Не все, служившие в Советской Армии знакомы с такой формулировкой. Это из армейской характеристики. Не всем ее давали, да многим она была и не нужна, а скорее никому не нужна, кроме армейского начальства и их заместителей по политической части. О какой политической грамотности восемнадцати-двадцатилетнего парнишки могла идти речь? Он что, прочитал от корки до корки "Капитал" Карла Маркса, изучил полное собрание сочинений В.И. Ленина? Больше, чем уверен, что наши замполиты и комсорги не читали фундаментальный труд К. Маркса. Да и несколько работ Ленина читали по диагонали: быстрым скоком по европам! Много лет спустя, женщины, учительницы, спросили меня, какие предметы могу преподавать? Ответил им, что хоть китайский язык, и с завтрашнего дня. На возражение о моем незнании китайского языка, заметил им, что не меня будут спрашивать на уроке, а я буду оценивать других в знании китайского языка. Кстати, в советских школах было препорядочно таких учителей китайского языка.
Что такое морально устойчив? А хрен его знает! Возможно, считалось достаточным одноразовое переписывание в тетрадь "Морального кодекса строителя коммунизма". Но, каждые полгода наше воинское начальство устраивало мероприятие под названием "Проверка морально-деловых качеств водителей". Вот именно, такой экзекуции подвергались только солдаты хозвзвода, причем, только шофера. В чем она заключалась? В коллегиальности! В кабинете, как в президиуме, сидели офицеры: командир части, начальник штаба, замполит, комсорг части, зампотылу и зачем-то доктор-капитан. Солдатиков приглашали по одному и вспоминали все его прегрешения с начала службы и до сего дня. Читали мораль, давали последнее слово и выносили вердикт. Молодые проходили через кабинет быстро, а дольше всех задерживались деды, так. как их послужной список изобиловал интересными происшествиями.
Читателям, наверное, интересно: почему другие солдаты не проходили проверку? А что взять с радиста, телеграфиста или телефониста, если они постоянно в казарме или на смене, или в наряде. Они всегда политически грамотны и морально устойчивы. Про хлебореза и свинаря и речи не могло быть о пошатнувшемся моральном облике или политической близорукости. Иное дело шофер. Он далек от стадности, а следовательно от стадного инстинкта. Он скорее индивидуалист, мелкий собственник. Пусть автомобиль государственный, но у шофера он превращается в личную собственность. Пусть на пассажирском сиденье сидит прапорщик или офицер, называемый и записанный в путевом листе старшим машины, но на деле старшим в автомобиле остается рядовой имярек, про сержантов и разговора быть не может, - это почти генералиссимус. Это от молоденького парнишки зависит исправность автомобиля, его проходимость, доставка нужного в нужное место в нужное время. А старший машины или скучает на пассажирском сиденье, или дремлет, если считает шофера недостойным для беседы за жизнь.
Шофер может скалымить, купить и привезти в часть алкогольные напитки. Что там может. И калымили и привозили, и устраивали веселые посиделки. Еще разлагающе действовали на некоторых прапорщиков и офицеров, принуждая последних к совместному распитию спиртных напитков. Если кому-то из прапорщиков или офицеров нужен был автомобиль для личных нужд, а это сверх служебного времени, то договаривались с шофером и только после его согласия шли к командиру части просить конкретный автомобиль с конкретным водителем. В противном случае автомобиль внезапно ломался, чаще всего не запускался двигатель из-за непоступления топлива из топливного бака в карбюратор. Офицеры же тоже люди, к тому же семейные, а продукты все привозные. А здесь полный кузов ящиков с картошкой или тушами баранов. Трудно разве сделать небольшой крюк, выгрузить три ящика картошки или скинуть одного барана? Почему не потрафить хорошему человеку. А если не так, то водила политически грамотен и морально устойчив.
У нас на водовозке служил некто Попов по прозвищу Попик. Какая кошка пробежала между им и капитаном Векличем понятия не имею, но, Попик целый месяц не привозил воды Векличу, тот ее вынужден был покупать у солдатиков из других частей. Веклич пожаловался командиру части, они выловили Попика в ста метрах от квартиры Веклича, на приказ командира рядовой Попов ответил: есть! Командир отбыл. а у Попика затроил двигатель и он отправился в часть, чтобы в тепле гаража искать причину неисправности. У меня тоже случалось не заметить идущего в часть Веклича и проехать мимо.
Как-то в задушевной беседе с офицерами в КТП мне намекнули. что для поступления в ВУЗ мне нужна будет армейская характеристика и получили ответ о ее ненужности. А тогда только что ввели требование: уволившиеся в запас солдаты, при поступлении в ВУЗ обязаны предоставлять армейские характеристики. Напугали! Ребята. я увольняюсь осенью, а , если буду поступать, то только в следующем году. Дома на печи сидеть не буду, пойду работать. Если в армию писал характеристику на себя, то и для поступления в ВУЗ напишу, да такую, что меня примут на учебу в МГУ без вступительных экзаменов, так-как политически грамотный и морально устойчивый.