Найти тему
Телеканал 360

«Попытки сделать кино стериальным»: что будет с киноиндустрией после скандала со «Словом пацана»

Авторская колонка Елены Кононовой

Ну всё, дорогие взрослые люди. И мы, журналисты, и общественники, и политики сделали всё для того, чтобы о сериале «Слово пацана» узнали даже те, кто смотреть его не собирался. Теперь, когда дело сделано, и о продукте кинематографа не высказался только ленивый, а Жора Крыжовников тонет в лучах сомнительной славы, можно начинать задаваться вопросом: а что дальше?

А ничего глобально не изменится

Вот уже выяснилось, что подростки-убийцы из Иркутска и вовсе не видели сериал. Дети в переходном возрасте склонны к иерархичности, к агрессии, к необдуманным поступкам. Даже весьма резкая обычно Мизулина — та, что за безопасный интернет, — пишет, что «просто есть отморозки, которых нужно привлекать к ответственности по закону, с которыми нужно работать». Стал ли сериал «последней каплей» — вопрос дискуссионный.

-2

В 2022-м Минкульт отказал в прокате сериалу «Монастырь» с Ивлеевой. Вы вообще помните об этом? Вряд ли. Пошумели и разошлись. Кто хотел посмотреть — посмотрел в интернете.

В чем-то эти истории похожи

«Монастырь» был частично снят по мотивам автобиографической книги «Исповедь бывшей послушницы». «Слово пацана» — адаптация книги журналиста Роберта Гараева, который в 14 лет вступил в группировку «Низы», а спустя много лет решил написать документальный эпос, построенный на интервью с участниками группировок и сотрудниками правоохранительных органов. Он даже группу в соцсетях создал — «Казанский феномен», причем задолго до появления сериала.

-3

Жора Крыжовников, переосмысливший это расследование, конечно, ни разу не документалист. Но показал уличные войны, «драки за асфальт» ярко и цепляюще.

Какой сериал/фильм/книги в будущем разойдётся на цитаты, всколыхнет умы лиц, скорых на принятие запретов — неизвестно. Но этот тренд на попытки сделать кино стерильным точно проживет ещё долго. И это ни плохо, ни хорошо.

Общество пытается прийти к балансу — убрать совсем уж откровенную черноту и богохульщину, и при этом распространить что-то доброе и светлое. Но последнего не хватает, потому что мир — не теплица для роз. На пути к хорошему без перегибов невозможно.

Так что стисни зубы, Жора Крыжовников, и принимай удары судьбы.