Сюжет. Ли - успешный лос-анджелесский риелтор, которая получает новое задание по продаже дома одной семейной пары, желающей как можно быстрее от него избавиться. Однако после того, как Ли побывала в этом доме с ней начинают происходить очень странные и жуткие события.
В статье есть спойлеры, так что рекомендую для начала посмотреть сам фильм, если вдруг он показался любопытным.
Николас МакКарти, автор сценария и режиссёр "Дома", возвращаясь с премьеры своего предыдущего фильма "Пакт" (The Pact, 2012), которая состоялась на кинофестивале Сандэнс, сел в местное такси и по дороге у него с водителем состоялся очень необычный и любопытный разговор. "Водитель спросил меня, - рассказывал сам режиссёр, - «Зачем ты здесь?», и я ответил: «О, я здесь из-за фильма 'Пакт'», а он спросил: «Это о пакте с Дьяволом?» Я сказал: «Нет, речь идет о договоре между матерью и братом, но 'пакт' - отличное, мощное слово для названия». Затем он без каких-либо колебаний сказал: «Я заключил договор с дьяволом». Я немного помолчал и попросил его рассказать мне об этом. Он продолжил рассказывать мне, что там, где он вырос в Чили, у него были друзья, которые подговорили его продать свою душу местному шаману. Он согласился, потому что хотел показать, что ничего не боится, а потом, во время ритуала с шаманом, начал всё больше и больше переживать, что, возможно, он принял неверное решение. В конце ритуала, шаман сказал: «Назови мне свое имя», и парень спросил: «Зачем тебе моё имя?», а шаман ответил: «Чтобы он знал твоё имя, когда позовёт тебя»".
Режиссёр также рассказал, что Энрике, так звали шофёра, позже той же ночью вернулся домой. И заявлял, что сидя на кухне, услышал, как кто-то зовёт его по имени на втором этаже, однако, поднявшись по лестнице, он никого там не обнаружил. А когда МакКарти поинтересовался, что случилось потом, Энрике ответил: "Ну теперь я таксист в Юте - ничего не случилось."
Эта история настолько запала режиссёру в душу, что когда он задумался над своей следующей картиной, то решил обязательно добавить её туда. Уже через несколько недель после премьеры "Пакта", принёсшего создателям очень хорошую прибыль, МакКарти удалился в уединённый домик в лесу, где приступил к работе над новым сценарием.
Но сюжет будущего фильма не ограничивался только историей о продаже души Дьяволу одной из героинь. МакКарти чувствовал, что в "Пакте" он не до конца исследовал все заложенные в него идеи, и поэтому он решил продолжить это дело. Как заявляет сам режиссёр, у этих его фильмов практически одинаковый сюжет, который он позаимствовал у фильма Альфреда Хичкока "Психо" (Psycho, 1960) - это история о таинственном убийстве женщины, которое пытается распутать её сестра. В "Доме" связь с "Психо" становится ещё более явной, поскольку МакКарти использовал его структуру и назвал своих героинь Вера и Ли, в честь сыгравших у Хичкока актрис Веры Майлз и Джанет Ли.
Ещё одним фильмом, которым вдохновлялся МакКарти стал мистический триллер Дэвида Линча "Шоссе в никуда" (Lost Highway, 1997), который так же как и "Психо" сюжетно состоит из двух частей. Из "Шоссе..." в "Дом" перекочевал и актёр Майкл Масси, сыграв посредника между Дьяволом и девушкой, решившей продать свою душу. Масси кстати ещё "знаменит" и тем, что это он нажал на курок пистолета, в котором загадочным образом оказалась настоящая пуля, убившая Брендона Ли на съёмках "Ворона".
Бюджет у фильма был конечно больше чем у "Пакта", который МакКарти снял за смешные по голливудским меркам $400 тыс., однако точную сумму никто из создателей так и не озвучил. А режиссёр заявлял, что, учитывая масштаб и количество персонажей "Дома", денег и, соответственно, времени ему категорически не хватало и ощущалось это намного сильнее, чем на съёмках "Пакта". Почти все ключевые члены съёмочной группы перешли вместе с МакКарти из его предыдущего фильма - оператор Бриджер Нилсон, художники-постановщики Уолтер Барнетт и Сэнди Хабшман и композитор Ронен Лэнда. И все они старались сделать фильм как можно лучше, прикладывая для этого все возможные усилия|, выходящие за стандартные рамки оплаты их труда.
На роль Ли, сестры которая работала риелтором, МакКарти взял довольно популярную колумбийскую актрису Каталину Сандино Морено, снявшуюся у Содерберга в дилогии "Че: Часть первая. Аргентинец" (Che: Part One, 2008) и "Че: Часть вторая" (Che: Part Two, 2008) в роли второй жены известного кубинского революционера Эрнесто Че Гевары, а также сыгравшую без упоминания в титрах небольшую роль вампирши по имени Мария в "Сумерках. Сага. Затмение" (The Twilight Saga: Eclipse, 2010).
Изначально расовая принадлежность главных героинь не была определена в сценарии, однако после утверждения Морено пришлось подыскивать ещё одну латиноамериканскую актрису на роль её сестры. Тут у МакКарти возникли небольшие проблемы, поскольку в то время в Голливуде не было большого выбора актрис этой национальности и многие из и так небольшого списка оказались заняты. В результате на эту роль была утверждена модель, певица и телевизионная актриса Ная Ривера, известная по сериалу "Хор" (Glee, 2009–2015), для которой "Дом" стал дебютом на "большом экране".
Ну и третья главная роль досталась американке Эшли Рикардс, звезде подросткового сериала для канала MTV "Неуклюжая" (Awkward., 2011 – 2016).
Съёмки фильма прошли в январе 2013 года в Лос-Анджлесе и близлежащих городках - Сьерра-Мадре, Аркадия, Восточная Пасадена, Сан-Габриэль и Темпл Сити. МакКарти решил снимать его по старинке используя по возможности только практические специальные эффекты и прибегая к помощи современных цифровых технологий лишь в самых крайних случаях. Также он решил использовать и самый канонический образ Дьявола, который он позаимствовал из многочисленных изученных им картин и иллюстраций 14-го и 15-го веков. Созданный отделом специальных эффектов костюм Дьявола настолько понравился режиссёру, что он оставил его на память, сохранив у себя дома в гараже.
После завершения съёмок начался длительный и мучительный процесс монтажа. По словам режиссёра, было проведено около сотни различных тестовых просмотров, на которых он с продюсерами прикидывал, как сделать необычную композицию фильма более привлекательной для зрителей и, соответственно, для потенциального покупателя прав на его прокат. Итоговый результат был минут на 10 короче (эти сцены впоследствии были добавлены в раздел дополнительных материалов на Blu-Ray диске с фильмом), а также вся сюжетная арка продаже своей души одной из героинь была перемещена большей частью в начало фильма, хотя изначально она начиналась где-то в середине.
Премьера фильма состоялась 9 марта 2014 года на кинофестивале South by Southwest. Там фильм даже номинировался на приз зрительских симпатий, но так и не получил его. А правами на его прокат заинтересовалась нью-йоркская компания IFC Films, а точнее её жанровое подразделение IFC Midnight. Она планировала сначала выпустить фильм 8 августа того же года в цифровом виде через VOD-сервисы, а 12 сентября организовать и его ограниченный кинотеатральный прокат.
Изначально фильм запускался в производство под названием "Looking for a Home" (досл. В поисках дома). На South by Southwest его представили как просто "Дом" (Home), и под этим названием уже продавали различным прокатчикам в других странах и у себя на родине. Выкупившая права на прокат в США, IFC Midnight решила изменить его название с нейтрального "Дом" на более жанровое "At the Devil’s Door" (досл. У дьявольских дверей). Под этим названием его выпустили и на Blu-Ray в некоторых странах.
Официальных данных о кассовых сборах фильма у себя на родине никаких нет, но за пределами США он заработал $74,6 тыс. Ещё $90 тыс. принесли продажи его на DVD и Blu-Ray. Критики оценили фильм очень сдержано - у него 43% свежести на основании 23 рецензий на Rotten Tomatoes. Все сходились во мнении что это довольно жуткий и стильный фильм, но с очень банальной и скучной историей, весь потенциал которой МакКарти так и не удалось раскрыть. Реакция зрителей оказалась очень полярной отчего у фильма и такой низкий средний балл.
Соглашусь с критиками, сама история у фильма очень банальная, а под конец логика повествования и вовсе становится очень условной. МакКарти, заигравшись со структурой и стилем, совершенно упустил из виду этот момент. Но тем не менее это же фильм ужасов и лично я ценю в этом жанре прежде всего атмосферу, а вот она здесь получилась просто отличная - жуткая и гнетущая и практически без присущих большинству фильмов того времени "скримеров". А его необычная структура, по крайней мере при первом просмотре, преподносит немало сюжетных неожиданностей.
В сети фильм можно отыскать в виде копии с зарубежного Blu-Ray в разрешении 1080р, а вот из переводов всего два любительских - от Xixidok'а и Den904.