В Казахстане развернулись острые дискуссии вокруг российского сериала "Слово пацана. Кровь на асфальте". Уже стал вопрос о запрете к показу сериала. Хотя, госчины, вовлеченные в дискуссии, сами ещё не смотрели этот сериал.
Глава MMA-промоушена Naiza Нурбек Карабала после просмотра нашумевшего сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте» записал видеообращение с напутствием молодому поколению. В своем обращении он подчеркивает, что направлять свою энергию стоит в спорт, нежели в сторону криминала.
- Многие после просмотра, наверное, вспомнили свое детство или молодость 80-х, 90-х годов. Но, чтобы мне хотелось сказать нынешней молодежи. Братья, такие движения сейчас не пройдут. Кто-то пострадает, кого-то посадят, кто-то инвалидом станет. Поэтому будьте осторожны. Не надо вестись на поводу, это всего лишь кино. Это прошедшая романтика. Сейчас время другое, мы другие. Нынешняя молодежь должна быть патриотичной, возвышать флаг страны, помогать семье. Есть множество других жизненных путей. Это раньше много чего не было, а сейчас ,слава Аллаху, есть спортивные секции, кружки, спортзалы, культурные центры. Поэтому направляйте свою энергию туда, а не в сторону криминала. Этот путь к хорошему не приведет, - сказал Нурбек Карабала.
Министр науки и высшего образования Саясат Нурбек и министр просвещения Гани Бейсембаев ответили на вопрос, нужно ли запретить в Казахстане нашумевший российский сериал "Слово пацана. Кровь на асфальте", передает корреспондент Tengrinews.kz.
По словам Саясата Нурбека, соответствующий вопрос сейчас изучается.
"Как вы знаете, действительно сейчас очень много информации вокруг этого сериала. Несколько заявлений было и в самой Российской Федерации сделано. Мы сейчас изучаем этот вопрос. Каких-то преждевременных выводов делать не хотим. Наше министерство подключило несколько своих экспертов, также из Министерства информации. Вопрос изучается. При необходимости, возможно, будут какие-то решения приняты. Но пока какого-то большого ажиотажа мы не видим", - заявил министр науки и высшего образования.
Похожим был и ответ его коллеги из Министерства просвещения Гани Бейсембаева.
"Министерство просвещения и я лично против всякого рода насилия. Должна быть нулевая терпимость. Касаемо данного вопроса: идет определенное изучение. Как вам известно, насколько я осведомлен, даже страна-производитель рассматривает этот вопрос у себя. Никакое насилие в школе или же такие произведения не должны иметь место в нашей стране. Мой коллега правильно сказал: здесь нужно изучение экспертами, чтобы принять правильное решение", - сказал министр.
Вместе с тем министры признались, что сами сериал не смотрели.
По сюжету сериала события разворачиваются в 80-е годы прошлого века в Казани. 14-летний Андрей из интеллигентной семьи становится частью подростковой банды "Универсам". Кроме самого сериала, соцсети раскачали и его саундтрек: главная песня, которую исполняет дуэт "Аигел", захватывает соцсети и чарты Shazam.
В основу художественного сериала легла документальная книга журналиста Роберта Гараева «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х» о «казанском феномене» — времени, когда банды держали в страхе весь регион. Наиболее известными группировками были «Хади Такташ», «Жилка», «Грязь», «Тяп-Ляп».
История главного героя очень похожа на события из реальной жизни Гараева, который лично наблюдал расцвет уличных банд. Группировки жили по своим понятиям и делили так называемый асфальт, то есть территорию. Гараев вспоминает, как сам вступил в группировку под названием «Низы».
«Пока ты не участник группировки, вообще было опасно ходить по улице. Потому что тебя кто-то постоянно пытался остановить и отнять деньги, побить и всякое такое. А у меня ситуация возникла, мне нужна была защита», — рассказывает Гараев.
Российская молодёжь после показа первых серий стала в игровой форме подражать героям, устраивая уличные баталии. Подростки из Татарстана начали играть в «слово пацана», снимая свои «стрелки» на мобильные телефоны и накладывая на видео музыку из сериала. Издание «Татарстан-24» сообщило, что полиция установила личности всех подростков. Их родителей силовики пригласили «на беседу».
Чиновников беспокоит возможная романтизация криминала. На сегодня к просмотру доступны пять серий. Уже звучат предложения запретить показ оставшихся трёх серий.
Громче всех против показа сериала высказался глава Татарстана Рустам Минниханов: «Мы это проходили, и мы не имеем права допустить повторения событий прошлого. И вообще, мы должны реагировать на такие сюжеты, такие фильмы. Наш парламент, мы должны донести до руководства страны, что такие фильмы не соответствуют той политике, которую мы преследуем».
Уполномоченная по правам ребёнка в Татарстане Ирина Волынец увидела некое «влияние извне» в сериале про Казань конца 1980-х: «Есть большие подозрения, что кто-то режиссирует это извне и дети просто выступают в качестве марионеток. И это только первые звоночки, а что будет, когда сериал выйдет полностью? Агрессия, насилие уже сейчас льются с экрана смартфона на ребёнка, потому что большая часть детей смотрит это на смартфоне».
Председатель комитета Госдумы по защите семьи Нина Останина обратилась в Следственный комитет и Роскомнадзор для проверки сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте» на предмет пропаганды «запрещённой информации, способной причинить вред подрастающему поколению».
У сериала нашлись и сторонники.
«Отстаньте от сериала. Это наша жизнь. И она такая, слава богу, в прошлом. Лично я сделаю всё, чтобы подобные тёмные времена никогда не вернулись. Слово пацана», — написал в ответ депутат Госдумы России Евгений Попов в своём telegram-канале.
ЧТО ПРОИСХОДИТ В КАЗАХСТАНЕ ВОКРУГ СЕРИАЛА?
Сериал оказался настолько популярным, что фрагменты из киноленты заполонили и Казнет. Взрослые пользователи социальных сетей вспоминают свою юность и драки за территории, которые молодёжные группы считали своими.
в Астане неизвестный написал на автобусной остановке «чушпаны» — слово, которое неоднократно звучит в российском сериале. Надпись появилась прямо напротив здания министерства внутренних дел. Хотя этот эпизод вряд ли можно считать вызовом, брошенным силовикам, полицейские обратились к родителям подростков и педагогам в разных регионах.
«Призываем родителей и педагогов школьных учреждений после просмотра сериала держать под контролем детское внимание и основываться на том, что фильм наполнен высокой моралью, в связи с плохим концом нехороших бандитов в финале, как в "Бригаде" или "Бумере". Мы вместе должны не дать подросткам поломать им жизни, чтобы не видеть матерей с клетчатыми сумками возле тюрем», — говорится в обращении районного управления полиции в Алматинской области.
ЗАПРЕТ НЕВОЗМОЖЕН?
Главные претензии российских чиновников к сериалу заключаются в том, что фильм, с их точки зрения, оказывает разрушительное воздействие на детей, а маркировка 18+ никак не мешает подросткам скачивать и смотреть контент с возрастным ограничением.
«Особенно удручает, что фильм снят на государственные деньги частично, плюс создатели зарабатывают на скачивании. Это всё платные ресурсы. Я рассчитываю, что меры будут приняты и данное, с позволения сказать, произведение искусства просто будет запрещено к показу», — заявила уполномоченная по правам ребёнка в Татарстане Ирина Волынец.
Бюджет проекта в открытом доступе не опубликован. Известно, что ленту снимали при поддержке Института развития интернета, канала НТВ и «НМГ Студии».
Даже если чиновники — в России или Казахстане — заявят о запрете сериала, ограничить к нему доступ на практике невозможно. Кинолента уже размещена на видеохостингах и онлайн-платформах. Сериал показывают по графику. Премьера последней, восьмой серии «Слово пацана» запланирована на 21 декабря.
А вот интересный отрывок из интервью бывшего члена одной из тех молодежных группировок, о которых снят сериал.
- В сериале часто говорится, что "пацан никогда не извиняется" и ещё, что "слово пацана - только для пацанов". У вас как с этим было?
- То, что "слово пацана только для пацанов" - так оно и было. Потому что для члена группировки весь мир поделен на "пацанов" и "чушканов", как в фильме говорится. У нас их называли лохами. Лох для пацана - недочеловек. Вернее, даже не так. Недочеловек - это "помогающий", то есть тот, кто платит, но пацаном ещё не является. А лох - он и не в группировке, и не платит. Поэтому по отношению к нему понятие беспредела отсутствует. Что касается извинений, то у нас это западло не считалось. Прощения просили, если это было уместно.
- В сериале меня поразила ещё одна вещь, связанная с каким-то идейным извращением. С одной стороны Адидас кричит: "Мы - улица, и нас ваши арестантские порядки не касаются!", но при этом сам ведёт пацанов на грабёж и вымогательство. И вообще, всё бытие группировки построено вокруг криминала. Тут нет противоречий?
- Конечно, тут много противоречий, но в группировках, действительно, люди ориентировались на криминал. Вымогать деньги на улицах, воровать - это всё поднимало престиж, а статус многое значил. Например, пацаны часто на общак денег сдавали больше, чем помогающие, но статус пацана был выше. Поэтому к этому стремились. А заслужить дурную славу можно было только дурными поступками. Но, с другой стороны, не всякий криминал котировался. Например, наркота строжайше наказывалась. Барыг жёстко прессовали, и в эпоху группировок для тяжёлой наркоты город был закрыт. И это один из немногих плюсов того времени. А снимать шапки, вытаскивать магнитолы или совершать квартирные кражи - вот это соответствовало образу "честного пацана".
- В фильме был эпизод, когда парня отшили из группировки за враньё, которое едва не обернулось войной между улицами. За что отшивали в ваше время?
- Отшить могли за многое. И если отшивали, то, как показано в фильме, били и путь обратно был уже закрыт. Но, кстати, были группировки, которые к себе отшитых принимали. Тут всё зависит от того, за что отшили. Конечно, за враньё перед старшаками отшить могли. За связь с ментами, за слив инфы враждебной группировке, за тяжёлые наркотики (хотя тогда достать их было очень сложно). Ну и чисто зоновские моменты ещё были, которые нет смысла упоминать.
- Вспоминая свою юность, ты ностальгируешь по этим временам? Сколько в них было киношной романтики?
- Ни капли не было. В группировку шли не за романтикой, а из-за выживания. Вспоминаю с сожалением о потерянных годах и убитом времени. Часто думаю о том, как бы сложилась моя судьба, если бы я родился и вырос не в России 90-х годов, а где-нибудь в благополучной Европе, где было бы не страшно выходить вечером на улицу. Это ужасные времена и миллионы искалеченных судеб. Дерьмо, а не романтика. Я рад, что мы из этого дерьма выбрались и надеюсь, что шаг назад уже не сделаем...
- И что, они жили по каким-то своим выдуманным понятиям, отличным от воровских?
- Воровские понятия - они для зоны и для блатных. В группировках же порядки определялись старшаками. Поэтому от группировки к группировке эти внутренние порядки могли отличаться. Например, где-то до 16 лет строго запрещалось курить, а где-то на это закрывали глаза. Где-то воровать считалось не обязательным, а где-то к этому чуть не принуждали. Были, конечно, общие принципы, потому что группировкам нужно было как-то договариваться, но, в целом, отождествлять тюремные понятия с понятиями в группировках - это неправильно.
- В сериале было показано, что в группировку брали не всех. Просто так, со стороны, вроде как, было сложно попасть...
- Возможно, в конце 80-х что-то такое и было. Но у нас в начале нулевых брали всех по довольно меркантильным причинам: люди - это ресурс. Общак группировки формировался взносами с её членов. Помню, скидывались по 50 рублей. Одна из наиболее крупных группировок в Йошке насчитывала около 3,5 тысяч рыл. Вот, посчитай, какие это деньги. Принимали всех - только плати. Но не всех брали в основу. Основа - это другое.
- Ритуал принятия существовал?
- Как я уже сказал, только для основы. У нас в основе в разное время было 25-30 человек. Чтобы попасть в основу, нужно было "навести кипеш", то есть совершить какое-то преступление. Я, например, на рынке отработал монтажную пену (смеётся). Это, чтобы подтвердить свою смелость. И да, как в сериале, были спарринги. Признаюсь, меня на спарринге побили.
- Для того, чтобы стать частью группировки, мотив понятен - это защита. Но зачем стремится в основу?
- Как всегда: деньги и влияние. Пацаны несли деньги в общак, а старшаки этим общаком распоряжались. Я, например, получал что-то типа зарплаты. И потом, если выходил какой-то инцидент, в случае с рядовым членом могли всё спустить на тормозах, а за основу впрягались всегда. И да, в основу брали не всех. Нужно было либо иметь репутацию обезбашенного типа, либо хорошо драться и гонять на тренировки, либо то и другое. Потому что основа в обязательном порядке гоняла на все стрелки.