариата до этого у меня было другое. Это очень закрытый мир, на публичность негативно смотрят. В классическом антикварном магазине вам, пришедшему с улицы могут вообще не открыть дверь. Мы же пытаемся открыто взаимодействовать с публикой.
Антон: Раньше я занимался IT-бизнесом. Поэтому в этот магазин столько рационализаторского привнесено, вся работа строится через бэк-офис, через интернет, через карточки, QR, продажи по интернету и так далее. У нас значительная разница с конкурентами на рынке. Мы поняли, что равняться не на кого.
Что значит «закрытый мир»?
Если говорить про классическую галерею, чья основная деятельность пришлась на 1990-е — начало 2000х, вероятнее всего, эти галереи «живут» на нескольких крупных клиентах, которые их кормят. Или эта галерея в своей собственности, поэтому владельцы уже не так заинтересованы развиваться, все спокойно. Например, приходишь в Гостиный двор посмотреть предметы, а там люди сидят пьют, едят и видно, что им вообще наплевать. Они сидят спиной к зрителю. Потенциальные покупатели, которые тянутся, но не связаны с миром антиквариата — они встречают спины людей, и это их совершенно расхолаживает, сколько бы они не желали потратить. Нередко человек, который работает в антикварном направлении, будет грубить случайно зашедшему, скажет «чего приперлись, зачем фотографируете», его интересуют только «свои».
Я проехала несколько городов, заходила в антикварные магазинчики. На одном видела табличку: «50 рублей вход», и владелец говорит «Если просто глазеть, то вход по билетам, а если ищете что-то серьезное, мне сразу с порога говорите». Люди, которые боятся зайти в антикварный магазин, это те, кто столкнулся с пренебрежением или грубым отношением. Это часто отпугивает.
Можете описать ситуацию с антикварным рынком в Москве?
Ситуация сложная: одни люди уезжают, другие стали аккуратнее тратить деньги, и вещей все меньше и меньше, но мне кажется, очень важно в нашей сфере находить все новые и новые направления. Мы стараемся развиваться, хотим устроить лекторий, планируем открытый аукцион.
Наконец, моя любимая тема. Расскажите про подделки антиквариата.
Предлагают постоянно подделки. Например, «Фаберже». Есть такие «франкенштейны»: брошки советского периода, пересобранные со старинными элементами и добавленным клеймом. Недавно видела абсолютно рядовые вилки-ложки, набор, из которых вырезали старое клеймо и добавили клеймо Фаберже. По ореолу (выдавленности вокруг добавленного) можно было прочитать, кто настоящий автор этих столовых приборов.
Двадцатый век легче подделать, чем девятнадцатый – другой уровень исходника. Сейчас чаще всего встречаются подделки под агитфарфор, потому что их сделать проще всего. Их сложнее всего понять.
Подделку очень часто выдает дурной вкус. Если ты смотришь на предмет и понимаешь, что это сделано с дурным вкусом — например, на эмали грубо подобраны цвета, пошловатость — это выдает подделку. Например, нам приносили подделку под Данько, известная статуэтка, девушка с собачкой. Она была ничего, но собаку выдали абсолютно «анимешные» глаза. Китайцы подделывали советские статуэтки очень активно, и их работы выдают именно раскосые глаза.
Что вы порекомендуете тому, кто решил впервые войти в мир антиквариата и винтажа?
Новичку в мире антиквариата и винтажа проще начать с украшения своего интерьера. Не стоит начинать сразу с планов собирать целую коллекцию, надо для начала просто постараться "сжиться" со старинным предметом у себя дома, посмотреть насколько это комфортно. Если этот процесс захватит — то стоит переходить на новый уровень и задуматься о формировании своего направления собирательства.
***
https://odnajdy.ru/
м. Маяковская или м. Цветной Бульвар или м. Новослободская
ул. Краснопролетарская, д. 7
Режим работы с 11:00 до 20:00 ежедневно
Телефон: +7 495 662-58-15