Алалия - это один из наиболее тяжёлых дефектов речи.
Алалия (от греч. a - отрицание, lalio - говорю, речь) - отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем развитии ребенка. При этом физический слух и интеллект ребенка не повреждены.
Алалия является клиническим диагнозом, которому в логопедии соответствует речевое заключение, как ОНР - общее недоразвитие речи.
Причины возникновения.
На возникновение алалии оказывают влияние различные отрицательные факторы, воздействующие на формирующийся мозг ребенка во внутриутробный период, во время родов и в раннем периоде (до 3х лет) развития ребенка.
К ним относят:
- воспалительные и травматические поражения головного мозга;
- кровоизлияния в мозг в результате тяжелых или стремительных родов;
- обменные нарушения в период внутриутробного и раннего развития.
Кроме этого, некоторые исследователи указывают и на наследственную предрасположенность к алалии.
В логопедии выделяют несколько форм алалии (данная классификация основывается на локализации участка поражения головного мозга):
1. Моторная алалия (экспрессивная) - У ребенка не развивается собственная речь, но он понимает речь окружающих.
Очаг поражения при моторной алалии возникает в центральной части речевого аппарата, но также нарушена работа и периферической части.
Существует 2 формы моторной аллалии:
- афферентная (кинестетическая) - происходит поражение постцентрального участка коры, который отвечает за движения артикуляционного аппарата.
- эфферентная (кинетическая) - происходит поражение премоторных отделов коры головного мозга.
2. Сенсорная алалия (импрессивная). Ребенок слышит обращенную к нему речь, но не понимает ее.
Возникает по причине поражения височных долей, которые расположены в левом полушарии (центр Вернике). Данное речевое нарушение обусловлено расстройством слухового восприятия, при этом физический слух сохранен.
3. Сенсомоторная алалия (смешанная). Сочетает в себе признаки обоих типов. Ребенок не может сопоставить визуальный образ предмета и его звуковое обозначение.
Расстройство связано с нарушением трех центров головного мозга: центра Брока (регулирует голосовой аппарат: голосовые связки, мышцы гортани, отвечает за воспроизведение речи), центра Вернике (слуховой центр речи, который обеспечивает способность слышать и улавливать произносимую речь) и центра ассоциаций.
Определение вида алалии затруднено тем, что симптоматика пересекается с показателями других нарушений или же сопровождается интеллектуальными и эмоциональными отклонениями.
Проявления моторной алалии:
- Позднее формирование речи у ребенка (в 4 года и позже);
- Неспособность различать слова, схожие по звучанию;
- Неспособность грамматически правильно строить предложения: неправильное использование падежей, родов, чисел;
- Дефицит словарного запаса
- Обидчивость/замкнутость/агрессивность
- Нарушение координации;
- Слабое развитие движения рук.
Тяжелая моторная алалия трудно поддается коррекции, особенно если она диагностируется поздно.
Проявления сенсорной алалии:
- Непонимание обращённой речи;
- Повышенная собственная речевая активность при низкой осмысленности (произнесение звуков, отдельных слогов);
- Нечленораздельное произношение, проблемы с произношением;
- Бессвязное повторение слов. Развитие логорреи (от греч. «logos» ‒ слово» и «rhoia» ‒ истечение) в переводе означает «словесный поток». Иначе называют, как «речевое недержание», пустословие;
- Эхолалия - повторение обращённой речи;
- Повышенная утомляемость и отвлекаемость, двигательное беспокойство;
- Использование в речи элементарных словоформ (звукоподражаний, корней, междометий);
- Гиперакузия - повышенная чувствительность к звукам, безразличным для окружающих ( например: капание воды, шуршание листьев);
- Недоразвитость интеллектуальных функций.
Коррекция состоит в последовательном и систематическом воздействии на все стороны речевой деятельности ребенка. Кроме того, необходимо определенное лечение, стимулирующее созревание клеток коры головного мозга.
Прогноз и профилактика.
Раннее начало коррекционной работы (с 3х лет) при алалии - это залог успеха. Работа должна иметь комплексный подход и системное воздействие на все компоненты речи. Кроме этого, необходимо формирование речевых процессов в единстве с развитием психических функций.
Для постановки точного диагноза необходимо обратиться к речевому неврологу. Он даст необходимые рекомендации. Далее, потребуется длительная логопедическая работа. И здесь важным аспектом является регулярность посещаемых занятий у специалиста и его особый системный подход. Коррекционная работа с алалией должна учитывать специфику нарушения речи, а также личностные особенности ребенка.
Логопедическое воздействие включает в себя:
✔️ Стимулирование речевой активности
✔️ Развитие связной речи
✔️ Формирование фразовой речи
✔️ Коррекция фонетико-фонематических нарушений
Многолетняя логопедическая практика многих специалистов показывает, что при грамотной помощи алалия, как тяжелое речевое нарушение, поддается коррекции. Главное, это раннее ее диагностирование и активная, непрекращающаяся работа в связке специалист - ребенок - родитель.
Ставьте 👍, если статья была полезной.
#аллалия #логопед #логопедическиезанятия #нарушенияречи #коррекция