Найти тему
Nurgul Kaldybayeva

Как зародилась индустрия моды

Мода как привилегия, доступная только для высшего класса, существовала задолго до 19 века. Но как индустрия, ставшая доступной для широкой массы, зародилась ближе к середине 19 века.

Именно в 19 веке активно развивается промышленность. Развитие одной отрасли ведет за собой появление другой.

В 1855 Зингер выпускает в продажи швейные машинки. Изобретают анилиновые красители, с помощью которых можно выкрасить ткань в любой оттенок. Теперь платье можно было сшить намного быстрее в домашних условиях, купив яркую ткань, окрашенную с помощью анилина. До этого одежду шили вручную по индивидуальным меркам в ателье, что занимало больше времени и стоило бОльших денег, либо на больших ткацких станках на фабрике. Швейные машинки сильно ускорили и упростили изготовление одежды. Женщины оделись в платья самых разных оттенков, которых до этого никогда не было.

платье окрашенное анилином
платье окрашенное анилином
платье окрашенное анилином
платье окрашенное анилином

ткань платья выкрашена анилиновыми красителями
ткань платья выкрашена анилиновыми красителями

7 января 1839 года официально считают датой изобретения фотографии. Таким образом, дома мод фотографировали свои новинки на моделях и рассылали по почте клиентам.

6 мая 1840 запускается первая почтовая марка, с помощью которой люди могут выписывать себе журналы, которые доставлялись в разные города по железным дорогам, запущенным также в 19 веке. Как результат развивается реклама. А еще люди могли отправить свои мерки по почте в ателье, получить готовое платье также по почте.

В 1867 году вышел первый номер Haarper's Bazaar, а в 1892 первый номер Vogue. Теперь все кто захочет могут прочесть о модных тенденциях из журналов, а не только узкий круг из высшего общества.

В журналы стали вшивать выкройки. И женщины по этим выкройкам могли сшить себе платья на швейной машинке не тратясь на портных. Так появляется понятие "Эффект просачивания вниз".

"Эффект просачивания вниз" - когда модные тенденции становятся доступны среднему и низшему классу.
Обложка Harper's Bazaar за 3 октября 1868 года
Обложка Harper's Bazaar за 3 октября 1868 года

В 1846 в Нью-Йорке открывается первый универмаг по типу торгового центра под названием A.T. Stewart Dry Goods Store, более известный как Marble Palace.

В 1872 в Париже открывается универмаг Au Bon Marché, что в переводе означает "дешевый рынок". Толпы людей могли прогуливаться по универмагу и рассмотреть не только дешевые, но дорогие товары, которые до этого продавались в закрытых бутиках для богатых покупателей. В торговых домах были не только магазины, но и кафе, посетительницам и их детям давали небольшие подарки, а также для привлечения посетителей в торговых центрах проводились выставки. Таким образом, развивается культура шопинга и потребления.

Мода стала доступной для всех, и это не нравится высшему классу, ведь теперь у них нет той прерогативы. Им нужны новые модные тенденции, новые фасоны, чтобы обособиться от всех остальных.

В 1868 модельер Чарльз Ворт создает Парижский синдикат высокой моды.

С этого момента индустрия моды делится на Высокую Haute Couture и готовую одежду массового производства.

В Парижский Синдикат Высокой Моды входят известные модные дома, которые шьют по индивидуальным меркам вручную, а их клиенты первыми получают одежду по самым последним модным тенденциям.

Чарльз Фредерик Ворт, создавший Парижский Синдикат Высокой Моды
Чарльз Фредерик Ворт, создавший Парижский Синдикат Высокой Моды

Целью Синдиката Высокой Моды было защитить модные дома от копирования, создавать новые модные тенденции, которые доступны только для своих клиентов. Чарльз Ворт первым пришивает на одежду бирки со своим именем, что свидетельствовало о высоком качестве шитья.

бирка с именем Ворта
бирка с именем Ворта

Тогда же появляется радио, кино и электричество. Первое в мире метро открылось в Лондоне в 1863 г. С развитием транспорта люди стали больше путешествовать, появилась ночная жизнь. Это все повиляло и на гардероб женщин. Создается одежда для путешествий, для велосипедных прогулок, для плавания.

самодвижущийся экипаж «Жанто» (1898)
самодвижущийся экипаж «Жанто» (1898)

гоночный электромобиль «La Jamais Contente», 1899 г
гоночный электромобиль «La Jamais Contente», 1899 г

Таким образом, 19 век начавшийся с повозок и свечек, заканчивается автомобилями, торговыми домами, электричеством, модными журналами и становлением моды как индустрии.