Казахстану не нужно массово переходить на глубокую переработку зерна, как того требуют власти страны. Как заявили в Союзе зернопереработчков, мукомолам уже сейчас не хватает отечественного зерна, в переработке они активно используют российское. Во-вторых, если мы завалим рынок продукцией глубокой переработки, мы рискуем сильно уронить цены, сообщает агентство «АПК Новости».
«О глубокой переработке зерна нам говорят уже лет 10. Эта тема так и идет волнообразно. Сейчас она возобновилась вновь. С точки зрения мировой торговли, экспорт муки не занимает лидирующие позиции. Есть масса других направлений переработки. Это и солод, и крахмал, пшеничная клейковина. В Казахстане порядка 70 мукомольных предприятий, и если каждый начнет перерабатывать 500-800 тыс. тонн зерна, такого объема у нас просто нет», - сказал вчера на Международном Инвестиционном Форуме «Asia AGRO Переработка 4.0» председатель совета учредителей Союза зернопереработчиков Казахстана Евгений Ган.
По его словам, что емкость мирового рынка по глубокой переработке зерна составляет порядка 5% в год. Если Казахстан завалит рынок данной продукцией, цены пойдут вниз.
«Произойдет то, что у нас произошло со льном. Мы произвели слишком много льна и уронили мировую цену. На данное время есть одно предприятие Bio Operations, оно является якорным, и этого достаточно. По моему мнению, в это направление может уйти 1-1,5 млн тонн зерна. С точки зрения насыщения внутреннего рынка и востребованности экспорта, больше делать не надо. Меня очень тревожит, когда говорят, чтобы все как один пошли в глубокую переработку зерна. А это ведь еще и базовый показатель Комплексного плана. Я этого не понимаю. Это перспективно, но не для всех, не для каждого», - отметил Евгений Ган.
Казахстан на данное время занимает 2 устойчивое место по экспорту муки, поставляя 2,1-2,3 млн тонн. Это достаточно большие объемы, и они успешны, считают в Союзе. Мукомолье РК ориентировано на страны Центральной Азии - Узбекистан, Таджикистан, Кыргызстан, - и Афганистан. Это 99% рынка. Но на данное время «наше всё» – это Афганистан. Туда поставляется порядка 70% от всего объема производства. Затем идет Узбекистан и Таджикистан.
«Они обеспечиваются зерном из Казахстана или из России через Казахстан. Это если зерном. А если мукой, то они обеспечиваются тремя странами – Казахстан, Узбекистан, работающий в основном на нашем зерне, и Россия, которые за последние 2 года сделала рывок и сейчас успешно осваивает рынки стран Центральной Азии», - пояснил Евгений Ган.
По его словам, В Казахстане в последнее время наблюдается такая тенденция, когда казахстанские мукомолы переносят свой бизнес в Узбекистан и Россию. В этом году порядка 10 компаний перенесли свои активы в соседние страны. С точки зрения бизнеса это правильно, считает Евгений Ган. Эта тенденция есть и ее нельзя сбрасывать со счетов.
При этом он отметил, что рынок стран Средней Азии очень активен и очень растет. Казахстанского зерна не хватает, поэтому мукомолы закупают российское.
«Но мы его закупаем по двум причинам: не хватает своего зерна и, вторая, -российское намного ниже по себестоимости. И для того, чтобы быть конкурентными на внешних рынках, мы работаем на российском зерне. Это данность», - сказал эксперт.
По информации, которая прозвучала на Форуме, в Казахстане зерно и мука составляют монополию по экспорту.
«Мне часто говорят, что экспорт муки - это явление сегодняшнее. Завтра его не будет, будет только экспорт зерна. Но экспорт муки в физических объемах пока растет. Если взять мировой экспорт зерна и муки, доля переработанной продукции падает, но остается в строю. Экспорт муки – это индикатор мировой политической стабильности», - считает Е.Ган.
Подробнее на сайте: