Найти тему
«Просвещение»

Буллинг и шутинг: как они связаны и как предотвратить трагедии? Рассказывает психотерапевт

Оглавление

7 декабря 2023 года в СМИ появились сообщения о том, что восьмиклассница из Брянска открыла стрельбу по одноклассникам, а после лишила себя жизни. Это не первый подобный случай. Например, ранее журналисты писали об ученице химкинского лицея, которая тяжело ранила другую девочку, похожий случай был и в Башкирии. Каковы могут быть причины подобного поведения подростков и на какой стадии родители и педагоги могут предотвратить шутинг (стрельбу в местах массового скопления людей), «Просвещение» выяснило вместе с психотерапевтом, PhD, основателем сервиса «Бабушка на час» и лектором Российского общества «Знание» Наталией Линьковой.

Наталия Линькова
Наталия Линькова

Основные причины шутинга в школах

Наталия Линькова отмечает: если проанализировать происшествия, которые случались ранее, можно выделить два основных фактора шутинга:

1. Буллинг

«Когда человек долгое время подвергается физическому или психологическому насилию, находится в состоянии стресса, это приводит к истощению организма. И здесь мы можем говорить по посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР), которое подразумевает угрозу жизни как последствие буллинга, а также про замкнутость, повышенную возбудимость и агрессию, которые в том числе выступают симптомами ПТСР», — отмечает Наталия Линькова.

Эксперт подчёркивает: большую роль играет темперамент и особенности характера ребёнка, которые обостряются в подростковом возрасте. На ссоры, неприятие одноклассников, проблемы в учёбе или в семье накладываются личностные проявления, и мозг ребёнка «решает», что нужно защищаться, в том числе с помощью нападения.

2. Психические отклонения

«Может быть такое, что о диагнозе ребёнка никто не знает, потому что диагностировать заболевания, которые связаны с психикой, достаточно сложно. У них всегда есть дебютные проявления, но родители этого часто не замечают, потому что ребёнок всегда находится с ними», — говорит Наталия Линькова.

Как распознать буллинг

По словам Наталии Линьковой, учителя способны распознать буллинг раньше родителей, наблюдая за тем, как ребёнок взаимодействует с классом: если он всё время находится в стороне от других детей, стоит обратить на него внимание.

Публичные высмеивания, унижения, порча вещей также говорят о том, что подросток нуждается в помощи и поддержке взрослых. Всё это — проявления буллинга, который нередко путают с конфликтами. Но в конфликтах силы равны, а стороны стремятся достичь конкретной цели. В ситуации травли обидчики всегда сильнее, причём они проявляют агрессию ради забавы или самоутверждения, а пострадавший не может себя защитить, поэтому систематически подвергается психологическому или физическому насилию.

Родителям Наталия Линькова рекомендует насторожиться, если:

  • ребёнок периодически приходит домой в рваной одежде, с синяками или иными повреждениями;
  • настроение и поведение подростка резко меняется: был весёлым — стал замкнутым, потерял аппетит, перестал общаться со своей компанией друзей.

Если родители замечают такие проявления, нужно поговорить с ребёнком, чтобы подтвердить или развеять свои сомнения. Эксперт подчёркивает: вероятно, ребёнок будет выстраивать барьер, с одной стороны, потому что у него уже есть травматичный опыт, с другой — потому что для подростков это нормально. Но задача родителей — в любой ситуации дать ребёнку понять, что его любят, ему необходимо место силы —семья, куда он может прийти за поддержкой.

Наталия Линькова советует несколько приёмов для откровенного разговора с ребёнком:

1. Я-послание.

«Диалог нужно строить с позиции я-послания: «Я тебя люблю», «Я за тебя волнуюсь», «Я готов тебе помочь», «Что бы ни происходило, у тебя есть я, твой стабильный взрослый, я всегда на твоей стороне, у тебя есть моя поддержка», — говорит психотерапевт.

2. Разговор из эмоций.

Эксперт советует задать ребёнку вопросы из разряда: «Что ты сейчас чувствуешь?», «Что у тебя внутри?», «Я вижу, что у тебя что-то не в порядке, это не твоя проблема, это наша общая проблема».

3. Метафорический разговор.

Можно придумать или рассказать реальные ситуации из своего детства, поделиться опытом своих друзей детства и спросить мнение подростка, что бы он сделал на месте другого человека, что можно сделать в целом. «Благодаря этому у ребёнка уйдёт страх, что это разговор про него, и он сможет раскрыться и транслировать свои чувства и мысли, а у родителей появится понимание, как помочь ребёнку», — поясняет Наталия Линькова.

Как устранить буллинг

При первых признаках буллинга важно вовремя на него отреагировать, пока не случилась трагедия. Это задача взрослых — родителей и учителей. Мамам и папам, поняв, что их ребёнок подвергается травле в школе, необходимо прийти к классному руководителю, спокойно донести, что происходит, как часто и кто в этом участвует.

Дальше начинается планомерная работа учителей при поддержке родителей. Поскольку тема прекращения травли в школе обширна и включает множество нюансов, педагоги не всегда могут знать, что именно нужно делать.

Узнать больше о сути травли и о том, как её устранить и профилактировать взрослым, можно на следующих ресурсах:

Антибуллинговый проект «Травли.NET». В рамках проекта разработаны методические рекомендации для учителей и родителей, а также памятки для детей. Кроме того, работает горячая линия, где можно бесплатно получить поддержку профессионалов.

Проект «Буллинг. Школа. Москва». На платформе в свободном доступе выложены просветительские материалы для учителей, родителей и детей, а также представлены контакты анонимного чата с психологом, экстренной психологической помощи и горячей линии.

Проект «Родительский университет»курс «Школьная травля: как помочь ребёнку с ней справиться», в котором содержатся десятиминутные видеолекции и статьи по теме.

Академия безопасности Ольги Бочковой. Здесь можно пройти курсы для детей и родителей, которые позволят ребятам научиться выстраивать здоровые отношения в социуме и пресекать травлю, а родителям — лучше понять, как помочь своим детям. Также здесь можно заказать тренинг для класса в своей школе.

Как быть с психическими заболеваниями

Наталия Линькова отмечает, что тема психических заболеваний довольно сложная: их нельзя отследить, например, как сердечно-сосудистые проблемы с помощью кардиограммы.

С одной стороны, нужно обращать внимание на нехарактерное для ребёнка поведение. «Если он был спокойным, а стал проявлять агрессию, был активным — стал замкнутым, стоит отвести его к клиническому психологу», — утверждает эксперт.  С другой стороны, какой-либо триггер  может за 20 минут перевести дебютные проявления в прогрессию заболевания, и можно просто не успеть ничего предпринять.

При этом эксперт подчёркивает: школьные психологи не занимаются клинической диагностикой. Максимум, что может такой специалист — заметить, что с ребёнком что-то не так, и предупредить педагогов и родителей, что стоит обратиться к клиническому психологу.

«Специалист проведёт первичный осмотр. Хорошо работают проективные методики: рисование, ассоциативные игры, метафорические карты. Они дают возможность предположить дебютные проявления заболевания, и тогда клинический психолог направляет ребёнка к профильному врачу — психоневрологу или психиатру», — поясняет Наталия Линькова.

Бояться психологов и психиатров не стоит. Если у ребёнка есть заболевания, профессионалы окажут квалифицированную помощь на ранних стадиях. Если нет — помогут пережить стресс и научиться справляться с ним в дальнейшем.