Найти тему

«Не мыслям надо бы учить, а мыслить»

Строгий учитель физики и умный веселый собеседник – в ней два этих человека сочетаются идеально. Динара Рафековна Косаурова в совершенстве знает свой предмет и смогла влюбить в него не одно поколение учеников.

Учить физику – это труд. О своем педагогическом пути и труде рассказала Динара Рафековна. О том, как надо трудиться на ее уроках, поделились впечатлениями ученики и выпускники.

Как Вы пришли к тому, что стали учителем физики?

Учителем я хотела быть всегда. В школе моим любимым предметом была алгебра. Обожала «щелкать» примеры и задачки из сборников Марка Сканави. Казалось бы, выбор предмета очевиден. Но вот беда: с геометрией, а точнее со стереометрией, мои отношения складывались не очень просто. Пространственное воображение, как оказалось − не мой конек. Чтобы разобраться и решить задачу по стереометрии, я брала картофелину и резала ее, создавая разного рода сечения. Под таким напором стереометрия, конечно, сдалась, но быть учителем математики я не захотела. Почему физика? В ней мне было все понятно, логично и очевидно.

Самое сложное и интересное в начале карьеры?

Карьера началась еще на пятом курсе института: решила поработать в школе. У нас с третьего курса была педагогическая практика, но это отдельные уроки в присутствии ведущего преподавателя. Мне же хотелось окунуться в профессию полностью, без присмотра. Я попробовала и «задержалась» в этой школе на одиннадцать лет. Сейчас мой педагогический стаж – 35 лет.

Про сложности, если честно, не помню. Наверное, были. Сидеть в институте в аудитории и слушать про дидактику и методику - это одна история, а вот стоять у доски - это совсем другое.  А вот интересна была сама жизнь: впереди были сотни дорог, по которым хотелось пройти, сотни дверей, которые хотелось открыть.

На уроке физики
На уроке физики

Есть ли в Вашей профессии место для творчества?

Моя профессия − это и есть творчество. На кафедре всегда, как на сцене: ученики − и зрители, и участники интерактивного спектакля под названием «Урок». На тебя устремлены десятки глаз. И всю эту публику надо удержать, заинтересовать, научить. При этом твоя партия должна исполняться на доступном и понятном языке, а успехи учеников − это твои аплодисменты.

Как и многим учителям, мне удалось побывать в роли режиссера спектаклей на школьной сцене. Да и самой приходилось играть: когда-то у нас была учительская труппа, и мы ставили новогодние спектакли для детей. Самые яркие мои роли − Баба Яга, Кикимора, Кощей Бессмертный. Кроме этого, у меня даже был опыт создания вокально-инструментального ансамбля. Он назывался «13 без одного» − 13 учеников и я. Из инструментов у нас были соло- и бас-гитары, ударные инструменты и синтезатор. Позже одной из моих учениц удалось осуществить мою мечту, подарив мне возможность записать несколько песен в профессиональной студии звукозаписи. Можно сказать, что у меня теперь есть «пластинка».

На уроке физики в седьмом классе
На уроке физики в седьмом классе

Как увлечь детей изучением такого непростого предмета, как физика?

Дело в том, что увлекаться и изучать − это не одно и то же. Увлекаться физикой или чем-то другим – это хобби. Все делают это с удовольствием. А вот учить физику − это труд. Есть такая китайская мудрость: «Учитель только открывает дверь. Входишь ты сам». Не все готовы войти в эту дверь, трудиться серьезно и систематически. Поэтому постепенно пропадает интерес к предмету. Я часто слышу от учеников, что физика им не нужна, так как они считают себя гуманитариями и не планируют связать свою жизнь с фундаментальными науками.

Жаль, что не все готовы изучать физику на школьном уровне хотя бы для того, чтобы быть просто образованным человеком. Ведь это так здорово − суметь ответить в будущем на «почемучки» своего ребенка: «Почему небо синее? Почему вода мокрая? Как муха держится на потолке? Зачем собака высовывает язык? Почему рыба не тонет?» и т.д. Я стараюсь убедить своих учеников, что физика − это не только то, что в учебнике, а то, что вокруг нас. Достаточно всего лишь захотеть это увидеть.

На уроке физики в седьмом классе
На уроке физики в седьмом классе

Есть ли ученики или выпускники, мысли о которых согревают?

Как физик физику: мысли согревать не могут. А если серьезно, то два года профиля в десятом и одиннадцатом классах очень сближают. Мы так много учебного времени проводим вместе, что становимся практически родными. Поэтому всегда рада видеть всех, всегда рада успехам своих учеников. Среди моих первых учеников есть те, кто стал друзьями моей семьи.

Какими успехами своих учеников Вы гордитесь больше всего?

Каждый учитель гордится успехами своих учеников. Гордость за каждого своя: один стал призером региона, другой победил на конкурсе проектов, третий, наконец-то, перешел порог 50% при выполнении работы, а кто-то просто поступил в любимый вуз, благодаря высокому баллу, полученному на ЕГЭ по физике. Это все движение вперед, это шаги, которые приближают каждого к осуществлению своей мечты.

На уроке физики в седьмом классе
На уроке физики в седьмом классе

Что является показателем педагогического мастерства?

«Не мыслям надо бы учить, а мыслить», − к сожалению, придумала не я, а Иммануил Кант. Я считаю, что это и есть педагогическое мастерство.

Чему Вы посвящаете свое свободное время?

Свободное время я посвящаю семье, друзьям и даче. У нас гостеприимный дом. Очень часто к нам приезжают друзья. Мы каждый раз готовим новые «вкусняшки» в казане или в тандыре на свежем воздухе, сражаемся в бильярд и настольный теннис, а вечером играем в настольную игру «Экивоки». Общение заряжает энергией на всю рабочую неделю.

Во время увлеченного объяснения темы на уроке
Во время увлеченного объяснения темы на уроке

Как Вы думаете, доберутся ли учёные до всеобщей теории физического устройства мира?

На этот философский вопрос я дам нефилософский ответ: в основе любой теории, как и теории физического устройства мира, лежат принципы, которые представляют собой обобщение, например, опытных данных. Но никакие опыты не охватывают всего разнообразия условий, в которых могут происходить явления, а измерения имеют погрешность и могут, вообще-то говоря, быть ошибочными. Поэтому добраться до «теории всего», на мой взгляд, невозможно. Можно идти, идти и идти…. И этот путь гораздо интереснее, чем просто финиш.

На уроке физики
На уроке физики
-8

«Динара Рафековна − великолепный преподаватель, она знает, как правильно соединить краткость, красоту и интересность подачи материала. Она нарушает стереотипы о том, что “точным наукам нужен мужской склад ума”. Динара Рафековна – очень системный и принципиальный человек, она всегда оценивает работы честно, предупреждает о них заранее. Все четко и по фактам, всегда дается разбор заданий как простых, так и более сложных. Самое главное – Динара Рафековна сама хорошо знает свой предмет, а это вызывает уважение и доверие к учителю», − делится мнением одиннадцатиклассник Георгий.

«В ней соединились профессионализм, умение держать дисциплину на уроке и товарищеский подход, когда она помогает, выручает в сложных ситуациях с разбором темы или решением задач, − поддерживает одноклассника будущий выпускник Андрей. – Иногда кажется, что Динара Рафековна слишком строгая, но со временем понимаешь и осознаешь, что именно так начинаешь «втягиваться» в предмет и учить физику. Кстати, у Динары Рафековны отличное чувство юмора, она умеет хорошо шутить и иногда рассказывает какие-то истории из своей жизни. В такие моменты умный и серьезный преподаватель превращается в умного и веселого собеседника. Такие моменты очень ценные».

Тимофей – студент второго курса Национального исследовательского ядерного университета МИФИ. Он до сих пор с теплом вспоминает свои уроки физики: «Я, как и многие мои одноклассники из инженерного профиля, очень благодарен Динаре Рафековне. Она всегда доступно объясняла материал. А к тем, кто был особенно заинтересован в изучении физики, относилась как к элите, − улыбается Тимофей. – Но спрашивала Динара Рафековна всех одинаково много, строго, но при этом справедливо. Она была моим научным руководителем на городской конференции. Я до сих пор помню тему – “Ионизация на службе авиации”. Мы с одноклассником Кириллом стали призерами, это было очень сложно. Но запомнилось другое, как какой-то профессор в жюри из МИРЭА пригласил нас учиться к нему и сказал, что “вы здесь единственные, кто может объяснить, почему летают самолеты”. Наша отличная подготовка − заслуга Динары Рафековны».