Найти в Дзене

ЛГУ 1973-78 гг. Воспоминания географа, Часть 1, Владимир Кирьянов

ЛГУ 1973-78 гг. Воспоминания географа, Часть 1

Владимир Кирьянов

ЛГУ: 1973 -78
(воспоминания географа)



ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие
Вступительные экзамены
I курс
Учебная практика в Саблино
II курс
Учебная практика в Крыму
III курс
Производственная практика на Северной Земле
IV курс
Дипломная практика на Камчатке
V курс
Военные сборы
Заключение



Предисловие

Еще в восьмом классе школы на уроке труда, стачивая напильником какую то окалину с непонятной мне железяки, под отвратительный скрежет других напильников о железо, от которого бежали мурашки по спине и сводило скулы, я подумал: - Надо обязательно поступить в какой-нибудь ВУЗ и получить высшее образование, иначе я так и буду всю свою жизнь напильником обтачивать железяки или сколачивать деревянные табуретки. Тем более ни то, ни другое у меня хорошо не получалось. Табуретки разваливались от первого же прикосновения, а в сделанный мною скворечник упорно не желали селиться скворцы. Один скворец однажды прилетел, и даже забрался внутрь скворечника, но вскоре вылез оттуда, посмотрел на меня с изумлением, покрутил своей лапкой у головы и улетел, чтобы больше не возвращаться.
 Итак, цель была поставлена, и в десятом классе я приступил к поиску ВУЗа, где  мне бы было интересно учиться, и чтобы там было поменьше физики, математики и черчения, которые я терпеть не мог. Особенно – черчение, ибо провести на бумаге две параллельные линии для меня до сих пор является почти невыполнимой задачей. Наверное, мне больше по душе была неэвклидова геометрия, где утверждается, что рано или поздно две параллельные линии соединятся.
Мой приятель, который работал водителем электрички, прокатил меня как-то в кабине машиниста. Смотреть вперед перед собой в электричке, это совсем не то, что смотреть в боковое окно вагона, как все пассажиры. Убегающие под вагон рельсы притягивают и завораживают. Меня это зрелище поразило настолько, что я захотел поступать в Институт железнодорожного транспорта, чтобы водить поезда с севера на юг и с запада на восток через всю нашу огромную страну. Даже съездил в этот институт на «день открытых дверей» и побывал в тренажерной кабине поезда, где перед передним стеклом установлен экран и происходит имитация движения поезда, как тогда в электричке. Но, познакомившись с тем, кого готовит институт, я понял, что, скорее всего, водить поезда мне не придется, а придется, например, проектировать мосты и тоннели. И главное, что там будет много черчения и математики. Но поскольку от слова сопромат  у меня начинали ныть зубы, то выбор «своего» ВУЗа существенно сужался. А с учетом того, что в школе мне больше всего нравилась география, то вариантов было собственно два – или Гидромет или Географический факультет Университета. Мысленно я уже представлял себя метеорологом на полярной станции, где-нибудь на Шпицбергене или Земле Франца Иосифа, передающим метеосводки, которые с нетерпением ждут капитаны ледоколов, полярные летчики и геологи. А вокруг бродят белые медведи. Но на все это, один мой умный приятель справедливо заметил: - Так и будешь всю жизнь сидеть в этой дыре и передавать всю жизнь каждые четыре часа эти сводки. Причем, будешь жить без телевизора, театров, музеев и прочих благ цивилизации, и общаться тебе кроме белых медведей будет не с кем. И не столько общаться с медведями, сколько спасаться от них. Позднее я понял, что это не совсем так, и что это замечательная профессия, но тогда он меня быстро отговорил.
В Университете, как я уже упоминал, среди прочих был и Географический факультет. Хотя я и любил географию, но географом представлял себя с трудом, поскольку кроме профессии учителя географии в школе, понятия не имел, чем еще в жизни может заниматься географ? Вряд ли мне удастся путешествовать по миру, как это делал географ Паганель в знаменитом романе Жюль Верна «Дети капитана Гранта». Но многообещающие названия кафедр: океанология, климатология, физическая география  подсказывали будущие возможные специальности. Выбор был сделан, и я решил поступать на Географический факультет Ленинградского Государственного университета. С родителями я по этому поводу не советовался, поскольку им важнее был сам факт моего поступления в любой ВУЗ. Впрочем, Университет им нравился уже тем, что первый факультет, а именно физический уже был построен в 1971 году в Старом Петергофе, всего в пятнадцати минутах ходьбы быстрым шагом от моего дома, а до 1975 года туда же в Петергоф переехали физический и математико-механический факультеты. Родители надеялись, что и географический факультет окажется там же, и мне будет очень близко добираться до него. Однако этого не случилось и, забегая вперед скажу, что географический факультет так в Петергоф и не переехал, а уже после того как я его закончил, переместился из одной части города в другую, а именно на Васильевский остров
В те годы при поступлении учитывался также средний бал отметок в школьном аттестате. У меня было 4,5, и это было неплохо, учитывая большой конкурс на этот факультет, семь человек на одно место. К моменту поступления мне еще не исполнилось семнадцати, поскольку в школу я пошел рано, с шести лет. Следовательно, армия в случае моего не поступления с первого раза, мне пока не грозила. Я имел еще один год в запасе. Документы были отданы в Приемную комиссию, и оставалось совсем немногое – успешно сдать экзамены и поступить.


Вступительные экзамены

18 июля на наш домашний адрес в город Ломоносов пришла почтовая карточка, где мне сообщали, что решением приемной комиссии я допущен к вступительным экзаменам в Ленинградский университет, что вступительные экзамены начнутся 1 августа, а мой экзаменационный лист –номер 17603

Cтатистическая справка.
Санкт-Петербу;ргский госуда;рственный университе;т (СПбГУ) — один из крупнейших и старейших университетов России. В 2009 году в состав университетского учебно-научного комплекса входит 20 специальных факультетов, 13 научно-исследовательских институтов, Канадский колледж, а также факультет Военного обучения и Общеуниверситетская кафедра физической культуры и спорта
В настоящее время в университете обучается более 32 тысяч студентов и, обучающихся на 289 кафедрах по 323 специальностям и 4 тысячи соискателей, аспирантов и докторантов. По последним данным  преподавательский состав насчитывает около 6000 человек (1000 докторов наук, более 2 000 кандидатов наук, 42 академика и члена-корреспондента государственных академий).
(данные с сайта www.spbu.ru)


Первый экзамен. Математика.

Математику я не любил еще со школы. Геометрию любил, а алгебру – нет. Вид бесконечно длинных формул наводил на меня необъяснимый страх и жуткую зевоту. В то же время я знал, что на математике сразу отсеивается половина абитуриентов. Поэтому математику заваливать было никак нельзя.
Первый день августа выдался солнечным и теплым. Напихав в карманы шпаргалок, я еду на свой первый в жизни вступительный экзамен в Университет. Впрочем, он может оказаться для меня и последним. Перед экзаменом, ожидая пока нас пригласят в аудиторию, я знакомлюсь с парнем, который нервно курит в стороне, ни с кем не общаясь. Оказалось, он приехал поступать из казахстанского города Ленинск. Это город, в котором жил персонал, обслуживающий знаменитый на всю страну нашими космическими кораблями Байконур. Андрей, так звали этого молодого человека, успевает мне рассказать, что видел многих космонавтов, что его дед, учитель географии, живет под Гатчиной в поселке Мариенбург, где остановился и сам Андрей. Впоследствии мы подружились, и, несмотря на то, что сейчас Андрей уже много лет живет в США, мы до сих пор встречаемся и с удовольствием вспоминаем былое, когда он периодически приезжает к нам в Россию.
Наступило время экзамена, и мы большой толпой ввалились в аудиторию. На огромной доске были написаны задания: арифметическая задача, задание по алгебре, геометрии и еще дополнительное задание. Причем на разных половинах доски были написаны два варианта заданий. Мне достался один вариант, а Андрею – другой.
Задачу я решил быстро и без проблем, нас еще в школе натаскали на решение подобных задач. Задание по алгебре мне помог решить Андрей. Просто написал мне решение на листочке и незаметно подсунул его мне. Поскольку отведенное время экзамена уже заканчивалось, то я решил не заморачиваться на дополнительном задании, а решить задачу по геометрии. И тут я допустил ошибку, которая чуть не стала роковой. Нечаянно я переписал половину вопроса по геометрии с первого варианта на доске, а вторую половину вопроса – со второго (не моего) варианта. Когда я построил геометрическую фигуру по записанным условиям, то удивился, какая она получилась сложная. Еще бы, она у меня нарисовалась как одно целое из двух фигур разных вариантов. Но у меня с геометрией всегда в школе было хорошо, и я попытался решить эту задачу, применив все известные мне теоремы и правила углов. Решение было по сути неправильным с одной стороны, поскольку не соответствовало первоначальному заданию, но все примененные в процессе доказательства и теоремы были правильными. Эту свою ошибку я заметил только тогда, когда на следующий день в Главном здании университета были вывешены правильные ответы на все задания. Я понял, что правильно решил только половину всех вопросов по математике и с ужасом стал ждать списков с отметками. К сочинению, которое было следующим экзаменом, готовиться я не собирался, и в ожидании списков сдавших экзамен, стал изучать возможности подачи документов в какой-нибудь другой ВУЗ, пока еще не было поздно. Когда списки вывесили, я увидел против своей фамилии тройку и, страшно обрадовался, что не вылетел после первого же экзамена, на котором сразу отсеивалась почти половина всех поступавших, и в то же время огорчился, поскольку при таком конкурсе, чтобы поступить, все остальные экзамены нужно было сдать на пятерки. Наблюдать, как абитуриенты, сгрудившись толпой, с надеждой в глазах изучают список допущенных к следующему экзамену, пытаясь поскорее увидеть там свою фамилию - зрелище не для слабонервных. Слезы отчаяния, вздохи разочарования, радостные крики и возгласы, отсутствующие взгляды увидевших «неуд» напротив своей фамилии, попытки пробиться поближе к спискам, чтобы убедиться, что у тебя стоит хорошая отметка – все здесь перемешивается и превращается в сплошной гул радости и разочарования.
Андрей тоже прошел этот экзамен, получив четверку. Следующими экзаменами были сочинение, история и география.

Второй экзамен. Сочинение.
 Сравнительно недавно я писал сочинение на выпускном экзамене в школе. Начал было писать по теме Островского «Бесприданница», но через час понял, что плохо помню книгу, и перешел на свободную тему. В результате получилось что-то свободное по книге другого Островского, Николая «Как закалялась сталь». Через пару дней местная Петродворцовая газета назвала это сочинение лучшим из школ в Новом Петергофе. Писать его было просто еще потому, что у меня была шпаргалка с цитатами из этой книги, и я в нее периодически заглядывал, чтобы процитировать отдельные места, которые я, якобы, помнил наизусть.
При поступлении в университет я уже знал, что переварить всю литературную классику из школьной программы я просто был не в состоянии, поскольку хоть и много читал, но в основном другое, более современное. Насовав в карманы шпаргалок с готовыми текстами сочинений по классикам, которые были напечатаны бисерным шрифтом на фотобумаге в виде фотоотпечатков 6 на 10 см. (я их  купил у одного знакомого), я смело пошел на экзамен, думая, что, в крайнем случае, свободную тему я уж как-нибудь осилю. 
Писать сочинения я любил. Со школьных времен у меня случайно сохранилось одно сочинение, которое я написал еще в шестом классе, еще в 1969 году. Я нашел его среди старых бумаг на даче почти 40 лет спустя. Вот как оно выглядело (все приводится в оригинальном написании, с комментариями учительницы на полях):

Сочинение ученика 6-а класса  на тему:
Книга, которая осталась в памяти.

«Поединок на атолле»

Автор этой книги, Сергей Жемайтис, написал много и других рассказов: «Теплое течение», «Журавлиная дорога», «Поющие камни».
Герой повести Фома Фомин встретил войну в Белоруссии. Его отец сражался в Красной Армии. Фома верил, что советские люди прогонят фашистов. И Фома хотел уйти в партизаны. Но мечты его не сбылись. Он попал в плен. Скоро Фома совершил удачный побег и через несколько лет очутился у берегов Тихого океана. И в самых первых жизненных испытаниях у героя повести выявляются основные черты юного гражданина СССР (примечание учительницы – какие?).
…Фома оказывается на пиратском судне. Он с помощью двух друзей ставит на дно шхуны часовую магнитную мину. Затем они залезают на каюту и из пушки и автоматов обстреливают пиратов. В это время раздается взрыв, и корабль идет ко дну. Трое верных друзей, в том числе и Фома, покидают корабль на плоту.
Скоро Фома возвращается на Родину. Война кончилась. Фома стал капитаном и опять побывал в том месте, где когда-то он остался на острове вместе с фашистом.
У фашиста был пистолет, у Фомы – нож. Но Фома победил (примечание учительницы – чуть подробнее этот эпизод).
Ниже красной ручкой учительница написала: - Хороший, точный, лаконичный язык.
Но, тем не менее, она поставила мне четверку, хотя там не было ни одной ошибки. Наверное, ей было обидно, что она так и не узнала, почему Фома, вооруженный одним ножом, победил фашиста с пистолетом? Или она пыталась понять, как Фома, сбежав из плена в Белоруссии, оказался в результате на берегах Тихого океана? Это же надо было через всю страну бежать, где уже и фашистов не было. Надо будет найти и перечитать Жемайтиса.

А уже сижу на вступительном экзамене и пишу сочинение. Темы про «классиков» (Обломов, «Война и мир») отметаю сразу, поскольку Обломова не дочитал до конца, а у Льва Николаевича внимательно прочитал только описание Бородинской битвы. Выбираю свободную тему: «Самое страшное в мире - это успокоенность». С упоением пишу про две недавно прочитанные книги Даниила Гранина «Искатели» и «Иду на грозу». Молодые и энергичные ученые физики не успокаиваются, ищут решение проблемы грозы, залетая в грозовой фронт на самолете, рискуют жизнью и так далее.
Через несколько дней узнаю результат – пятерка. Это здорово, потому что предыдущая тройка по математике по среднему арифметическому трансформировалась в две четверки за оба экзамена. Остались устные экзамены – история и география.
Много лет спустя я написал, надеюсь, последнее сочинение в своей жизни. Написал для моей соседки Ларисы, живущей напротив нашего дома, которая работала в столовой и училась в вечерней школе. Книжки читать она не любила, ее призванием было вкусно готовить, хотя не уверен, что в столовой можно готовить вкусно. Она сказала, что им задали тему сочинения про участие народа в освободительной войне против Наполеона в 1812 году по роману Толстого «Война и мир». Из «Войны и Мира» я хорошо знал только про войну, почти все остальное в книге я пропускал не читая. Я за пару часов написал ей текст, озаглавив его «Дубина народной войны», а оказалось, что надо было писать про роль Кутузова в этой войне, и мое название, где я, сам того не ведая, обозвал Кутузова дубиной, вызвало недовольство преподавателя. Соседка решила, что я это сделал нарочно, и долго со мной не разговаривала.