Почти каждый ученик, получив в руки заветную визитку с номером телефона инструктора волнуется словно перед первым слепым свиданием. Никогда не знаешь, кто скрывается под незнакомой фамилией, и каким он(а) окажется.
Почти каждый водитель учится лишь однажды, и автошкола для него единственная и несравненная. И очень жаль, если этот единственный опыт будет печальным, трудным и болезненным. На своей собственной шкуре опробовав различный опыт обучения, могу сравнить ипостаси разных инструкторов, и подсказать вам, какие красные флаги могут помешать вам выстроить удачную дорогу к заветным правам.
Итак, стоит задуматься над сменой инструктора...
🚩1. Если перед уроком вождения вы испытываете тревогу.
Легко предположить, что тревога - неизбежный спутник начинающего водителя перед дорожной обстановкой и самим автомобилем. Она простительна и даже очевидна на протяжение первых 5-7 занятий. Но что если тревожное чувство не покидает вас и в дальнейших поездках, то стоит постараться дифференцировать его происхождение. Машина больше не "кусается", дорожная обстановка точь в точь как на картинках из билетов, ПДД отскакивают от зубов, но что именно заставляет душу трепетать? Может, общество бравого инструктора?
В воздухе витает стереотип о том, что инструкторы - прокуренные матерые дядьки, тяжко взирающие на неугодного ученика из-под таксистской кепки, а из арсенала великого и могучего взявшие только бранные слова. В целом, не на пустом месте стереотипы строятся. Для моего учителя звезды сошлись во всех пунктах, кроме проецирования тяжелого словца на мою хрупкую психику. Но от кого-то может отвернуться и эта звезда.
Как бы мы ни были готовы к этому, а готовым не будешь никогда. Мало того, что из-за гнета атмосферы в салоне тяжело воспринимается необходимая информация, так еще постепенно формируется отторжение от самого процесса обучения.
На протяжение всех 27 занятий я с тревожным чувством ждала каждую встречу с инструктором. Использовала все мыслимые способы успокоения, от сладкого и мытной жвачки до дымовой завесы испарителя.
Каково же было мое удивление, когда на занятиях с частным инструктором я буквально мчалась к заветной машине, радостно махала доброму учителю за километр, и, главное, за день с ним узнала больше, чем за все 27 загубленных талонов с "родным" дядей из автошколы.
🚩2. Если инструктор допускает уничижительные комментарии и травлю.
Здесь все понятно без дальнейших объяснений.
"Да и пусть оскорбляет, так быстрее запомню".
Градус дикости в этой оправдательной фразе завораживает. Мы протестуем перед насилием над детьми, над домашним насилием супругов, но нам терпимо, когда нас оскорбляет мсье, которому мы заплатили кровные 40 и выше тысяч рупий? Отчего же нас коробит, когда в школах на детей обрушивается травля от учителя? Аналогия напрашивается сама собой.
Не должно быть в коммерческих отношениях взрослых людей места грубости!
🚩3. Неструктурированное обучение (особенно при обучении с нуля).
Если в первый день знакомства с машиной ваше занятие напичкано выездом в город, поворотами налево, направо, вокруг своей оси и перестроениями, у меня плохие новости. Психика от такого авантюризма пошатнется как у ученика без навыков, так и у самого инструктора от беспрестанного ожидания последствий такового аттракциона.
Как никто не бросит первоклассника в бездну изучения трехтомника Л.Н. Толстого, так и начинающего водителя бросать в оживленный поток сродни кощунству. Уроки должны быть структурированы:
- Доставка на дром с последующим изучения органов управления ТС
- Знакомство с движением машины, ее габаритами в ограниченной территории
- Маневры поворотов, "змейки" и заднего хода на закрытой площадке
- Парковка
...и лишь потом выезд в город.
В пределах города идеально, если занятия будут проходить по темам, как то последовательные повороты направо, налево, перестроения, развороты и т.п. Т.е каждое занятие оттачивает каждый навык отдельно, а не сочетает в себе суп из всех неумений ученика.
🚩4. Отсутствие полноценной обратной связи.
Можете ли вы в процессе обучения сказать, что у вас получается хуже всего? Можете. Чаще всего вы это видите и сами, и слышите от инструктора комментарии "Что ты творишь?", "Что за фигню ты делаешь?" и т.д
А можете ли вы сказать, что у вас получается хорошо? То, что не успел принизить или поправить инструктор? Предположить, что вроде ловко поворачиваете направо, ибо ни разу не повстречались с бордюром или пешеходом?
Я считаю, что любое обучение должно строиться на огласке ваших результатов. "Вы отлично поворачиваете налево, но есть проблемы с разворотом", сказал инструктор.
"Отлично, стоит больше уделить внимание развороту. Но раз я классно еду налево, то можно подсмотреть навык в этом маневре, чтобы на его основе проработать недочеты в другом", подумали вы.
В ином случае вы выходите с обучения с заложенной уверенностью, что у вас все либо никак, раз не обращают внимания, либо плохо, раз все же обратили.
🚩5. Игнорирование изучения определённых маневров.
Начну с примера. Когда последний 27-ой талон перешел в руки моего инструктора,, меня озарил вопрос:
— Почему мы никогда не пробовали выбрать место для остановки? Это обязательное условие в регламенте ГАИ.
На что последовал резонный ответ:
— Так ты и не просила.
Под этим нарывом вскрылась суровая правда о моем неумении выполнять разворот с прилегающей территории, разворот на перекрестке и некоторые мелкие навыки, оптимизирующие управление автомобилем и незнание важных аспектов поведения на экзамене.
Прежде чем заклеймить меня "бабой за рулем", уточню, что мое неумение данных маневров обуславливалось отсутствием их изучения. Можно сказать, что обучение в интересах самого ученика, и именно он должен проявлять инициативу и просить чему-либо его научить. Но не дико ли выпрашивать одолжение у инструктора, назначенного довести тебя до экзамена?
В твоих интересах оттачивать полученные навыки до идеала, прорабатывать неуверенные маневры, но не умолять дать тебе базу за твои же деньги.
🚩6. Незаинтересованность в ученике.
Да, инструктор заботливо хранит в бардачке карточки аж 20-25 своих учеников, и запоминать их не хватит ни одного ресурса памяти.
Но для того в ученической карточке и обрисованы названия тем и навыков, которые сегодня ученик должен усвоить, дабы не пришлось учителю запоминать уровень каждого.
Намного проще просто молча откатывать один и тот же маршрут изо дня в день - ведь точно не ошибешься и ничего не пропустишь!
Можно с тяжёлым вздохом отрываться от телефона с забавными видосиками, когда ученик что-то посмеет спросить в дороге - вдруг образумится, и не будет больше отвлекать взрослых от их дел.
А также очень просто бросить ученика после последнего занятия в пучину ГАИ, ничего не объяснив, не рассказав, что он видит еженедельно из года в год. Сам ведь прочитает где-нибудь в инете.
А дабы пережить все мучительные часы взаимодействия с салагами, можно еще и курить в салоне - нервы уже ни к черту.
🚩 7. Незаинтересованность в занятии.
Мой инструктор все первые и самые важные занятия продавал старую машину и покупал гараж, все свое время отдавая телефону.
Также обращаю внимание, что недопустимо ехать в кромешной тишине. И нет, музыка тоже не исправит ситуацию.
Невообразимо, что даже самый талантливый ученик с первого пинка сумеет спроецировать ПДД и выученные билеты на реальную дорожную обстановку. Учить должен проговаривать неочевидные моменты, учить новичка обращать внимание на знаки, объяснять логику расстановки светофоров, сложных перекрестков и прочих важных нюансов. Именно поступенно закладывая фоном детали в сознание ученика, можно быть уверенным в том, что они там точно задержатся.
Но если человек справа постоянно переписывается в мессенджерах, общается по телефону, смотрит смешных котят - это верный знак, что пора как минимум спросить, не мешаете ли вы ему своим присутствием. А то мало ли.
Такое поведение учителя опасно как для процесса обучения начинающего, так и для обоюдной сохранности находящихся в машине.