Сразу попрошу не пугаться и пожелаю всем долгой и счастливой жизни! И при этом четкого понимания, что смерть такая же неизбежная и гарантированная всем родившимся часть жизни, как и рождение. Все мы встречаемся со смертью – растений, животных, далеких и близких людей, и всем нам, точнее нашим душам, рано или поздно самим нужно будет перейти этот рубеж, оставив здесь «скафандр», созданный из праха земного.
О вечности души говорят священные писания всех религий. Согласно им смерть рассматривается не как абсолютное уничтожение, а как смена мерности, отделение души от тела, переход от существования в грубом теле к более тонким, духовным мирам. Какого рода и качества – зависит от поведения человека на Земле, его понимания ситуации и от помощи тех близких, кто остался здесь.
Именно поэтому у всех народов есть определенные традиции проводов ушедших. К сожалению, многие из них искажены настолько, что могут даже навредить человеку, находящемуся между мирами.
Как утверждают Веды, знания из которых откликаются во многих писаниях, есть четыре стадии смерти:
- Как ни странно, жизнь. Только родившись, все начинают умирать;
- Девять дней после самого момента смерти – время, за которое тонкое тело отделяется от грубого;
- Воздушные мытарства – 40 дней с 10-го по 49-й день – сознание погружается внутрь ума и вновь проживает там всю жизнь;
- Освобождение – длительность и исход у всех разный.
С первой стадией все относительно ясно. Как ее лучше прожить, описано во многих вечных книгах. При этом решающим в любом случае будет сам момент смерти, точнее то, на что направлено сознание человека – на стремление к Богу или же на осуждение людей и т. д. Вспомните хотя бы разбойника, распятого рядом с Иисусом, который лишь благодаря последним минутам своей жизни обрел спасение. Поэтому жизнь зачастую рассматривается как процесс подготовки к этому самому главному «экзамену». В прежние времена люди основательно готовились к нему, и некоторые даже знали, когда он будет проходить. Наиболее благоприятным считается уход не во сне, а в сознании, причем сосредоточенном на молитве. Сосредоточенность на мыслях о Боге и молитве помогает благоприятно преодолеть не только жизненные тяготы, но и дальнейшие стадии смерти.
Вторая стадия начинается, когда стартует процесс отделения души от тела, и продолжается девять дней. Это время душа человека находится в контакте с внешним миром, все чувствует, в том числе уже и присутствие потусторонних существ. В эти девять дней происходит трансформация тонкого тела, определяется судьба души. На это необходимо много силы, и она либо насильственно забирается у родных и близких, из-за чего они чувствуют упадок сил, апатию, либо может быть дана ими по доброй воле. Как это сделать? Именно для этого и проводятся поминки. Энергия всей пищи, съеденной на поминках, пойдет на формирование дальнейшего пути души. Важно, что пищу нужно не только самим есть на поминках, но и предлагать умершему каждый день. Отголосок этого обычая – стакан воды, на который кладут кусок хлеба. Гораздо лучше предлагать ежедневно крупу, сливочное масло, мед, сухофрукты, кунжут и другую чистую пищу (без алкоголя, без продуктов насилия – мяса, рыбы, птицы, яиц), при этом благословленную в вашей традиции (прочитать над ней молитву на благословление пищи). Таким образом, надо сначала благословить пищу молитвой, затем через фото вспомнить образ покойного и сказать: «Эта пища для тебя, прими». Пусть она минут 20–30 постоит перед фото, затем ее нужно отдать птицам, животным или закопать под дерево. Есть самим нельзя. Кроме этого, можно кормить неимущих людей, можно жертвовать деньги на еду. Разумеется, устраивать поминки, при этом желательно соблюдать запрет на алкоголь и пищу насильственного происхождения – мясо, рыбу, птицу и т. д. Алкоголь несет в себе энергию безумия, а мясо и т. д. – энергию насилия. Какой путь они помогут сформировать душе? Именно поэтому эти продукты разные религии полностью или частично запрещают употреблять. Огромной и необходимой помощью душе усопшего будет молитва – в том качестве и количестве, которое предусматривает ваша религиозная традиция. Самоубийцы застревают на этой, второй, стадии, их надо отмаливать.
Третью стадию называют по-разному – «Воздушные мытарства», «Апокалипсис», «Изгнание из Рая», «Переход по Калинову мосту через речку Смородину». Длится эта стадия 40 дней, с 10-го по 49-й день. На 49-й день душа перестает воспринимать внешний мир.
С 10-го дня сознание погружается внутрь ума, все впечатления за жизнь поляризуются на темный, греховный, и светлый опыт. Считается, что в эти 40 дней кормить душу усопшего уже не так эффективно. Родным и близким необходимо взять на себя молитвенный обет и особенно усердно молиться за покойного, повторяя имена Бога (например, Иисусову молитву в православии, имена Аллаха, зикр – в исламе). Это поможет сформировать для души лучший вариант развития событий. Важно направить все свои усилия на это, а не залипать на прошлом, лелея обиды или претензии.
Четвертая стадия начинается на 50-й день после смерти и называется освобождением. В это время уже существует сценарий, по которому пойдет душа. Длится эта стадия у всех по-разному. Но даже на этой стадии ушедшим не помешает доброе поминание и молитва близких. О важности этого говорится, например, в замечательном мультфильме «Тайна Коко».
Другая сторона – это то, как духи ушедших могут помочь тем, кто находится в этом мире. На этом стоит вера в святых, в предков.
(По материалам безоплатного вебинара Евгения Коинова «Сильнее Смерти. Что делать, если ты умер?», проведенного в рамках Школы «Славянский Мир»)
В качестве иллюстраций приведены фото мазаров (сооружений на могилах) Бес ата, что в переводе с казахского означает «Пять отцов». Это личности, которые внесли значимый вклад в историю и культуру Казахстана и похоронены в окрестностях Алматы: Суюнбай (учитель Жамбыла Жабаева), Жамбыл (поэт Жамбыл Жабаев), Сарыбай би (адъютант начальника Алатауского округа подполковника Г. А. Колпаковского, участник Узун-Агачского сражения), Туктыбай-ата (баксы, что значит шаман, лекарь), Кайназар (батыр). В исламе могилы обычных людей навещать не принято, как и поклонение любым объектам признается язычеством, однако к захоронениям людей выдающихся и святых совершались и иногда и сейчас совершаются паломничества. Считается, что они могут попросить Аллаха за просящего. На распространение такой традиции повлиял суфизм, в котором поклоняются наставникам и посещают их могилы.