Найти в Дзене

Андрей Николаевич Бекетов - основоположник петербургской ботанической школы и "отец" русских ботаников

Сегодня исполняется 198 лет со дня рождения Андрея Николаевича Бекетова – выдающего ученого, одного из крупнейших русских ботаников, организатора и популяризатора науки, общественного деятеля, почетного члена Петербургской Академии Наук (1895), автора книг и учебников по ботанике, педагога, воспитавшего плеяду талантливых ученых.
В течение 36-летней (1861–1897) университетской деятельности Бекетов 16 лет занимал высокие административные должности: в 1867–1876 гг. избирался деканом физико-математического факультета, в 1876–1883 гг. — ректором Университета.

Андрей Николаевич Бекетов родился 8 декабря 1825 года в селе Алферьевка Пензенской губернии. Его отец – Николай Алексеевич Бекетов – был дворянского происхождения, но кроме короткого пребывания на флоте иной службы не имел и занимался хозяйством. Это был образованный человек, прекрасно разбиравшийся в отечественной и зарубежной литературе, находившийся в дружеских отношениях с поэтом Евгением Абрамовичем Баратынским, поэтом и критиком Петром Андреевичем Вяземским и другими видными деятелями культуры.

В 1834 году отец отвез Андрея и его брата Николая в Петербург для поступления в пансион Штендера при первой гимназии, а затем в саму гимназию. Годы, проведенные в общественном учебном заведении, дались нелегко, уже будучи зрелым человеком Андрей Николаевич пишет автобиографический рассказ «Пансион», где вспоминает непростое время в пансионе.

По окончании гимназии, в 1841 году Андрей Бекетов поступает на факультет восточных языков Петербургского университета, затем уходит на военную службу в лейб-гвардии егерской полк. Это ненадолго – с самого детства он почти не видит правым глазом, что сильно мешает службе. В итоге, в 1844 году Бекетов выходит в отставку и уезжает в имение отца, но через год переезжает в Казань, где поступает в университет на естественный разряд физико-математического факультета по специальности ботаника.

В 1849 году Андрей Николаевич заканчивает университет со званием кандидата естественных наук и получает место старшего преподавателя в Тифлисской дворянской гимназии. Защита состоялась 27 ноября 1853 года, в результате чего молодому ученому была присуждена степень магистра ботаники.

В 1854 году Андрей Николаевич женится на дочери известного исследователя Средней Азии Григория Силыча Карелина – Елизавете Григорьевне Карелиной и в ее лице обретает незаменимую опору и помощницу во всех начинаниях. Елизавета Григорьевна свободно владела пятью иностранными языками, отлично знала русскую и иностранную литературу.

У Бекетовых родилось пятеро детей: четыре дочери – Екатерина, Софья, Александра и Мария, единственный сын Николай умер в раннем детстве. Как их мать, сестры Бекетовы знали и любили литературу. Екатерина, Александра и Мария писали стихи, занимались литературными переводами. У Александры Андреевны, вышедшей замуж за юриста Александра Львовича Блока, родился сын Александр, будущий поэт. Андрей Николаевич души не чаял в маленьком Саше, они проводили много времени вместе, особенно летом, когда вся семья выезжала в имение Шахматово.

В 1861 г. Андрей Николаевич начинает читать лекции в Петербургском университете в качестве приват-доцента. Чтобы достойно содержать семью, приходится подрабатывать редактором, сотрудничать с разными журналами. В 1863 г. Бекетов избран ординарным профессором по кафедре ботаники, коим числился вплоть до 1896 года.

Невозможно переоценить вклад Бекетова в развитие этого направления. Приняв кафедру, оснащенную одним старым гербарием, Андрей Николаевич создал лучшую в России ботаническую лабораторию и ботанический сад. Его приход в Университет ознаменовался активным оживлением преподавания ботаники и интереса к этому предмету.

По инициативе Бекетова и благодаря финансовой поддержке его друга, воспитанника кафедры, миколога, приват-доцента Университета, а впоследствии академика, Михаила Степановича Воронина было построено здание кафедры по проекту архитектора Ивана Ивановича Горностаева.

Лекции стали иллюстрироваться не только гербарным материалом, но и специально изготовленными таблицами. Также именно Бекетов ввел практические занятия студентов с живыми растениями, они стали привлекать все больше заинтересованной молодежи.

При Андрее Николаевиче увеличивается гербарий и число оранжерейных экспонатов, создаются прекрасные наглядные пособия. Он неоднократно приносил в дар Университету собранные или приобретенные коллекции редких растений: гербарий среднеазиатской флоры, составленный Григорием Силычем Карелиным, гербарии, собранные на Филиппинских островах, и гербарии французского ботаника Пьера Бюльяра. Авторитет Бекетова был настолько высок, что со всех концов России ботаники-любители присылали ему гербарии и списки растений.

В отчетах Петербургского университета можно найти перечень нового оборудования ботанического кабинета кафедры: 18 микроскопов, проекционных фонарей — 2, прибор Найта для опытов, гелиоскоп Зильбермана, дендрологическая коллекция — 500 номеров, 700 экземпляров, химической посуды и инструментов — 25 номеров, 200 экземпляров, таблиц для лекций — 100 номеров; оборудование ботанического сада: живых растений в оранжереях 4500 номеров, гербарий 20 тыс. номеров, 51 тыс. экземпляров; справочных книг 150 названий.

Испытывая потребность преподавания на живом материале, Бекетов понимал необходимость постройки оранжереи с учебными кабинетами и устройства Ботанического сада. Руководство Университета долго не соглашалось, считая, что студенты могут пользоваться Ботаническим садом на Аптекарском острове, но Бекетов был настойчив и добился положительного решения этого вопроса.

Вскоре было найдено подходящее место: за стеной университетского двора было около двух гектаров незанятой земли, принадлежащей кадетскому корпусу. По ходатайству Совета Университета в 1867 г. военный министр Дмитрий Алексеевич Милютин отдал этот участок земли специально под устройство Ботанического сада.

Посредине участка построили трехэтажный каменный дом для ботанических занятий, а близ него — оранжерею с тремя отделениями: холодным — для растений местной флоры — и двумя теплыми — для южных растений. В отчете Университета за 1869 г. есть сообщение об окончательном перемещении ботанического кабинета в новое здание и приобретении 1000 видов растений, часть которых подарена была Ботаническим садом на Аптекарском острове, часть — любителями, в том числе приват-доцентом Михаилом Степановичем Ворониным.

Окончательная приемка зданий состоялась 24 августа 1870 г. комиссией в составе Андрея Николаевича Бекетова, архитектора Ивана Ивановича Горностаева, во главе с ректором Карлом Федоровичем Кесслером. В отчете за 1870 г. содержатся сведения об окончательном устройстве водяного отопления оранжереи, о наличии в ней 3000 растений и установке деревянной решетки со стороны университетского двора, начатых в Саду посадках растений. В частности, один из участков Сада был отдан профессору сельского хозяйства, который рассаживал на нем культурные растения. Период строительства Сада, его посадок продолжался еще в течение нескольких лет. В результате этих усилий студенты получили круглогодичную площадку для изучения и наблюдений.

Музей истории СПбГУ
Музей истории СПбГУ

В 1886 г. А. Н. Бекетов вместе с профессором Христофором Яковлевичем Гоби основал первый российский научный ботанический журнал — «Ботанические записки (Scripta Botanica)», который издавался до 1916 г. Создатели журнала обосновали необходимость такого издания тем, что в России не было ни одного специализированного ботанического журнала на русском языке и многие работы отечественных авторов оставались неизданными.

Журнал включал статьи по всем отраслям теоретической и прикладной ботаники и печатался в сопровождении частичного перевода или резюме на одном из иностранных языков — преимущественно на немецком или французском. Со временем и за границей стали охотно меняться своими научными журналами с «Ботаническими записками», благодаря чему университетская библиотека Петербурга пополнялась изданиями не только по ботанике, но и по другим предметам естествознания.

Библиотека Ботанического сада СпбГУ
Библиотека Ботанического сада СпбГУ

Андрей Николаевич принимал активное участие в организации съездов русских естествоиспытателей и был одним из учредителей Петербургского общества естествоиспытателей при Университете. Именно он с 1868 по 1871 г. был первым секретарем общества, с 1874 по 1881 г. — председателем ботанического отделения, а с 1881 по 1897 г. избирался президентом Общества. Также с 1870 по 1880 г. редактировал «Труды Санкт-Петербургского общества естествоиспытателей».

Бюро VIII Съезда естествоиспытателей и врачей 28.12.1889. Музей истории СПбГУ
Бюро VIII Съезда естествоиспытателей и врачей 28.12.1889. Музей истории СПбГУ

Общество объединяло профессоров и преподавателей физико-математического факультета Университета и высших учебных заведений Петербурга, а также выдающихся ученых из других регионов; занималось организацией экспедиций по изучению природы России, в особенности ее северных окраин; проводило большую работу по популяризации естественных наук с помощью публичных лекций, экскурсий в Ботанический сад Университета и в университетские лаборатории, где демонстрировались опыты с соответствующими пояснениями.

Устав Общества был составлен при активном участии Андрея Николаевича, который настоял на том, чтобы «Труды» Общества печатались на русском языке, что способствовало распространению естественно-научных знаний среди широкого круга русской интеллигенции. Важнейшей задачей Общества естествоиспытателей Бекетов считал изучение природы России, в особенности ее окраин, ее ископаемых богатств и помощь сельскому хозяйству и промышленности.

Экспедиции, организованные Обществом, обследовали Белое море, Финский залив, Алтайские горы, Фергану, Крым, Калмыцкие степи, Архангельскую и Витебскую губернии, болота Петербургской губернии.

Организаторы Высших женских курсов
Организаторы Высших женских курсов

Преподавательский талант Бекетова проявился не только в Университете, но и при организации Высших женских курсов, которые были открыты в 1878 г. и с самого возникновения были предметом его деятельных забот. Благодаря серьезной университетской постановке преподавания Петербургские Высшие женские курсы стали настоящим женским университетом.

С 1879 по 1889 г. Бекетов занимал пост директора Высших женских курсов (после Константина Николаевича Бестужева-Рюмина). Кроме того, в течение многих лет он читал курс лекций, был председателем Комитета Общества для доставления средств, а с 1882 г. — председателем Совета курсов.

С самого открытия Андрей Николаевич заботился ο «приискании помещений» для Курсов. 19 июня 1884 г. началась постройка собственного здания для Курсов на 10-й линии Васильевского острова № 33 (ныне Институт наук о Земле СПбГУ). Средства на строительство были собраны частным порядком.

22 сентября 1886 г. учебный год начался в новом здании, над проектом которого работали шесть архитекторов. Помещения были оборудованы для лекций и практических занятий по последнему слову: организованы физический, зоологический, ботанический, анатомический, физиологический, минералогический кабинеты и химическая лаборатория, а также, организована библиотека.

На торжественной церемонии открытия А. Н. Бекетов сказал: «Торжество, на котором мы присутствуем сегодня, многозначительно для всей страны. Это освящение и открытие первого здания, воздвигнутого в России высшему женскому образованию и притом на частные средства русского общества».

Здание Высших женских курсов. Альбом фотографий к 25летию ВЖК. 1903 г.
Здание Высших женских курсов. Альбом фотографий к 25летию ВЖК. 1903 г.

Начав преподавательскую деятельность в университете, Бекетов столкнулся с полным отсутствием учебной ботанической литературы на русском языке. И в течение многих лет Андрей Николаевич занимался переводами и написанием собственных учебных материалов. Полное собрание работ Бекетова можно посмотреть на сайте СПбГУ: https://bioslovhist.spbu.ru/person/1366-beketov-andrey-nikolayevich.html

В заключение хочется добавить несколько слов о преподавательском таланте великого ученого. В 60–80-х годах XIX века Андрей Николаевич Бекетов оказывал большое влияние на жизнь Университета. Присущие ему независимость и честность завоевали уважение коллектива профессоров, со многими из которых у Бекетова были не только профессиональные, но и личные отношения: всю жизнь его связывала большая искренняя дружба с Дмитрием Ивановичем Менделеевым; Иван Михайлович Сеченов ценил и любил Бекетова, бывал в его семье; Илья Ильич Мечников часто обращался за советом и поддержкой.

Отношения Бекетова с учениками были исключительно близкими и открытыми. Студенты ценили свободу, которую профессор предоставлял им, не стесняя в выборе тем исследований, лишь по-отечески направляя и подсказывая.

Ботаник Иван Парфеньевич Бородин писал: «Все хорошее, доброе находило отклик в его благородной душе, всякое зло и несправедливость вызывали в нем чувство глубокого негодования… Неспособный сам на зло, он в высшей степени доверчиво относился к людям… Крайне умеренный во всем, кроме труда, Андрей Николаевич мало ценил материальные блага жизни, внешний комфорт, —наклонность к аскетизму… чувствовалась в нем до конца».

А.Н. Бекетов со студентами-ботаниками выпуска 1883 г. Рядом с ним (справа) А.Н. Краснов.
Из книги А.А. Щербаковой А.Н. Бекетов выдающийся русский ботаник и общественный деятель, 1958
А.Н. Бекетов со студентами-ботаниками выпуска 1883 г. Рядом с ним (справа) А.Н. Краснов. Из книги А.А. Щербаковой А.Н. Бекетов выдающийся русский ботаник и общественный деятель, 1958
Подписывайтесь на канал Ботанического сада СПбГУ, чтобы быть в курсе новостей🌿