Все еще думаете, что электронная подпись – это что-то на сложном и не для всех? Тогда мы идем к вам! В сегодняшней статье рассказываем простым языком о том:
- Что такое электронная подпись?
- Какие виды ЭП существуют в России?
- На каких носителях она может быть представлена?
- Как ее оформить?
Что такое электронная подпись?
Жили себе нормально, подписывали документы вручную, зачем еще придумали какую-то электронную подпись? Мы действительно жили неплохо, только вот на подписание документов уходили часы, а то и недели!
Представьте, что вам сначала нужно распечатать большой договор, потратив немало бумаги и краски для принтера, а потом еще передать его лично или через курьера всем подписантам (а их может быть больше двух). Во-первых, это трата времени и сил, особенно, если подписать документы нужно с тем, кто находится в другом городе. Во-вторых, пройдя через столько рук, договор уже не выглядит так презентабельно, как в самом начале. В третьих, это немалая статья расходов на закупку бумаги и отправку курьеров. Мы уже молчим о том, что потом все эти подписанные документы нужно где-то хранить! А еще бывает и такое, что при отправке документов выясняется, что распечатана старая версия договора (без важных правок), и снова надо печатать и “гонять” курьера. Электронная подпись (ЭП) была создана как раз для того, чтобы подписание документов из сложного и трудоемкого процесса превратилось в минутное дело.
Если говорить простыми словами, то электронная подпись – это цифровой аналог рукописной подписи, который позволяет подписывать документы в электронном виде. В сервисе мобильной электронной подписи Sign.Me, например, сертификат ключа электронной подписи генерируется и хранится в мобильном приложении. Это удобно, потому что смартфон всегда у вас под рукой, никакие дополнительные устройства не нужны.
Виды ЭП: какую выбрать?
В России существуют простая и усиленные ЭП. Давайте разбираться!
1. Простая электронная подпись (ПЭП)
ПЭП, как и следует из ее названия, – самый простой вид подписи, с которым вы сталкиваетесь практически каждый день. Когда вы ставите галочку о согласии на обработку персональных данных, вводите код из СМС или логин-пароль для входа в приложение онлайн-банка, вы, даже не задумываясь об этом, становитесь пользователем электронной подписи. Однако возможности ПЭП весьма ограничены:
- Ей нельзя подписать большинство значимых документов;
- Она не позволяет точно определить подписанта;
- Она не гарантирует, что документ не изменят в одностороннем порядке после его подписания.
ПЭП слабо защищена от мошеннических действий и категорически не подходит для подписания действительно важных документов.
2. Усиленные электронные подписи (КЭП и НЭП)
Расскажем сначала о том, что их объединяет, затем рассмотрим каждую отдельно. Самые надежные виды электронной подписи создаются благодаря применению средств криптографической защиты информации (СКЗИ). Система использует две уникальные последовательности знаков, которые связаны между собой: открытый и закрытый ключи. Второй доступен исключительно владельцу. Шифрование документов, подписываемых пользователем, происходит как раз за счет закрытого ключа. Открытый, в свою очередь, отражается в сертификате, который выпускается удостоверяющим центром. Такой ключ находится в открытом доступе для всех, с кем владелец электронной подписи обменивается документами. Оба ключа связаны между собой математически. ЭП создается закрытым ключом, а благодаря их математической связи – открытым ключом можно проверить подлинность созданной электронной подписи.
Теперь подробнее про каждый вид усиленной ЭП.
Усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП или просто КЭП) – вид подписи, к которому предъявляются самые строгие законодательные требования. Такая подпись подойдет для подписания любых документов, в том числе с государственными органами, например:
- Регистрация прав на недвижимость в Росреестре;
- Сдача бухгалтерской отчетности;
- Регистрация бизнеса в ФНС.
Среди минусов КЭП можно выделить сложную процедуру получения – только при очной идентификации представителем удостоверяющего центра, который прошел правительственную комиссию и получил аккредитацию в Министерстве цифрового развития.
Усиленная неквалифицированная электронная подпись (УНЭП или просто НЭП) – универсальный вариант ЭП. Требования регулятора к ней мягче, чем к КЭП, а надежность такая же высокая, и применять ее можно почти для всех документов. Исключения составляют несколько сценариев, например, регистрация новых юридических лиц, сделки с занесением в государственные реестры и подписание счетов-фактур.
Сегодня НЭП незаменима для каждого физического и юридического лица, а также самозанятого. С помощью нее, например, можно:
- Подписать договор на оказание услуг с самозанятым или ИП;
- Подписать авансовый договор с риелтором или договор аренды;
- Подписать заявление о приеме на работу или уходе в отпуск;
- Вести кадровый электронный документооборот;
- Ознакомиться с приказом или техникой безопасности;
- И многое другое!
Самозанятые при помощи НЭП могут подписывать договоры, закрывающие документы и доп соглашения, находясь в разных городах с заказчиком.
Но самое главное преимущество НЭП заключается в том, что закон разрешает получить ее онлайн – при подтверждении с помощью верифицированной учетной записи на Госуслугах, как это реализовано в сервисе мобильной электронной подписи Sign.Me.
Носители ЭП: какие бывают?
Носитель – это место, где хранится ваша электронная подпись. В качестве него может выступать:
- Токен (флешка) – внешнее устройство, которое подключается к компьютеру. Такие носители распространены, но не всегда удобны.
- Облачное хранилище. Пользователь получает доступ к электронной подписи путем введения логина и пароля, сама подпись хранится на сервере удостоверяющего центра.
- Реестр Windows. Хранить ключ электронной подписи можно в реестре операционной системы, но это совершенно небезопасно и неудобно.
- Мобильное приложение. Смартфон всегда под рукой, к тому же, следим мы за ним гораздо тщательнее, чем за другими вещами. И даже если вы потеряете телефон, воспользоваться вашей подписью у злоумышленников не получится, ведь вход в приложение Sign.Me защищен пин-кодом, а ваша ЭП – шифрованием с применением криптографии.
Как оформить ЭП?
Получить электронную подпись могут граждане РФ в возрасте от 14 лет при наличии российского паспорта, СНИЛС и ИНН, а также иностранные граждане, у которых есть российские СНИЛС и ИНН. Процесс выпуска отличается в зависимости от того, какую подпись вы выбрали. Если это один из усиленных видов, вы неизбежно столкнетесь с удостоверяющим центром. Это организация, которая проводит идентификацию личности заявителя и выдает сертификаты электронной подписи.
Рассмотрим весь процесс по шагам на примере нашего сервиса
Для получения КЭП от Sign.Me вам нужно:
- Заполнить данные на сайте Sign.Me;
- Встретиться с представителем удостоверяющего центра для подтверждения личности;
- Скачать приложение Sign.Me и сканировать в нем QR-код, полученный от представителя УЦ;
- Готово, можно отправлять и подписывать документы!
Для получения НЭП от Sign.Me вам нужно:
- Заполнить данные на сайте Sign.Me и скачать приложение;
- Пройти идентификацию онлайн с помощью верифицированного аккаунта Госуслуг или очно в удостоверяющем центре;
- Готово, можно подписывать документы прямо на смартфоне!
Как видите, для получения НЭП Sign.Me не обязательно даже выходить из дома. Процесс выпуска электронной подписи занимает считанные минуты, после чего вы можете подписывать документы удаленно, а главное – быстро и безопасно.