Найти тему
Людмила Плотникова

О старинной жизни

Участники экспедиции в школьном музее, с. Верхнеключевское, 2005 г.
Участники экспедиции в школьном музее, с. Верхнеключевское, 2005 г.

11 и 12 июля 2005 года в Катайском районе работала фольклорно-этнографическая экспедиция под руководством курганского профессора Валентины Павловны Фёдоровой, участником которой был также Центр русской народной культуры «Лад» (г. Шадринск). Участники экспедиции посетили село Верхнеключевское, а потом планировали поехать в Зырянку – мою малую родину. Конечно, упустить возможность побывать в селе вместе с участниками экспедиции, я не могла. И вот мы в бывшем волостном селе.

Село Зырянка. Богоявленская церковь. Рисунок  Ю. Кравченко
Село Зырянка. Богоявленская церковь. Рисунок Ю. Кравченко

Здесь состоялись встречи со старейшими жительницами Зырянки А. И. Пономарёвой, М. К. Тарских и М. А. Зыряновой, которые поведали о прежней жизни.

В. П. Фёдорова и А. И. Пономарёва. Фото автора
В. П. Фёдорова и А. И. Пономарёва. Фото автора

Августа Ивановна рассказала историю дома священника, о старинных обрядах, поделилась историями из жизни села. В Крещенье на Синаре вырубали прорубь в виде креста, и священник освящал воду в реке. После этого можно было умыться этой водой или окунуться. Воду брали домой, умывали или кропили больных и скот. Рассказчица поделилась историей, которая произошла в их семье.

Л. С. Пономарёва. Фотография из архива семьи
Л. С. Пономарёва. Фотография из архива семьи

У матери Лепестиньи Семёновны Пономарёвой загулял муж. Простила она его (в семье были дети), а через какое-то время он умер, потом слегла и его зазнобушка. Долго она мучилась, а смерть всё не приходила. Послала она тогда за Лепестиньей. Та взяла с собой младшую дочь Августу и пошла к женщине. Она попросила у Лепестиньи прощения и сказала, чтобы гостья обрезала ей волосы. А волосы были чёрные и длинные. Взяла Лепестинья ножницы и подрезала волосы. И на их глазах женщина раскинула руки и ноги, будто от невидимых пут освободилась, и испустила дух.

Мария Ксенофонтовна Тарских и Мария Антоновна Зырянова рассказали о поклонных крестах (Крестиках).

В. П.Фёдорова, Л. В. Плотникова, М. К. Тарских
В. П.Фёдорова, Л. В. Плотникова, М. К. Тарских
М. А. Зырянова. Фотография из архива семьи
М. А. Зырянова. Фотография из архива семьи

Оказывается, такие одиночные кресты стояли за Чернушкой, Зырянкой и Окатовой. Около них находились специальные лавки, куда ставили иконы, принесённые из Богоявленской церкви в Зырянке. На иконах были полотенца, так как руками до священных образов нельзя было касаться. Ходили до Крестиков обычно на Петра и Павла (12 июля). В крестном ходе участвовали почти все жители. В такие «Петровки» носили дары и раздавали нищим. Потом иконы уносили обратно в церковь.

За селом Зырянским около озерка находилась часовня, в которой отпевали тех людей, которые умерли не своей смертью. Хоронили их около этой же часовни, а не на основном кладбище.

Небольшая часовня была и в Чернушке. Она перестала действовать, когда закрыли церковь в Зырянке, а потом её совсем разобрали.

С. А. Гаврилов и В. П. Фёдорова в Зырянке, 2005 г. Фото автора
С. А. Гаврилов и В. П. Фёдорова в Зырянке, 2005 г. Фото автора

Валентина Павловна Фёдорова поделилась с нами случаем, который произошёл в одном из районов Курганской области. Местные мужики сделали поклонный крест из языческой каменной бабы, которая раньше стояла на древнем кургане. Люди ходили к этому кресту, молились. Когда в годы Советской власти начались гонения на церковь, мужики тайно увезли святыню и где-то спрятали подальше от чужих глаз. А на том месте, где стоял поклонный крест, через какое-то время образовалось топкое место.