Найти тему
Минская правда | МЛЫН.BY

Рейтинг Шольца достиг рекордно низкой отметки. Уйдет ли электорат «светофора» к оппозиции

Фото: из открытых источников
Фото: из открытых источников

Последние опросы общественного мнения в Германии указывают на самую низкую популярность действующего канцлера с 1997 года, со времени позднего Гельмута Коля, опустившуюся до отметки в 20%.

Олаф Шольц оказался неспособным сохранить все лучшее, что осталось от «эры Меркель», и больше в глазах немцев не ассоциируется с политиком, способным обеспечить необходимую социально-экономическую стабильность, хоть эпизодически ему это и удается. Партии правящей коалиции также не могут похвастаться высокими рейтингами: старшая из них СДПГ на начало этой недели имела только 14%, что на один пункт ниже, чем у младших «зеленых», а СвДП при сохранении нынешних цифр рискует вообще не попасть в следующий состав бундестага. Это же касается и левых без Сары Вагенкнехт. Одновременно вырос рейтинг ХДС/ХСС до 33% и «Альтернативы для Германии» — до 21%.

С одной стороны, подобная ситуация не выглядит неожиданной, поскольку в третий год своего правления «светофор» вступил с бюджетным кризисом, вылившимся в угрозу отсутствия утвержденного государственного бюджета на следующий год, неудачами с обещанным перевооружением бундесвера, потоком беженцев, с которым не в состоянии справиться, энергетическими потрясениями и недостаточными инвестициями в экономику.

С другой же стороны, ситуация в немецкой экономике улучшается: отмечается снижение инфляции третий месяц подряд, растут номинальные зарплаты немцев, но на настроениях людей, которые фиксируются в опросах, это соответствующим образом не отражается.

Почему так происходит? Это можно объяснить инерцией и зыбкостью текущего момента. Люди пока еще не ощутили, что их материальное положение улучшилось, но прекрасно помнят все, что было год назад. К тому же начавшаяся зима несет в себе массу неожиданностей. Никто пока не знает, придется ли вырубать парки и топить печи книгами, достаточно ли будет топлива во введенных в действие плавучих терминалах сжиженного природного газа.

Пока немцы задают эти вопросы, та же «Альтернатива для Германии» дает на них простые ответы, завязанные на понимании интересов среднестатистического немца. При этом объясняется, что энергетического кризиса не существовало, если бы правительство Шольца не рассорилось с Россией из-за Украины, а неконтролируемый приток мигрантов не съедал бы деньги, предназначенные для немцев. Если приправить ответы на популярные вопросы критикой канцлера за отсутствие харизмы, планов на будущее и непрофессионализм, то электоральные предпочтения немцев по логике должны уйти от правящей коалиции к оппозиции, что и происходит.

Возрастающая популярность ХДС/ХСС и «Альтернативы для Германии» — это отражение запроса на более понятную и легко прогнозируемую политику, чего как раз в данный момент не хватает правящей коалиции. С этим также может быть связан и запрос на политика другого типа, отличного от действующего канцлера, такого, который будет выглядеть более простым, серьезным и, главное, надежным.

Продолжающийся рост популярности «Альтернативы для Германии», который уже вылился во второе место на земельных выборах в Гессене и третье — в Баварии, можно объяснить не только «антисветофорной» риторикой, но и в немалой степени — стремлением к еще большей радикализации. Расширение места партии в публичной политике наравне с нестабильным положением в стране приводит все больше людей к правопопулистам, несмотря на игнорирование их со стороны традиционных партий, доминирование которых на немецкой политической сцене может быть утрачено. Таким образом, «Альтернатива для Германии» имеет шансы вырасти из партии ситуативного протеста в организацию с постоянным электоратом, который поддержит ее независимо от внешних и внутренних потрясений. Единственное, чего в ближайшей перспективе она не сможет достичь, так это статуса старшей правящей партии хотя бы в одной из федеральных земель. Это связано не с тем, что последняя не сможет победить на выборах в ландтаги, а с отказом других партий от коалиции с ней.

Наличие малых ситуативных экономических успехов у правящей коалиции не конвертируется в высокие рейтинги еще и потому, что партии, входящие в нее, продвигают не общую стратегическую цель, а собственные тактические задачи. У социал-демократов — это дальнейшее продвижение Германии к успеху как социального государства, у «зеленых» — соответствующая названию партии повестка дня, у либералов — минимизация вмешательства государства в экономические процессы. Такое положение особенно в нынешней ситуации выглядит тяжелым бременем, с которым правительство не имеет шансов справиться. Наслоение внутренних и внешних вызовов, отсутствие внятного видения будущего у «светофора» дает минимум шансов на понимание и поддержку со стороны электората. Не известно, сможет ли с этим справиться следующее правительство Германии, но у электората хотя бы присутствует надежда на это, а с нынешней коалицией большинство избирателей не связывает никаких позитивных надежд. Окно возможностей для «светофора» все плотнее закрывается.

Автор: Александр Черный